Беседа Братца Иоанна

 

от 11 июля 1910 года

 

5-я неделя по Пятидесятнице.

 

В воскресенье, 11 июля, Братец Иоанн сказал:

- Иисус прибыл в страну Гадаринскую. Когда Он вышел из лодки, то Ему встретился бесноватый, то есть одержимый нечистым духом. Он имел жилище не в доме, а во гробах и был многократно скован цепями, но он разбивал их о камни, и никто не мог укротить его, и всегда и днём и ночью кричал и бился о камни.

- Это я был такой, - говорит кто-то.

- Также и ныне пьяницы кричат и бьются о камни и живут не в домах, а в трактирах и кабаках, мимо которых люди боятся даже проходить. Их отправляют в участок, но они и там кричат и разбивают окна и двери. Поэтому пьяниц мы должны признать и назвать бесноватыми. Но им льстят, называют их пьяницами и говорят: «Они проснутся и отрезвятся». Но они просыпаются и опять напиваются и беснуются. И мы видим - так беснуется весь мир.

- Прости, Дорогой!

- А беснуются они потому, что потеряли веру в Бога и в Его Слово. Они беснуются и, подобно гадаринскому бесноватому, живут за городом, на могилках, в трактирах и кабаках.

Тот только не признаёт сходства между гадаринским бесноватым и нынешними бесноватыми - пьяницами, кто не признаёт беснования. А Я говорю: что напился - что взбесился - это всё равно.

Увидев Иисуса издалека, бесноватый прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня».

И в настоящее время все подобные люди, если слышат Слово Божие, мучаются и говорят: «Пожалуйста, перестань, не говори, не мучь меня». Они делаются нервными, раздражительными, злыми, бесноватыми, даже более, чем гадаринский бесноватый, потому что гадаринский бесноватый, хотя как бы и укорял Христа, говоря, что Он его мучит, но он всё-таки прибежал к Нему, поклонился и сказал: «Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». Как будто Христос его мучил; но Он сказал: «Выйди, дух нечистый, из сего человека и впредь не входи». И он исцелился.

- Спасибо!

- Если же мы говорим: «Выйди и впредь не входи», то от наших слов никакой нет пользы, потому что мы говорим свои слова, а не Христовы. Мы или льстим пьяницам, говоря, что они не бесноватые, а только пьяные и что они выспятся и отрезвятся; или же мы грозим им розгами и лишением места. Но ни то, ни другое не помогает. Пьяница выспится и опять напивается, а на угрозу он отвечает: «Я не боюсь твоих розог, а прогонишь с места - у меня золотые руки, и я найду себе другое место». Ничем - ни лестью, ни страхом - нельзя помочь такому человеку и исцелить его от пьяного беснования. Но если ему говорить слова пророков и слова Евангелия, то он сознает своё беснование и скажет: «Я бесновался, подобно гадаринскому бесноватому, и я бился о камни мостовой, как он бился», и тогда он будет искать Христа, то есть Слов Христовых, и они исцелят его, и он сделается трезвым и богатым. И тогда вся природа и самый день будет служить ему и на нём оживится Евангелие.

Тогда он станет рассказывать и другим, как он бесновался и бился о камни, и они будут читать в нём Евангелие и от радости воспоют.

И все запели: «Отверзу уста моя».

- И сказал Иисус: «Выйди, дух нечистый,- то есть пьяный,- и впредь не входи», и спросил его: «Как твоё имя? И он сказал: «Легион имя мне, потому что нас много».

Подобно этому бесноватому и ныне гордые говорят: «Что ты тычешь и говоришь мне «ты, ты?». Называй меня на вы». Это беснование, гордость, заставляет человека так говорить: «Нас не один, а много». Этим человек показывает, что в нём много гордости.

И просили бесы Иисуса не высылать их вон из той страны. Там при горе паслось большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: «Пошли нас в свиней». Иисус позволил им, и они вошли в свиней, а их было около двух тысяч. Видно, что в бесноватом было много бесов. Если бы был один бес, то потонула бы одна свинья, а то потонуло две тысячи, потому что в каждую свинью вошло по бесу.

Теперь также многие беснуются и бросаются с берегов и мостов в воду. Им кидают спасательный пробочный круг, но они отталкивают его и погибают. Я спрашиваю Сам Себя: почему? Потому что, наверное, им кидали Слова Божии, как круг спасательный, но они отталкивали их, говоря: «Я сам больше тебя знаю». Бог отнял у них ум, и они, как свиньи, кидаются с крутизны в воду и погибают. Почему же Бог отнял у них ум? Он сотворил человека по образу Своему, но человек исказил в себе образ Божий, который был у пророков, у Христа и у Апостолов, и в нём образ Божий обратился в образ скотский и бесовский.

Говорят, что есть оборотни, что люди иногда оборачиваются в свиней, скотов, лошадей и других животных . Я раньше не верил этому. А когда возрос, то увидел таких людей, которые, хотя и имеют внешний человеческий образ, но внутренний их образ, действительно, скотский, потому что они лают, как собаки, живут, как свиньи, и погибают, как взбесившееся свиное стадо. И сколько их погибает!

Тогда погибло в одно время две тысячи, а теперь ежегодно, как свидетельствует статистика, погибают тысячи от верёвочки, пули, яда и воды.

Бесы просили Иисуса послать их в свиней, и Иисус исполнил их просьбу. Так и теперь, иногда пьяница просит Бога: «Помоги мне достать на сотку», и Бог иногда, допускает ему погибель, как и тем свиньям, для того, чтобы другие увидели его погибель и вразумились, покаялись и спаслись.

Как бесам Иисус позволил войти в свиней, так и нас Бог иногда допускает до падения для того, чтобы мы познали весь вред греха, покаялись бы и исправились бы.

Пастухи же свиней побежали и рассказали в городе, и в деревнях. И жители, увидев, что бесновавшийся исцелился, а свиньи погибли, стали просить Иисуса, чтобы Он отошёл от них, потому что им доходнее были свиньи, нежели здравые люди. Подобно этим жителям и в настоящее время многие заботятся не о Словах Божиих и не о трезвых людях, а о свиньях, чтоб они больше пили и приносили доход трактирам. И от этого весь мир беснуется.

Но как гадаринский бесноватый исцелился словами Христа, так и теперь, бесноватые от вина могут исцеляться только Словами Христа. Для того и написано Евангелие, чтобы бесноватые прибегали ко Христу и исцелялись от Него. Из слов Евангелия они сделают сравнение и увидят, что бесноватый и пьяный - это одно и то же. Тогда они применят к себе Слова Евангелия и исцелятся.

Допуская пьянство и всякую неправду, человек ожидает какого-то сверхъестественного наказания. В нём нет веры в успех дела, и он боится, чтобы с ним не случилось какое-нибудь несчастье, которое иногда и случается. А когда он делает правду, согласно Писанию, то у него является вера в успех своего дела.

Так если и ты будешь говорить о Боге и искать Его Слова, то, помимо твоего желания, в тебе пробудится вера, и она исцелит тебя.

И все запели: «Верую во Единого Бога», а Братец Иоанн сказал:

- Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца. Верую всем видимым и невидимым делам. Невидимые дела - это те, о которых Я только читаю. Я не видел, а только читаю, как бесноватый бился о камни и как Слова Христа исцелили его. И в настоящее время, кто читает Слова Христа и вникает в них, того они исцеляют и тот уже не бьётся о камни. Но кто только читает Евангелие, а к жизни не применяет, то такому чтецу оно не приносит пользы: он не видит в пьяном бесноватого.

Но что было прежде, то бывает и теперь. Прежде бесновались и целились, и теперь беснуются и целятся.

Когда Иисус вошёл в лодку, то бесновавшийся стал просить Его, чтобы Он взял его с собой, говоря: «Если Тебя гонят отсюда, то я не отстану от Тебя».

- Не отстанем, - говорят слушатели.

- И пойду за Тобой.

- И мы пойдём.

- Но Иисус не дозволил ему, а сказал: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». Раз ты исцелился, то пойди и расскажи, - и это будет Живое Евангелие. И он пошёл и начал проповедовать о том, что сотворил с ним Иисус, и все слушали и дивились Великим Делам.

- Спасибо!

- И сказали: «Не в сие ли время устрояется царство Израиля?».

- Так, в сие, - сказали слушатели и запели: «Отверзу уста моя».

- Вот Я напомнил вам Евангелие от Марка, из 5-й главы, а положено читать сегодня в церкви Евангелие от Матфея, из 8-й главы. Матфей описывает двух бесноватых, живших в Гергесинской стране,но Я прочёл вам об одном бесноватом, жившем в Гадаринской стране, о котором повествуют Марк и Лука. Наверное, один бесноватый был гергесинский, а другой гадаринский, - Я не сумею сказать, - но Марк подробнее говорит, нежели Матфей; поэтому Я и прочёл вам из Марка, а не из Матфея, как положено.

Исцелённый просил Иисуса позволить ему ходить за Ним, но Христос не позволил: Христос знал, что ему будет трудно ходить с Ним.

- Хорошо, - говорят слушатели.

- Поэтому Иисус и сказал ему: «Пойди и расскажи то, что сотворил тебе Господь и как помиловал тебя». И в настоящее время Евангелие также может исцелять этот пьяный, беснующийся народ, и он будет рассказывать, что сотворил с ним Господь.

Вот Я напомнил вам Евангелие о гадаринском бесноватом, который исцелился тогда, когда побежал к Иисусу, хотя, как бы и упрекал Его за то, что Он мучил его. Легко таких исцелять. Но как исцелять тех, которые бегут от Слова Христа? А многие приходят и говорят: «Братец, мой муж пьянствует, помолись о его исцелении». Но как его исцелить, если он не верит в Слова Христа и бежит от них? Если бы в нём было хотя горчичное зерно веры, то он принял бы Слово Христово и оно исцелило бы его.

Ещё напомню вам слова Апостола Павла к Римлянам .

- К нам.

- В 10-й главе мы читаем: «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую, что они имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Апостол Павел говорит, что он желает и молится, чтобы верующие люди спаслись, но они только ревнуют о Боге, а не рассуждают о Нём: пропоют, пропоют - да и ладно.

- Это я такой, - говорит кто-то.

- Поэтому Апостол Павел и говорит далее о таких людях: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».

То есть, если верующие люди, желая обратить других на путь спасения, будут говорить им не о Слове Божием, не о Царстве Небесном, а о земных только благах, то их слушатели не получат ни Царства Небесного, ни земных благ. Если кто-нибудь, желая спасти другого, скажет ему: «Вот я был опорочник, а теперь у меня свой магазин, свой дом, своя земля, так и ты, если перестанешь пить, то и у тебя будет всё своё», то от таких слов не будет ему никакой пользы: он погонится за богатством, ради него перестанет пить, но потом, когда накопит его, опять пропьёт его, потому что в нём была пробуждена жажда к богатству, а не вера в правду Божию.

Но если мы будем говорить и заботиться прежде всего о правде Божией, о Царстве Небесном, то тогда спасёмся и телесно и духовно. И сейчас Я вижу тех, которые были опорочниками, а теперь все одеты, и никто из них не скажет, что Я спасал его, давая ему деньги или суля ему материальные выгоды. Нет, Я прежде всего стараюсь Словом Божиим, словами пророков и словами Евангелия пробудить в человеке веру. И кто много верит, тот много и получает, а кто мало верит, тот мало и получает.

Но люди не покоряются Слову Божию, а «оно, - говорит Апостол Павел, - близко к тебе, оно в устах твоих и в сердце твоём». У всех пророков, у Христа и у Апостолов Слово Божие было близко к ним и потому оно целило чрез них людей. А теперь только разве розгой исцелять их, потому что Слово Божие далеко от них. Теперь признают Иисуса за Бога, но Слов Его не признают. А между тем, и теперь Христос говорит с нами чрез Евангелие и теперь Слово Его близко к нам. И Апостол Павел говорил близко. Он говорил: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Но теперь многие призывают Господа, но не спасаются, потому что не рассуждают о Его Словах и не применяют их к жизни человеческой. Но если ты применяешь слово Христа к жизни человеческой, то оно спасает тебя и окружающих тебя, потому что написано для исцеления человеков.

«Но как, - говорит далее Апостол Павел, - призывать Того, в Кого не уверовал? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?».

Как пророку Исаии не верили, так и Апостолу Павлу некоторые из книжников не верили. Апостол говорит: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия».

Но Я спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле прошёл голос Апостолов и до пределов вселенной слова их, как звон от многих колоколов - больших и маленьких. У нас все знают, когда во все колокола звонят, то это означает большой праздник - Светлое Христово Воскресение, а один колокол звонит - значит будень.

Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность, раздражу вас народом несмысленным». Неграмотные будут исцеляться от Слова Божия и от молитвы.

- Спасибо!

- А грамотные книжники не исцеляются, а стреляются, вешаются, топятся. Одни спасаются, а другие истребляются. Для чего это Бог допускает? Для того, чтобы люди понимали, что лучше признавать науку Евангельскую и быть здоровыми, нежели призвать науку мирскую и быть больными.

- Спасибо! Господь Тебя послал, - говорят слушатели и поют: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

Затем Братец продолжает:

- Вот Я напомнил вам Евангелие о бесноватых и слова Апостола Павла к Римлянам, который говорил очень близко к Римлянам.

- К нам, - говорят слушатели.

- Конечно, и к нам, если мы будем рассуждать и применять к своей жизни слова пророков, Христа и Апостолов и будем исцеляться от пороков и болезней.

Я считаю для Себя недостаточной одну молитву. Мне нужно ещё рассуждение о Слове Божием. Тогда у Меня будет вера, и кто будет слушать Слово Божие, то и у того тоже будет Вера и он исцелится.

Ещё напомню вам слова пророка Иеремии, из 5-й главы его книги: «Походите по улицам Иерусалима и посмотрите и поищите на площадях его, не найдёте ли человека, соблюдающего правду, ищущего истину? Я пощадил бы Иерусалим».

Мы все ищем человека справедливого; если мы строим дом, то ищем справедливого подрядчика; если торгуем, то ищем справедливого приказчика. Но мы ищем справедливых людей только тогда, когда это нам выгодно, потому что мы руководствуемся выгодой, а не словами пророков, Христа и Апостолов. Подобно этому мы ищем ещё для веселья балалаечников, скоморохов, песенников, пьяниц, развратников и развратниц. Как же Господу пощадить нас и города, в которых живём?

Поэтому пророк говорит далее: «Хотя и говорят они: жив Господь! Но клянутся ложно. О, Господи! Очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; истребляешь их холерой, а они стадами погибают, как гадаринские свиньи, но они не хотят образумиться. Это уже такая природа. Они сделались крепче камня».

И сказал себе пророк Иеремия: «Может быть эти люди такие потому, что бедны или глупы. Потому, что не знают пути Господня, закона Божия. Пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они такие же - ещё хуже».

- Хуже, - говорят слушатели.

- Они читали Закон Божий, но говорят: «Мало ли что там написано, это относится не к нам, а к людям далекого прошлого». Они научились у учёных людей. «За то, говорит пророк, поразит их зверь». А теперь вместо зверей поражают людей люди-звери.

- Помолись!

- Пророк говорит: «Барс будет подстерегать у городов, и кто выйдет - будет растерзан». Ныне зверей нет, а смотришь: растерзан, потому что не искал истины у пророков и в Евангелии, а учился у скотов, у зверей. А если кто будет учиться у пророков, Христа и Апостолов, тот не будет растерзан. Но кто не учился у пророков, Христа и Апостолов, тому Бог говорит: «Как же Мне простить тебя? Сыновья твои оставили Меня и толпами ходили в дом блудниц. Это откормленные кони. Каждый ржёт на жену другого». Чужая жена - красивая, а своя - противная.

- Это я такой, - говорит кто-то.

- Поэтому умножились преступления, и люди погибают от резни и от худых болезней: носы проваливаются и всё тело гниёт и смердит. Но они говорят: это так пришлось. Нет, не так. «Дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною вероломно», - говорит Господь. Они переменили все законы, положив заповедь на заповедь, правило на правило: тут немного, там немного (Исаия 28, 10; 13), и солгали на Бога, сказав: «Нет Бога и беда не придёт на нас». Нет, придёт,- говорит пророк Иеремия.

Из этого мы видим, что не можем не бояться. Если отрок не боится отца, то он делает ему неприятности, тащит у него то, чего не должен брать, шалит на улице, бросает камешки и попадет ими в людей и в окна и разбивает их. Если и в обществе, человек ничего не боится, то он делается вором. Если кто не боится царя, то он будет злоупотреблять своими обязанностями пред ним. Если и цари никого не боялись, даже Самого Бога, то и они тоже злоупотребляли, и царство их разрушалось. Но если они боялись Бога, то у них был успех во всём. Как и у царя Давида. Надо кого-нибудь бояться: а то нас накажет если не гражданский, то Божий суд. Надо кого-нибудь бояться: тогда мы будем счастливы и богаты.

Поэтому если кто говорит: «Нет Бога, пророки стали ветром, и Слова Господня нет в них», то Бог говорит таковым: «За то, что вы говорите такие слова, вот Я сделаю Слова Мои в устах твоих огнём».

- Как у Братца, - говорят слушатели.

- Слова Божии, как огонь, жгут сердце. И говорит Господь: «Народ этот Я сделаю дровами, и огонь Моих Слов пожрёт их».

- Помолись, Дорогой Братец!

«Вот Я наведу, говорит Господь, народ сильный - все они - люди храбрые, и съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укреплённые города твои - всё истребят».

То же самое и с нами будет, если мы не будем беседовать о Слове Божием, о словах пророков и словах Евангелия и будем их нарушать. Мне думается, что так.

- Так, - говорят слушатели.

- Но как бы люди ни нарушали и ни уничтожали слова пророков и слова Евангелия, они навсегда останутся и всегда будут спасать исполнителей и казнить нарушителей. Когда иудейскому царю Иоакиму читали свиток книги пророка Иеремии, записанный пророком Варухом, то царь, по мере чтения, отрезывал его листы и бросал в огонь, пока не был уничтожен весь свиток (Иер. 36, 23). Но как ни сжигали книгу пророка Иеремии, всё-таки она осталась и до сего времени назидает людей.

И в настоящее время кто слушается слов пророков и слов Евангелия, тот спасается, а кто не слушается и не интересуется Словом Божиим, тот погибает.

Господь через пророка Иеремию говорит: «Вы оставили Меня и стали служить чужим богам, то есть чужой науке. Нечестивые, как птицеловы, ставят ловушки из балалаек, пирушек, гульбушек. Как клетка наполняется птицами, так дома их наполняются обманом и развратом. Через это они разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили всякую меру во зле, не разбирают судебных дел сирот и нищих. Неужели Я не накажу их за это? Не отомстит ли душа Моя такому народу? «Нет, Израиль не останется без наказания».

Для чего написано это? Для того, чтобы спасти грядущие поколения, которые прочтут это и скажут: «Нет, нельзя так жить, надо ревновать о правде Божией так, как ревновал пророк Иеремия».

Всегда Господь наказывал тех, которые не слушались слов пророков и слов Евангелия, и всегда было спасение тому, кто слушался их, и до конца Господь будет послушных спасать.

- Спасибо!

 

Ив. Трегубов.