Беседа Братца Иоанна

 

от 3 октября 1910 года.

 

17-я неделя по Пятидесятнице.

 

В воскресенье, 3 октября, Братец Иоанн сказал:

- Сегодня Евангелие читается из 15-й главы Евангелия Матфея : «Вышел Иисус и удалился в страны Тирские и Сидонские. Там встретила его женщина хананеянка и кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус не отвечал ей ни слова».

Подобно тому и мы часто кричим без веры о своих болезнях и о своих дочерях, которые в ресторанах беснуются, но Господь также не отвечает нам ни слова в наших несчастиях и болезнях.

Ученики Его приступивши просили Его: «Отпусти её, потому что кричит за нами». Он же сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Наверно, хананеянка не признавала себя погибшей и потому, когда встретила Христа, то подошедши к Нему, поклонилась Ему и сказала: «Господи! Помоги мне».

- Помоги! - говорят слушатели.

- Христос сказал ей: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам». И Я говорю: нехорошо отнимать у детей хлеб Евангелия, потому что, оставаясь без Евангелия, они воспитываются в трактирах и на пирушках-гульбушках в пьянстве и разврате. Без Евангелия дети остаются голодными и идут в гостиницы, трактиры и рестораны и там беснуются и погибают. Кто же их исцелит от такого беснования?

- Братец Дорогой, - говорят слушатели, а Братец поправляет их:

- Нет, не Братец, а Христос, Его Учение.

- Чрез Тебя, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Только Христово Слово может исцелить от беснования. По всей вероятности хананеянка отнимала Духовный хлеб у своей дочери, и дочь бесновалась. Так и теперь городские матери отнимают хлеб Евангелия у своих дочерей и сыновей и соблазняют их пирушками-гульбушками, и от этого все мучаются и кричат: и матери, и дочери. Покайся!

- Грешны! - восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный».

После пения Братец говорит:

- Так мучилась и кричала хананеянка, но Господь не отвечал ей. Так и теперь жалуется городская мать: «Я молюсь, молюсь, а дочь моя беснуется в ресторанах и не исцеляется от этого беснования. Бог мне не отвечает». Почему?

- Почему? - спрашивают слушатели.

- Потому что мать отняла у дочери духовный хлеб. Поэтому Христос и сказал и доныне говорит: «Нельзя отнимать у детей хлеб», то есть Евангелие. Без Евангелия они остаются голодными и в гостиницах беснуются. Мы слышим крик матерей и видим плач детей. Весь мир от этого беснования плачет.

Когда Христос сказал хананеянке: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросать псам», то она сказала Ему: «Так, Господи!» То есть хананеянка признала себя виновною в том, что отняла хлеб у дочери. И когда она признала себя виновною и покаялась, тогда только дочь её исцелилась от беснования.

Она сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Этими словами хананеянка как бы так говорила: «Если Твоё Слово, Господи, доходит и до неверующих в Тебя людей, каковы, например, книжники и фарисеи, то оно может дойти и до меня и до моей дочери».

Тогда Иисус сказал ей: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

Все люди кормятся хлебом вещественным, чтобы насыщать своё тело и быть тучными телесно, но о хлебе Евангельском многие не хотят даже и говорить, почему и беснуются.

С кем сравнить этих людей? Христос говорил, что они подобны детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришёл Иоанн Креститель, не ест, не пьёт; и говорят: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт, и говорят: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

Подобно тому и Я приравниваю таких людей к детям, которые ползают на четвереньках и таскают в рот всякую грязь, всякую сказочку. Все мы видели таких людей.

- Видели, да и сами ползали, - говорят слушатели.

- Но когда, - говорит Братец, - человек вырастет в словах пророков и в словах Евангелия, тогда он не будет ползать на четвереньках, не будет брать в рот грязь, и будет питаться чистым хлебом Евангелия. Тогда исцелятся и юноши, и дочери. Тогда мы узнаем, отчего люди беснуются и отчего исцеляются. Только тогда люди прославят Бога и воспоют Ему песнь.

И все поют: «Верую во единого Бога».

После пения Братец говорит:

- Из этой песни мы видим, что Бог будет судить живых и мёртвых. Но какой ещё нужен суд, если Христос уже теперь судит людей по Евангелию? Когда дочь не питается хлебом Евангелия, то она беснуется и мучается сама и свою мать мучает. Но когда она кается и питается хлебом Евангелия, тогда Господь исцеляет её от беснования, а её мать от слёз и крику. Господь милует и исцеляет всех тех, которые признают себя виновниками, каются и питаются хлебом Евангелия.

Христос говорит: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». В другом месте Он говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте бисера вашего пред свиньями». Как под хлебом, так и под бисером разумеется Евангелие, Учение Христа. Как бисера нельзя бросать, так и Евангелия не следует бросать тем, которые ещё не могут его принять и которые только рассердятся, если их укорять словами Евангелия, и выйдет драка. Я вижу, что и здесь у наших ворот некоторые грубо бросают слова Евангелия и сердят ими людей. Бог так не учил.

- Прости, - говорят слушатели.

- Слово Божие, - говорит Братец, - учит нас не сердить людей, а умилять и приводить их к покаянию кроткою беседою, без упрёка, раздражения и крика. Не следует отнимать хлеб у детей и грубо бросать его тем, которые ещё не могут питаться им.

Если Евангелие отнимается у детей, то они делаются плясунами, развратниками, ворами и разбойниками. На таковых детей и родители жалуются, говоря, что они не почитают их. Но как они могут почитать их, если у них отнят хлеб Евангелия? Без Евангелия дети всегда бывают сердиты, а сердитые дети никогда не оказывают почёта своим родителям. Без Евангелия дети кощунствуют даже над Словом Божиим и приводят имя Божие всуе. Так, например, они говорят: «Давид плясал - значит и нам не грех плясать. Давид играл, потому и нам не грех играть на балалаечках». Вот они и играют, и пляшут, а потом стреляются, топятся, режутся, давятся, потому что у них отняли хлеб Евангелия.

Из нынешнего Евангелия мы видим, что Евангелие осудило хананеянку за то, что она не давала хлеба Евангельского своей дочери. И в настоящее время оно осуждает городскую мать за то, что отняла Евангельский хлеб у своей дочери. Но если она покается, то исцелится дочь её, и они от радости воспоют.

И все запели: «Отверзу уста моя».

После пения Братец говорит:

- Вот напомнил Я вам нынешнее Евангелие...

- Спасибо!

- Которое производит суд и ради покаяния оправдание человеков. Христос напомнил хананеянке о том, что она отнимала хлеб у дочери, и ханенеянка сознала свою вину, сказав: «Так, Господи!». Но ты ещё не можешь признать себя виновным наравне с хананеянкой. Ты и сам не питаешься хлебом Евангелия и у детей отнимаешь его. А раз ты не питаешься Евангелием, то, значит, ты его не любишь, хотя и говоришь: «Я знаю Бога, молюсь Ему и люблю Его». А если ты не любишь Евангелия, то ты не любишь и Бога; ибо как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если ты не любишь Слово Христа, которое слышишь и даже видишь в делах и чудесах. Сам Христос сказал: «Не любящий Меня не соблюдает Словес Моих, а любящий Меня Слово Моё соблюдает».

Поэтому те христиане, которые никогда не говорят о Христе и не любят Его Слово, суть лжехристы или лжехристиане. Но кто любит Христа, тот любит и Его Слово; и оно делает его разумным, справедливым, исцеляет его от дурных привычек, делает его счастливым, и он от радости поёт Богу песни.

И все запели: «Отверзу уста моя».

После пения Братец говорит:

- Ещё напомню вам из Ветхого Завета, из 2-й книги Маккавейской 9-ю главу, от 1-го до 22-го стиха:

«Антиох возвращался из Персии и покушался ограбить храм. Еврейский народ обратился к молитве и оружию; и, несмотря на свою малочисленность, обратил в бегство Антиоха. Воспылав гневом, Антиох думал выместить на иудеях зло; но небесный суд уже следовал за ним. Ибо он сказал с высокомерием: «Кладбищем для иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда». И он многими и необычайными муками терзал иудеев. Но всевидящий Господь поразил его неисцелимым ударом; его схватила нестерпимая болезнь живота, из тела его стали выползать черви, и ещё у живого отпали части тела; смрад же зловония от него невыносим был в целом войске».

Частенько и у нас за такое высокомерие бывают такие же нестерпимые болезни.

- Бывают, - подтверждают слушатели, а Братец говорит:

- Антиох отличался большим высокомерием, он терзал людей, вырезал им внутренности, мучил их и радовался их мучениям.

- Прости, Дорогой, и я такой был мучитель: жену свою терзал, как Антиох, - говорит кто-то.

- Антиох заболел такою жестокою болезнию после того, как упал с колесницы, которая неслась быстро. Тяжким падением он повредил все члены своего тела. Иные скажут, что он случайно упал и повредил себе члены. Нет, это не простой случай, это - кара Божия для того, чтобы другие, видя её, каялись. Египетские мудрецы тоже случайностью объясняли суд Божий над Фараоном. Но и это была не случайность, а кара Божия. Для чего? Для того, чтобы другие так не делали. Чрез эту кару в людях пробуждается страх Божий.

Но потом, когда страдания Антиоха стали усиливаться с каждою, минутою, он начал оставлять своё великое высокомерие и приходить к познанию истины, как и хананеянка. Не могши сносить своих страданий и своего зловония, он так говорил: «Праведно покоряться Богу и смертному не должно думать высокомерно быть равным Богу; святый град, который я хотел ограбить и сравнять с землёю и сделать кладбищем, ныне объявлю свободным; иудеев, которых мучил, сделаю равными афинянам: святой храм, который прежде ограбил, украшу отличнейшими дарами, священные сосуды возвращу все и ещё в большем количестве; сверх того сам сделаюсь иудеем и по всем местам буду возвещать силу Божию. Только подыми меня, Господи, с одра болезни».

А когда Антиох был здоров, то его нельзя было заставить даже и говорить о Боге. Но болезнь принудила его покаяться и сказать: «Подыми меня, Господи!».

- Подыми! - восклицают слушатели, а Братец продолжает:

- От болезни Антиох говорил: «Возвращу сосуды - только подыми меня, Господи!».

- Подыми! - восклицают снова слушатели, а Братец говорит:

- Но Господь не поднял его, и он умер, съедаемый червями. Царь Ирод тоже был съеден червями. Только Антиох покаялся, а Ирод не покаялся. Это был гордый и злой человек, который, когда умирал, то велел казнить христиан, чтоб они не радовались его позорной смерти. А Антиох раскаялся и сказал: «Возвращу сосуды и буду возвещать силу Божию». В конце концов всё-таки и он умер. Почему? Потому что переполнилась мера Божьего терпения. Бог сердцеведец знал, что если исцелить Антиоха, то он опять возьмётся за зло, и потому послал ему смерть.

Для чего это написано? Для того, чтобы и мы каялись в своих грехах, питались хлебом Евангелия и избавлялись от лютой смерти. Тогда мы будем воздерживаться от всего злого. Тогда мы будем удерживать от зла язык, глаза, руки и ноги. Но без Евангелия нет удержу ни языку, ни глазам, ни рукам, ни ногам. Так, Господи! Так, Господи!

- Так, Дорогой Братец, - говорят слушатели.

- У Антиоха, - говорит Братец, - было сострадательное сердце, и он покаялся. Но есть такие люди, которые говорят: «Умру, приму лютую смерть, а не покаюсь». Ну, так страдай же ты! Покайся!

- Грешны! - говорят слушатели и поют: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

После пения Братец говорит:

- Весть Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Из книг пророческих мы видим, что Господь производит суд над нечестивыми. И сколько было такой погибели! Антиох впал в грех высокомерия и был съеден червями. Тоже было и с царём Иродом. Но что случалось тогда, то бывает и ныне. Как тогда люди впадали в грех высокомерия и человеконенавистничества, так и теперь многие говорят: «Я раздавлю тебя, как муху, уничтожу тебя, как блоху». Это то же, что сказать: «Кладбищем сделаю Иерусалим». Как прежде за высокомерие люди съедались червями, так и теперь съедаются. Как прежде высокомерные люди каялись, говоря: «Всем прощу, только подыми меня, Господи», - и, покаявшись, спасались, так и ныне многие приходят к покаянию и спасаются. Как прежде страдания и покаяние Антиоха укрепили веру мученика Елеазара и его семи сыновей, отказавшихся от свинины, так и теперь болезни, несчастия и покаяние грешников укрепляют веру других людей. Елеазар и его сыновья говорили: «Антиох мучился за высокомерие, и мы будем мучиться, если нарушим закон Моисея и вкусим свинины», - и они не вкусили её и были за это замучены.

В древности Антиох покаялся, но в настоящее время есть тысячи антиохов, которые не каются и даже на смертном одре питаются ненавистью и говорят: «Этому родственнику, которого я люблю, дай, а этому, которого не люблю, не давай». И со злобой идут в гроб. Покайся!

- Грешны!

- Поэтому у таковых нераскаянных преступников носы проваливаются, куски тела отваливаются, и они заживо съедаются червями. Покайся!

- Грешны!

- Хананеянка плакала и кричала от того, что её дочь бесновалась, но потом она взыскала Господа, и дочь её исцелилась. Но мы мучаемся и не исцеляемся, потому что не ищем Господа и не слушаем Его Слова.

Для чего всё это написано? Для того, чтобы приставить подходящую заплату к ветхой одежде и починить её. Но мы не хотим приставлять заплаты и остаёмся в худой одежде. Покайся!

- Грешны!

- Ещё напомню вам житие святого Аммона, празднуемого завтра. Поздравляю с Ангелом тех, которые носят его имя.

- Спасибо! - сказали слушатели.

После этого Братец сказал: «Не подойдёт ли к нам заплата из жития святого Аммона?», - и стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского», месяц октябрь, день четвёртый, страница 100-я, следующую выдержку:

«Однажды к святому Аммону приведён был отрок, укушенный бешеною собакою. В припадках беснования он кусал своё собственное тело. Родители отрока, припадая к ногам святого Аммона, просили его исцелить их сына. Но святой сказал им: «Что вы утруждаете меня, прося у меня того, что превосходит мои силы? В ваших руках и болезнь, и исцеление отрока». Как?

- Как? - спрашивают и слушатели.

А Братец продолжает читать житие святого и по местам излагает его Своими словами. Передавая слова святого Аммона, сказанные им родителям отрока, Братец говорит: «Вы украли у вдовы вола и тайно убили его и съели; посему возвратите ей живого вола, и сын ваш исцелится». Родители беснующего отрока, услыхав сие, ужаснулись и сказали: «Как это святой знает нашу тайну?». И они сознались в своём преступлении и клятвенно обещались возвратить украденное. Тогда святой, помолившись, исцелил отрока и отпустил их с миром».

- Спасибо! - говорят слушатели, а Братец, продолжая чтение, говорит:

- Родители с радостью возвратились домой и тотчас же дали вдовице другого, живого вола вместо убитого ими.

Все пророки, Христос, Апостолы и отцы церкви проникали в тайну связи грехов, пороков и преступлений с болезнями, нуждою и всеми страданиями, и потому, если кто обращался к ним с просьбою об исцелении от болезней или об избавлении от нужды и страданий, то они говорили ему: «Покайся и сотвори плод, достойный покаяния; и тогда ты исцелишься от болезни и избавишься от нужды и страданий. Если же не покаешься, то вот секира при корне дерев лежит и она срубит тебя; и вот лопата в руках Господа, и Он очистит гумно Своё; пшеницу, то есть покаявшихся, соберёт в житницу, а солому, то есть не покаявшихся, сожжёт неугасимым огнём болезней, лишений и страданий». Покайся!

- Грешны!

- Поэтому, если кто говорит: «Я молился, молился, и другие за меня много молились, а мне не легче», то это значит не то, что Бог не слышит его молитвы, а то, что молящийся не покаялся в своих дурных привычках, не боролся со своими пороками и не перестал совершать преступления.

Многие, которым не везёт, говорят: «Чай я не телёнка у Бога съел, что я такой несчастный». А Я скажу: наверное, ты съел не только телёнка, но и человека. Если кто за какую-нибудь сороковку выгнал с места одного человека и отдал место другому, и тот ходит и плачет, говоря: «Сжил меня с места, утоплюсь, удавлюсь», то таковой съел не телёнка, а человека. Его слёзы и кровь на тебе, и потому тебе не везёт. Покайся!

- Грешны!

- Весь мир страдает от того, что каждый съедает чужого вола. Вот почему даже такой случай, как укус отрока бешеной собакой святой Аммон признал карой Божией за украденного и съеденного вола. Если бы этому отроку сделали прививку от бешенства, то хотя бы он и вылечился, но опять пошёл бы воровать. А святой Аммон исцелил его как от укуса бешеной собаки, так и от воровства. Я не говорю, что прививку делать не нужно, но говорю, что надо приводить народ к покаянию. Ты прививай, но и народ к покаянию приводи. А раз он покается, то и исцелится от пороков и преступлений. А когда он исцелится духовно, то исцелится и физически и избавится от нужды и страданий.

Мы обвиняем обыкновенно того, чья собака укусила нас, а за что она укусила нас, мы не стараемся в это вникать. Но мы должны научиться проникать в тайну связи наших грехов, пороков и преступлений с болезнями, нуждой и всеми страданиями; и когда мы поймём эту тайну, тогда мы будем употреблять против болезней, нужды и всех страданий самое верное средство - покаяние. Это - всему миру целебное лекарство.

И когда ты покаешься, тогда Господь исцелит от укуса и тебя, и твоего отрока, и твою беснующуюся дочь.

Тогда и тебе скажет Господь: «Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему. Иди с миром в дом твой».

- Спасибо!

- После этой беседы некоторые слушатели (не менее десяти), преимущественно женщины, подходя к руке Братца, кланялись Ему в ноги. А одна женщина, поклонившись, схватила Его за ногу, и Ему пришлось вырывать ногу из её рук. Очевидно, эта беседа сильно поразила слушателей и особенно женщин.

 

Ив.Трегубов.

 

.