Беседа Братца Иоанна

 

от 10 октября 1910 года.

 

18-я неделя по Пятидесятнице.

 

В воскресенье, 10-го октября, Братец Иоанн сказал:

- Нынешнее Евангелие читается из 5-ой главы Евангелия Луки: «Иисус стоял у озера Геннисаретского. Народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие». Из этого чтения мы видим, что Слово Христа привлекало к себе людей. И до сего дня оно привлекает верующих в Него. Почему?

- Почему? - спрашивают слушатели.

- Потому, - отвечает Братец, - что оно делает человека разумным, умиляет и приводит его к покаянию, и каждый извлекает из него пользу для души и тела.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- А мы только называемся православными христианами, но на самом деле у нас нет ничего христианского, потому что мы не вникаем в Слово Божие, не умиляемся, остаёмся неразумными и не приносим пользы ни себе, ни другим и безследно умираем. Но если мы научимся у Христа, то мы будем разумными, кроткими и после себя оставим вечную Славу Божию, как и говорит Христос: «Верующий в Меня, то есть в Слово Моё, имеет жизнь вечную» (Иоанн. 6, 47).

Далее мы читаем: «Увидел Иисус две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и, сев, учил народ из лодки».

Если и ты будешь вымывать свою сеть, то есть свою жизнь, то Христос будет учить и тебя из твоей лодки, то есть из тебя. Но из нашей лодки, то есть из нас иногда говорит не Христос, а дьявол, почему люди и видят в нас злые дела и называют нас дьяволами.

Рыболовы мыли сети для того, чтобы рыба не боялась и попадалась в сети. Если и мы будем вымывать свою сеть, то есть свою жизнь, то у нас не будет чёрных слов и чёрных дел, и рыба будет попадаться. Но мы ленивы, не вымываем свою жизнь, а потому она нечиста.

- Верно, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Не вымыт язык от скверных слов, не вымыта голова от дурных мыслей, не вымыты руки, не вымыты ноги словами пророков, Христа и Апостолов. И так как от нас нет светлых дел, то люди называют нас чёрными. Собственно они называют нас другим грубым словом, но оно нехорошо, и Я не хочу его вспоминать. Вы сами догадываетесь, какое это чёрное слово.

Рыболовы заботились о своих сетях и вымыли их. Позаботимся и мы о своих сетях, постараемся быть чистыми, светлыми, благородными и воздержанными. И когда ты вымоешь свою жизнь, тогда люди не будут бояться тебя, и твоё слово будет умилять, привлекать и приводить их к покаянию, как умиляло, привлекало и приводило их к покаянию и Слово Христа.

- Спасибо!

- И когда Иисус перестал учить, сказал Симону: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова».

Из этих слов мы видим, что Христос не только учил людей, но и посылал им то, что нужно для жизни.

Симон сказал Ему: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по Слову Твоему закину сеть».

Когда рыболовы без слова Христа закидывали сети, то они ничего не могли поймать.

- Ничего и мы не поймали без слова Христа, - говорят слушатели, а Братец далее говорит:

- Да, и мы без Слова Божия ничего не наловим, но по Слову Божию мы можем выпросить у Господа всё.

- Помолись, Дорогой! - говорят слушатели.

- Если же мы не вникаем в Слово Божие, то мы остаёмся глупыми, и слово наше не имеет никакой силы, и никто нас не слушается: ни жена, ни дети, ни соседи. Они даже бегут от нас.

- Прости!

- Симон сказал: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по Слову Твоему закину сеть».

Это прообраз для вас и для Меня: когда Я ловил раньше без Слова Божия, то ни одной рыбы не поймал, а со Словом Христа вот как видите.

- Спасибо!

- Без Слова Божия ловил, ловил и ничего не поймал.

- Ничего, - говорят слушатели.

- А со Словом Христа, чем бы ты ни занимался, - рыболовством, столярством, слесарством, торговлей, - всегда бывает польза от всякого ремесла и занятия, как была она и в древнее время. Слово Христа всегда приносило и приносит пользу, но от тебя нет никакой пользы, потому что ты не имеешь Слова Христова.

Когда рыболовы, по Слову Христа, закинули сеть, то они поймали такое великое множество рыбы, что сеть у них прорывалась. Они дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Это было чудо. А мы хотим, чтобы без Слова Христа совершилось чудо, чтобы прошла болезнь и во всём был - бы успех. Но у нас нет Слова Христова, и потому нам ни в чём не везёт, и мы сваливаем вину на других, говоря: «Тот нам помешал, тот наш враг, все наши враги». Я уже напоминал вам и ещё напомню.

- Напомни.

- Мы часто видим и образованных и необразованных людей, ходящими в опорках. Почему? Потому что они не ищут Слова Божия и остаются сердитыми. Без Слова Божия они не могут быть кроткими. Без Слова Божия самые кроткие скандалы заводят. А со Словом Божиим каждый может мирно жить и служить у самых сердитых.

Евангелие для того и написано, чтобы умилить, умудрить, исцелить и сделать людей кроткими и богатыми, почему Христос и сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6, 19 - 20).

То есть если ты научился премудрости Христовой, то воры не подкопают и не украдут её.

- Истинно!

- Потому что это сокровище, это учение, это Новый Завет делает людей кроткими, новыми, не могущими красть и обижать.

Увидев чудо, Симон Пётр припал к коленам Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный».

- Грешны и мы! - говорят слушатели.

- Если бы не множество пойманной рыбы, то Симон Пётр не уверовал бы во Христа. Но когда он увидел это чудо, то поверил Слову Христа и проникся им, и вера в Слово Христа сделала его из рыболова ловцом человеков.

Поэтому советую и вам взыскать Слово Христово.

- Спасибо!

- И тогда оно научит вас веровать в Бога, и вы будете иметь успех во всём. Многие говорят, что они веруют в Бога и в то же время совершают преступления. Ты молишься и воруешь, причащаешься и пляшешь. Почему? Потому что ты ещё не взыскал Слова Христова, и оно не вместилось в тебе, оно не судит тебя, и ты не можешь расстаться с дурными привычками, и когда ты молишься, то молитва твоя бывает глупая, потому что ты молишься Богу о том, чтобы Он помог тебе совершить преступление и устроить пирушки-гульбушки. Без Слова Христова человек продаёт последнее, чтобы составить пьяную компанию. Но если кто будет вникать в Слово Христа, то он не будет пьянствовать, он будет разумным, будет ограничивать свои потребности и будет иметь успех во всём. Ради истины, ради правды людей Господь всегда посылал и будет посылать им успех.

И все запели: «Царю Небесный».

После пения Братец сказал:

- Далее читаем: «Ужас объял Симона Петра и всех, бывших с ним, от большого улова рыб, ими пойманных»

Если бы и теперь кто пошёл на Неву и закинул бы сеть и сказал бы: «Вот я по Писанию закинул сеть», то Бог не даст ему успеха, потому что Слово Божие ему не нужно. Он много молится, но Словом Божием не проникается, и потому не получает от Бога ответа. А иногда он не получает ответа от Бога ещё и потому, что просит у Него того, чего не должно просить. Дети по неразумию тоже часто просят у родителей того, чего не должно просить, что может причинить им вред, и потому родители не дают им этого. Так поступает и Бог. Но когда кто проникнется учением Христа, и если он нарушит его, то скажет: «Я не исполнил учения Христа, и Бог не даёт мне успеха; прости, Господи, я не буду больше этого делать».

- Не буду, - говорят слушатели.

- Далее читаем: «И сказал Иисус Симону: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». И вытащивши обе лодки на берег, рыболовы оставили на произвол всё, - и лодки, и сети, - и последовали за Ним». Они оставили лодки и сети потому, что они им более не нужны, потому что они уверовали во Христа и голодными не останутся без лова рыбы.

И всегда кто слышит слова пророков, Христа и Апостолов и проникается ими, тот оставляет свою пьяную сеть и трактирную лодку, в которой всегда, и днём и ночью, ловил себе добычу, и чрез Слово Божие следует за Христом и от радости поёт песни.

И все запели «Верую во единого Бога».

После пения Братец говорит:

- Из нынешнего Евангелия мы видим, что когда Спаситель говорил Слово Божие, то народ теснился к Нему, потому что Он зажигал в них огонь Божества.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- И люди, слушая Его, умилялись и приходили к покаянию. И если Господь помог тогда рыболовам наполнить сеть, то тем более Он поможет и теперь нам наполнить нашу сеть, если только мы её очистим. И тогда грешник сделается святым, почему Христос и сказал: «Отец Мой - виноградарь, а Я - виноградная лоза, а вы - ветви; и всякую ветвь Отец очищает для того, чтоб более приносила плодов, а вы уже очищены чрез Слово, которое Я проповедовал вам» (Иоан. 15, 1-3). Слово Христа очищает мысль, сердце и волю нашу от всего дурного, от всяких пороков и преступлений.

- Спасибо!

- Но мы очищаемся только водою, но не очищаемся Словом Божиим. А пророки, Христос и апостолы заботились об очищении души Словом Божиим, почему Христос и заповедал своим ученикам, говоря: «Идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания и награды» (Матф. 10, 7-10).

Проповедующему Слово Божие достаточно иметь одно имение - Слово Божие. Если ты проповедуешь Слово Божие, то тебя все полюбят и у тебя будет всё: и пояс тебе дадут, и без одежды тебя не оставят, одним словом, как ты заботишься об утешении людей Словом Божиим, так они позаботятся о тебе во всём.

- Спасибо!

- Поэтому когда ученики Христа проповедовали Его Слово, то у них было всё: слушавшие их проповедь от любви к ним давали им всё, а они брали только то, что нужно было им на жизнь, лишнего они не брали, и они ни в чём не нуждались. Но кто не проникается Словом Христа и не проповедует его, тот всегда беден, потому что ему никто не верит, его никто не любит и никто ему не даёт. И ему приходится сбирать, почему он и остаётся вечным сбируном. А кто проникается Словом Христа и проповедует его, тот не бывает беден. Поэтому и слушающий его проповедь, видя его богатым, скажет: «Он проникся Словом Христа и стал богат от него; научусь и я Христову Слову, чтобы и мне быть богатым».

Кто приобретает неветшающее Слово, тот никогда и ни в чём не нуждается. Апостолы ни в чём не имели нужды, хотя ничего своего не имели, но всем обладали и всех обогащали. Таковы были и отцы церкви. У них, как и у Апостолов, было одно имение - Слово Божие, и чрез Слово Божие они всем обладали: и духовным, и материальным имением.

Но мы не считаем Слово Божие за имение. И потому у нас нет ни духовного, ни материального богатства. Но кто считает Слово Божие своим имением, тот любит всех, тот бывает кроток, мудр, воздержан, тот никого не осмеёт, и потому о нём будут скучать, чтоб побеседовать с ним. И у него будет всё, что нужно ему для жизни.

Но мы только приказываем другим любить, а сами никого не любим, потому что не прониклись Словом Христа. А раз мы никого не любим, то и нас никто не любит, и у нас ничего нет.

Слово Христа строго судит нас за халатное отношение к Нему.

Рыболовы оставили свои лодки и сети и последовали за Христом и сделались ловцами человеков - Апостолами. Отцы церкви тоже оставили свои лодки и последовали за Ним. И мы должны оставить свои пьяные лодки и последовать за Ним. Тогда мы скажем: «Пользуйся ими, кто хочет; мы по глупости занимались этим, а когда мы во Христе сделались мудрыми, тогда мы занялись лучшим». Тогда мы научимся воздержанию и будем жить воздержно, Трезво, честно и богато.

- Спасибо!

- Люди живут невоздержанной, трактирной жизнью потому, что их заинтересовали ею проповедники трактирного учения. Но если у нас будет больше таких проповедников, которые будут проповедовать Слово Божие, то они будут ловцами человеков, и пойманные ими люди будут жить святою жизнью и будут от радости воспевать Богу песни.

И все запели «Отверзу уста моя».

После пения Братец сказал:

- В этой песне говорится о чудесах, которыми пророки, Христос, Апостолы и отцы церкви прославляли Бога. Но мы прославляем Бога не чудесами, а одними только молитвами. Я не говорю, что не надо молиться. Я говорю, что надо не только молиться, но и проникаться словами пророков, Христа и Апостолов. Тогда и у тебя совершится чудо - чудо избавления от грехов, пороков, преступлений и нужды. Тогда и ты прославишь Бога и скажешь: «Без Слова Христа я ловил, ловил, и ничего не мог поймать, а теперь по Слову Христа закинул сеть и поймал и работаю для Бога».

Пророки, Христос, Апостолы и отцы церкви прославляли Бога в чудесах, а мы прославляем и воспеваем в песнях не Бога, а разврат, грязную любовь, пьянство и тому подобное. Отчего? От того, что не научились у Христа. А если научимся у Него, то будем разумны и способны на всё доброе. Для того и написано Евангелие, чтобы сделать тебя разумным. Покайся!

- Грешны! - восклицают слушатели и поют «Отверзу уста моя».

- Ещё напомню, - говорит Братец.

- Напомни, Дорогой, - говорят слушатели.

- Напомню житие св. Пелагии, память которой празднуется 8 октября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского», месяц октябрь, день восьмой, «Житие святой Пелагии», излагая его по местам Своими словами.

- В древнее время жил святой Нонн, который тоже был ловцом человеков. Но мы ловцы преступлений. Он ловил людей Словом Христа. Он был святой человек, но сам себя святым не называл, как и все пророки, и Христос, и Апостолы, и отцы церкви не называли себя святыми.

Однажды к нему на беседу пришла из города Антиохии великая грешница-блудница. Она была так поражена его беседой, что написала ему письмо, в котором умоляла его спасти её из омута разврата и, наконец, сама явилась к нему и, припав к ногам святого, восклицала: «Умоляю тебя, господин мой, яви мне благодать твою, сделай меня христианкой. Я - море грехов и бездна беззаконий; омой же меня крещением».

Святой Нонн едва мог её заставить подняться, говоря: «Встань, дочь, чтобы огласиться пред крещением». Она встала, и святой сказал ей: «Исповедуй сначала грехи твои». Она отвечала с плачем: «Если начну испытывать совесть мою, то не найду в себе ни одного доброго дела; знаю лишь, что грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть скверные дела мои. Но я надеюсь на Бога твоего»...

- И мы надеемся на Бога Твоего, - говорят слушатели. А Братец продолжает:

- И говорит грешница святому: «Нет мне исходу. Я свыклась с грехом и не могу расстаться с ним».

- Прости! - восклицают слушатели, а Братец говорит:

- Пелагия говорит ему: «Когда я услышала, что ты, подобно Христу, даёшь слепым прозрение, глухим слышание, хромым хождение, то и пришла к тебе, надеясь, что Бог твой облегчит бремя моих беззаконий и милостиво призрит на меня».

- И мы надеемся, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- И святой Нонн спросил её: «Как твоё имя?» Она отвечала: «Родители называли меня Пелагией. А граждане антиохийские переименовали меня Маргаритою (греческое слово Маргарита по-русски значит «жемчужина»). Они так называли меня ради моей красоты и ради тех красивых дорогих уборов, которыми украшали меня мои грехи».

Ей самой, наверное, было стыдно называться Пелагией и она любила, когда её звали Маргариточкой. В разврате переменяют имя ради умножения преступлений.

Видя её искреннее покаяние, Святой Нонн окрестил её. Но что же мы видим? Бес начал вопить во всеуслышание: «О, злой старик!»

Да, это был злой старик для беса.

- Нет, он добрый, - говорят слушатели, а Братец читает далее слова диавола к святому Нонну:

- Не довольно ли было тебе тридцати тысяч сарацын, которых ты крестил? Они работали мне по трактирам и поклонялись мне, а ты похитил их у меня и привёл к твоему Богу. А теперь и последнюю мою надежду ты отнял. Что же мне делать, старец упрямый, обманщик? Ты хитро обманул меня. Не могу выносить твоих уловок. Да будет проклят день, в который ты родился, злой старик! Потоки слёз пролились на моё жилище и сделали его пустым». То есть без Маргариты кабак пустым остался. Диавол называл святого злым стариком за то, что Пелагия покаялась и перестала развратничать, а трактирный ад опустел.

- Дай Бог, чтобы все трактиры опустели, - говорят слушатели, а Братец, продолжая читать житие, говорит:

- Потом диавол обратился и к Пелагии и сказал ей: «Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты изменила мне подобно тому, как Иуда изменил Христу». Тогда святой Нонн сказал ей: «Сотвори крестное знамение». Она перекрестилась и сказала: «Да отгонит тебя Иисус Христос, избавивший меня от тебя». И диавол тотчас исчез. Но через два дня, когда Пелагия спала, диавол снова явился к ней и, разбудив её, начал говорить ей: «Дорогая моя Маргариточка!» Он стал льстить ей, называя её ласкательным именем, чтобы тем легче соблазнить её».

- Так и я делал, - говорит кто-то, а Братец, продолжая речь диавола к Пелагии, говорит:

- Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями драгоценными, уборами и одеждами? За что же ты оставила меня? Молю тебя, не оставляй меня и не делай из меня посмешища».

Подобно этому бесу и люди уговаривают, говоря: «Я тебе справил костюм, я тебя преукрасил, а ты хочешь оставить меня. Молю тебя - не оставляй меня».

Но Пелагия теперь не поддалась соблазну диавола и, оградив себя крестным знамением, сказала: «Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой Небесного Своего чертога, да изгонит тебя от меня». И тотчас диавол исчез.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- И теперь многие, - говорит Братец, - творят молитву и крестятся сяк и так, чтоб бес не пролез, но так как они не проникаются Словом Христа, то бес всё-таки пролазит и соблазняет их на зло. Противостоять соблазнам диавола мы можем только тогда, когда проникнемся Словом Христа, так как оно-то и ограждает мысль от зла.

Я не говорю, что не надо молиться и креститься. Я говорю, что мы только молимся и крестимся, но не проникаемся Словом Христа и потому не боремся с пороками и преступлениями. А другие были преступниками и избавились от преступлений через Слово Христово. Но мы не прониклись Словом Христа и потому нам трудно избавиться от преступлений.

И подобно тому, как бес сначала соблазнял и уговаривал Пелагию, а потом, когда она не поддалась его соблазну, он исчез, так и теперь многие сначала соблазняют уговаривают, а потом, когда им отказывают, они стреляются, вешаются, топятся, давятся, исчезают чрез любовь. Покайся!

- Грешны!

На этой беседе присутствовал иеромонах Вениамин из Александро-Невской лавры. Братец, по обыкновению, как перед беседой, так и после беседы, подошёл к нему и взял у него благословение. После беседы этот иеромонах зашёл к Братцу и долго беседовал с Ним в кабинете.

В 8-м часу вечера, когда уже все слушатели разошлись, и Братец пил чай с немногими оставшимися старыми Трезвенниками и Трезвенницами, пришёл к Нему и другой священник с целью побеседовать с Ним и Его гостями. Братец попросил его сесть за общий стол и за чаем вести беседу, которая и продолжалась до 10 часов.

 

Ив.Трегубов.

.

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте