Беседа Братца Иоанна

 

от 29 августа 1910 года.

 

12-я неделя. Об Иоанне Крестителе.

 

В воскресенье, 29 августа, Братец Иоанн вошёл в зал вместе со священником местной церкви Спаса Колтовского Николаем Сперанским. Взяв у него благословение, Братец взошёл на кафедру и стал читатьЕвангелие от Марка, 6-ю главу, с 10-го стиха :

- Иисус сказал ученикам Своим: если вы где войдёте в дом, то оставайтесь в нём, доколе не выйдете из того места, то есть иными словами, оставайтесь там, где вас примут, и не ищите, где лучше, пока не кончите своего дела. Будьте довольны тем домом, где вас примут, и не переходите в другой дом, чтобы переходом из дома в дом не обидеть принявших вас.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- А если кто не примет вас и не будет слушать вас, то выйдите оттуда и отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

И теперь нет отрады там, где не принимают Слова Божия: там ссоры, драки, резня, там разрушаются семьи и проваливаются целые государства, подобно Содому и Гоморре. Евреи не приняли Слова Христа - и их государство рухнуло, как Он предсказал. Но кто принимает Слова Христа, тот бывает справедливым, крепким, здоровым и долговечным.

И пошли ученики Христа и проповедовали покаяние, изгоняли бесов, мазали маслом больных и исцеляли их. И доныне если кто услышит Слово Бога и поверит в него, то придёт в покаяние и ото всех злых бесов избавится и навсегда останется кротким.

- Спасибо!

- Но если только помазать человека маслом, а не привести его в покаяние и не научить его Слову Божию, то он не может исцелиться.

- Не может, - говорят слушатели.

- Слово Божие зажигает в человеке веру, и он приходит в покаяние и плачет, и если такового помазать маслом, то он исцелится от болезни и от всякого зла. А раз из него ушло зло, то и бес ушёл. Мне так думается.

- Так, - говорят слушатели.

- Поэтому сказать «бес» или сказать «зло» - это всё равно. Если пришло учение зла, значит пришёл бес. Если пришло учение кротости и правды Евангелия, значит пришёл Бог!

Далее мы читаем: «Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». Когда Христос изгонял бесов и исцелял больных, то Ирод не верил Ему и говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых и творит эти чудеса». Из этого мы видим, что Ирод не верил Иоанну Крестителю при его жизни, а когда он отсёк ему голову и когда услыхал про чудеса Христа, то поверил Иоанну Крестителю мёртвому. Если бы Ирод отнёсся к Иоанну Крестителю и при его жизни точно так же, как и после его смерти, то царство Ирода, царство еврейское, оставалось бы и до сего дня.

Так и мы частенько не верим проповедникам правды при их жизни и даже гоним их и камнями побиваем, а когда они умрут, тогда памятники им ставим.

Так поступают и дети со своими родителями: пока отец и мать живы и наставляют их, как Иоанн Креститель наставлял Ирода, то дети не слушаются и не уважают их, а когда отец и мать умрут, то дети с плачем говорят: «Какие они были справедливые, а мы их не слушали» и ставят их наравне со святыми, а живых ругали и называли глупыми.

Так и Христу и Апостолам при их жизни многие не верили, а когда их замучили, то сразу тысячи поверили в них.

Что было тогда, то происходит и теперь. Для того и написано Евангелие, чтобы мы сравнивали бывшее с настоящим и из этого сравнения извлекали бы себе поучение. Если мы читаем в Евангелии про Христа и Апостолов, про Иоанна Крестителя и про Ирода, то мы должны сделать сравнение и спросить себя: на кого мы похожи?

- На Ирода, - говорят слушатели.

- В то время, когда жил и проповедовал Христос, люди того времени сравнивали Его с прежними проповедниками и говорили: «это Илия», а иные говорили: «это пророк, или как один из пророков». Они так говорили потому, что Христос был похож на всех пророков: те ревновали о Слове Божием, и Христос о нём ревновал. Но если написать и почитать наши биографии, то мы окажемся похожими на всех разбойников.

- Прости, Дорогой! - говорят слушатели.

- Разбойника сколько ни мажь маслом - он не исцелится, а если поговорить с ним кротко из Слова Божия, то исцелится от своего разбоя. Так и нам не помогает масло, если мы не говорим о Слове Божием, не проникаемся им и не каемся. Раз у тебя нет покаяния, то нет и исцеления: от не раскаяния ты остаёшься злым и сердитым, а от злости разливается желчь, и ты делаешься больным.

Но если ты научишься у Христа и апостолов и скажешь себе: что делал Ирод, то делал и я, прости, Господи, больше не буду делать…

- Не будем, - говорят слушатели.

- Тогда Господь исцелит тебя от зла и от болезни. Люди ищут успокоительных лекарств и не находят, потому что не покаялись. Раз ты не покаялся, то какой у тебя может быть покой? Но если ты покаешься и проникнешься Словом Христа, то оно успокоит тебя, потому что Слово Христа - самое успокоительное и самое верное лекарство: оно успокаивает каждого человека. Поэтому покайся, прими Слово Христа, и оно исцелит тебя от зла и от болезней: тогда ты не будешь заживо гнить и в твоих костях будет мир.

- Спасибо!

- Ирод говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых». Ирод ожидал воскресения мёртвых, и мы ожидаем воскресения, но мы только говорим: «Чаем, то есть ожидаем воскресения мёртвых», но не верим в воскресение, потому что не научились у Христа и у Апостолов и не прониклись их словами. Но когда мы проникнемся Словами Христа и Апостолов и будем исполнять их, тогда скажем: «Теперь я воскрес», то есть воскрес от всего дурного, воскрес духовно. И когда мы поверим в духовное воскресение, которое видим, тогда поверим и в то воскресение, которое будет и которого мы ещё не видим. Видимое воскресение не противоречит невидимому. Кто же отрицает Духовное воскресенье, которое видит, тот не может верить и в то воскресение, которого не видит, тот только говорит о нём, но не верит в него, потому что не воскрес Духовно. Ирод духовно не воскрес, поэтому он не поверил и в Христово воскресение. Пример Ирода подходящ и для нас.

- Подходящ, - говорят слушатели.

- Тогда Ирод не мог воскреснуть духовно, потому что не мог признать себя виновным, а не мог признать себя виновным потому, что не было такого примера, с которым он мог бы сравнить себя. А теперь мы имеем для себя пример Ирода, Иродиады и её дочери и потому говорим: «Не будем похожими на них и будем бороться со злом». И если мы будем бороться со злом, то мы не будем делать зла и будем из свирепых делаться кроткими. Тогда мы будем похожи не на Ирода и его последователей, а на последователей Христа и сами будем последователями Христа, тогда будем исцеляться от болезней и от всего дурного и будем иметь успех в делах. А то мы только мажемся маслом и кричим: « Грешен!». Но что из этого, если мы не каемся и не боремся со злом? А если каемся и боремся со злом, тогда и масло помогает, тогда и болезни исцеляются, тогда и место находится. Нам легко маслом мазаться, но бороться со злом мы не привыкли.

Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней, ибо Иоанн говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего Филиппа». Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла.

Точно также и мы злобимся, если живём не по Закону Божию и если кто говорит нам: «Не должно так жить». Ироду не нравилась своя жена, а нравилась Филиппова жена, Иродиада, и Иродиаде не нравился Филипп, а нравился Ирод, и потому она оставила Филиппа и пошла жить к Ироду. Точно также и теперь поступают мужья и жёны, и если сказать какой жене: «Иди к своему Филиппу», то она так озлобится, что готова бывает убить того, кто ей это скажет. У нас закваски Ирода и Иродиады. Поэтому Христос и сказал: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». В нас ещё не вскисло Царство Божие, и каждой жене не нравится свой Филипп. Покайся!

- Грешны! - восклицает весь зал.

- И каждому мужу не нравится своя жена, а нравится чужая. Поэтому слова Евангелия как тогда, так и теперь обличают таковых, но они сердятся. Но как ты ни сердись, совесть судит тебя, как судила она и Ирода, почему и сказано: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой». Но страсть его к Иродиаде так ослепила ему глаза, что он продолжал жить с ней, и когда её дочь плясала на пиру, то он с клятвой посулил отдать ей половину царства. Так и мы последнее платье отдаём на пьянство и разврат и даже ещё превозмогаем в этом Ирода, а называемся православными. Но где же твоя правая слава? Слава твоя не правая, а разбойничья.

И сказал царь Ирод девице: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе». И клялся ей: «Чего не попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя». И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради клятвы не хотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову Иоанна. Он пошёл, отсёк ему голову в темнице и принёс голову его на блюде и отдал её девице, а девица отдала её своей матери. И наказал за это Бог Ирода: его живого съели черви. Если так был наказан Ирод, то мы видим, что и теперь точно так же наказываются развратники: от разврата у них гниют кости, и носы проваливаются. Для того, чтобы этого не было и чтобы люди были здоровы, Бог установил супружескую жизнь, в которой муж и жена должны оставаться, не изменяя друг другу. Если же они изменяют друг другу и предаются разврату, то они наказываются дурными болезнями.

- Это я такая, - говорит какая-то женщина.

- Нынешнее Евангелие связано с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этот день все православные христиане постятся, потому что Иоанн Креститель был постник. Церковь назначила этот пост для того, чтобы люди заводили разговоры об Иоанне Крестители и о том, что он проповедовал, а он проповедовал покаяние и воздержание. Но мы говорим: «Один Бог без греха» и живём, не каясь во грехах, и ведём невоздержную жизнь.

Но как Ироду отсечённая им голова Иоанна Крестителя не давала покою и мучила его совесть, так и нам она не даёт покою, если мы живём подобно Ироду. 1900 лет прошло со времени убиения Иоанна Крестителя, но голова его всё говорит.

- Через Тебя, Дорогой Братец, - говорят слушатели.

- И когда оруженосец отсёк голову Иоанну Крестителю, то его ученики, услышав об этом, пришли, взяли его тело и положили его во гробе. Также и мы должны положить его учение в своём гробе, то есть в своём сердце. И этим окажем ему честь и сами останемся честными навсегда. Но голова Иоанна Крестителя осталась у Иродиады, и она до сих пор говорит. Иные спросят: «Может ли мёртвая голова говорить». Но, ведь, Ироду она говорила, и он страдал мучениями совести. Так и нам она говорит и угрызает совесть развратников и всех невоздержных людей, и в конце концов она всех приведёт к покаянию и воздержанию.

- Спасибо!

- Предание говорит, что когда Иродиада взяла от оруженосца голову Иоанна Крестителя, то стала бодать иглой его язык, который обличал её, но к её ужасу он и теперь продолжал всё говорить: «Не должно Ироду иметь жену брата своего, а тебе не должно быть женою Ирода». Мы тоже похожи на Ирода и Иродиаду, потому что исполняем похоти Ирода и Иродиады, хотя и говорим: «Отец наш - Христос, а мать наша - Божия Матерь». Так говорили и евреи: «Отец наш - Авраам, а мать наша - Сарра». Но Христос сказал им: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы, а теперь ищите убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не делал. Ваш отец - диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8, 39-44). Подобно этому мы также не дети Христа и Божией Матери, а дети Ирода, Иродиады и плясавицы дочери ее, потому что исполняем их похоти. Как Иродиада и плясавица дочь её украшали себя и соблазняли других, так и ныне поступают многие женщины - матери и дочери. Иная купит на три копейки краски и наштукатурит себе щёки и пляской прельщает. Если бы прочесть наши биографии, то мы оказались бы похожи на отца Ирода и на мать Иродиаду. Подобно им и мы нравственно разлагаемся, и нам не помогает ни священное масло и никакое лекарство, и мы погибаем. Суд один, что тогда, что теперь. Покайся!

- Грешны! - восклицают слушатели и затем поют «Верую во единого Бога». После пения Братец говорит:

- Чаю воскресения мертвецов.

- Спасибо! - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Верую в паки грядущего судить живых и мёртвых. Мы видим из песни и из нынешнего Евангелия, что судятся мёртвые Ирод, Иродиада и её дочь. И теперь судятся те, которые оставляют своих жён и своих мужей и берут себе чужих мужей, как Ирод оставил свою жену и взял себе жену брата своего Филиппа. Слова Евангелия судят их. Покайся!

- Грешны! - восклицают слушатели.

- Предание говорит, что плясавица, дочь Иродиады, спустя некоторое время после смерти Иоанна Крестителя, шла через замёрзшую реку, лёд расступился и защемил ей голову, она повисла, «ногами до земли не досягала, аки на пиру у Ирода плясала». Суд над ней совершился. И ныне над таковыми совершается суд. Если теперь таковые и не проваливаются сквозь лёд, то сами бросаются в реки, озёра и моря, говоря: «жизнь надоела». Суд одинаков и тогда и теперь. Ирода живого черви съели, и теперь подобных тоже едят черви.

Если мы не будем верить в этот суд, то как поверим в тот, который будет после смерти? Кто верит в тот суд и в то воскресение, которые происходят здесь, тот будет верить и в будущий суд и будущее воскресение. А кто говорит: «Я верую в будущий суд и в будущее воскресение, а теперь попирую», тот не верит ни в настоящий, ни в будущий суд и воскресение. Ирод также говорил о воскресении, но он не верил в него и потому обезглавил Иоанна Крестителя. Так если и ты не веришь в этот суд, то не поверишь и в тот суд. Покайся!

- Грешны!

- Но если ты веришь в этот суд, то ты покаешься и исцелишься от нужды, печали и болезни. Если же ты не веришь в этот суд и не каешься, то, сколько хочешь, мажься маслом, хоть купайся в нём, и какие хочешь принимай лекарства - они не помогут тебе. Но кто покается, переменит свою жизнь, тот исцелится и скажет: «Я был болен за то, что жил с чужой женой, и от тоски хотел лишить себя жизни, а теперь Господь исцелил меня от этого». Что делалось во времена Ирода, то делается и теперь. Суд и кара одинаковы тогда и теперь.

Иоанн Креститель пострадал за правду и был положен во гробе. И до сего времени у нас в Петербурге, во дворце, хранится ручка Иоанна Крестителя, и к ней прикладываются. Но главное, надо прикладываться к учению Иоанна Крестителя и к Слову Христа. Слово Христа вразумляет и исцеляет.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...» После пения Братец продолжает:

- Вот напомнил Я вам нынешнее Евангелие, которое произносит суд над мёртвыми, не послушавшими Слова Божия, и над живыми, не покорившимися ему.

- Прости!

- И как тогда люди каялись, принимали Слова Христа и Апостолов, проникались ими и исцелялись, так и теперь, кто кается и проникается Словами Христа и Апостолов, тот исцеляется. Нет ничего нового. Всё это было и есть. Для того и написано Евангелие, чтобы производить суд над мёртвыми и живыми. Мы были прежде как глухие и слепые, а теперь слышим и видим.

Ещё напомню вам слова Апостола Павла из Деяний Апостолов, глава 13-я, стих 15-й и далее: «После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать Апостолам Павлу и Варнаве: Мужи братия! Если у вас есть слова наставления к народу, говорите». Так как Павел и Варнава были простецы, то их просто и назвали: «Мужи братия!» А так как они были кротки и влияли на народ, приводя его к покаянию, то начальники синагоги и просили их говорить.

Павел, встав и дав знак рукою, сказал: «Мужи израильтяне и боящиеся Бога! Послушайте».

- Будем слушать, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- Бог избрал отцов наших и возвысил народ наш и вывел его из Египта...

- Избавил от пьянства, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Павел говорил мягко, но забористо. Он говорил, что Бог сорок лет питал народ еврейский в пустыне, истребил семь народов в земле Ханаанской и отдал её евреям. Когда они пришли в Египет к Иосифу, то их тогда было всего 75 душ, а при выходе из Египта их было уже несколько тысяч, и они говорили тогда: «Пойдём туда, где похоронены наш отец Авраам и наша мать Сарра».

- Туда, где Братец, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- После сего около четырёх сот пятидесяти лет Бог давал им судей до пророка Самуила. Потом они просили царя, и Бог сначала не хотел давать им царя, но так как они настойчиво просили дать им царя, то Бог сказал им: «Ну, нате» и дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Пока Саул слушал пророка Самуила, то имел успех, а когда стал творить свою волю и развлекаться музыкой, то затосковал и бросился на свой меч. И теперь многие, подобно Саулу, любят музыку, играют на фортепьяно, делают балы и потом погибают. Что было тогда, то бывает и теперь.

После Саула Бог поставил царём Давида, сына Иесеева, из колена Иудина, о котором сказал: «Нашёл Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои».

Какие хотения? Давид ревновал о Слове Божием и боролся с пороками, почему и просил Бога направлять его стопы по Слову Божию, а не по бутылкам, как делаем мы.

Потом народ еврейский стал всё более и более удаляться от Слова Божия. Желая исправить его, Бог стал посылать ему пророков и, наконец, послал Иоанна Крестителя, который проповедовал покаяние всему народу израильскому, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, и сотворите плод, достойный покаяния. Я не Тот, Которого вы ждёте. Но вот, идёт за мною Тот, у Которого я не достоен развязать обувь на ногах. Лопата Его в руках Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым».

Но народ еврейский, слушая проповедь Иоанна Крестителя, говорил: «Ну, мы давно это знаем» и не послушался его и не исправился.

Когда потом пришёл, наконец, и Сам Христос и стал проповедовать Евангелие и исцелять людей от пороков и болезней, то евреи остались закоснелыми и не послушались также и Его и за это лишились своего государства. Так и теперь мы лишаемся всего, если не слушаемся Слова Божия. Подобно тому, как нас карает гражданский закон, так карает нас и Божий Закон.

Мы должны делать это сравнение для того, чтобы мы проникались Словом Божием: тогда оно будет судить нас, и мы будем каяться и исправляться. Тогда мы будем верить в совершающийся над нами суд Божий, и мы будем бояться делать зло, и тогда страшно будет отнимать жену у Филиппа, тогда и Филиппова жена не будет бегать от Филиппа, и плясавицы-дочери не будут соблазнять плясками, как дочь Иродиады соблазнила Ирода.

Вот почему Апостол Павел и говорит далее: «Мужи братия, дети рода Авраамова и боящиеся Бога! Вам послано Слово спасения сего».

Раньше Слово Божие было далеко, а теперь оно послано для спасения рода сего.

Но жители Иерусалима и начальники их не приняли этого Слова и осудили и убили Христа, хотя не нашли в Нём никакой вины, достойной смерти. Первосвященник Каиафа, давая совет иудеям убить Иисуса, сказал: «Лучше одному человеку умереть за народ» (Иоанн. 18, 14). В Писании было написано, что Христос должен умереть для спасения народа, а первосвященники и священники, которые читали Писание каждую субботу, истолковали это место Писания по-своему и сами осудили Христа на смерть. Писание можно толковать различно: одни истолковывают его к покаянию, а другие ко греху. Священники истолковали его ко греху и убили Христа. А Пилат, который не читал Писания каждую субботу, отказался убивать Христа. Но во всяком случае Слова Писания о том, что Христос должен умереть и воскреснуть, исполнились: одни убили Христа, и сами умерли, а другие поверили в Слово Христа и воскресли.

И один из учеников Христа, Иуда, тоже погиб по Писанию и тем укрепил веру в других одиннадцати Его учениках. Вероятно, двенадцатая часть и всего человечества будет гибнуть, и её погибель будет наводить страх на другие одиннадцать частей человечества, как это уже и совершается. Покайся!

- Грешны!

- Погибель Иуды произвела удручающее впечатление. И теперь самоубийства производят удручающее впечатление и вызывают в людях покаяние. Покайся!

- Грешны!

- И исполнились слова пророков: Христос был убит и положен во гробе, но Бог воскресил Его из мёртвых. И теперь Слово Христа воскресает нас от мёртвых учений. У нас теперь много учений и разных книг, но они не приводят людей к покаянию. Только одно чистое учение Христа приводило и теперь приводит к покаянию и производило и теперь производит полное исцеление.

- Спасибо!

- Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос воскрес, и Слово Его воскресло! Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес! - воскликнул весь зал.

После беседы Братец, сойдя с кафедры, подошёл к иконам, и все запели «Богородице, Дево, радуйся». Затем Братец, прочитав несколько кратких молитв, взял благословение у священника, и последний, поцеловавшись с Братцем, ушёл, а к Братцу стали подходить слушатели и целовали Его руку, при чем пелись молитвы.

 

Ив.Трегубов.

 

 

 

.