Беседа Братца Иоанна

 

от 24 октября 1910 года

 

20-я Неделя по Пятидесятнице.

 

В воскресенье, 24 октября, Братец Иоанн сказал:

- Нынешнее Евангелие читается из седьмой главы Евангелия Луки: «Иисус шёл в город Наин. С Ним шли Его ученики и множество народа». Как тогда Он шёл в город Наин, так и доныне Он идёт в города со множеством ревнителей Его Слова.

- Спасибо! - говорят слушатели

- Если мы всмотримся хорошенько в жизнь прошлых веков и настоящего времени, то мы увидим, что шествие Христа всегда продолжалось со множеством народа, и ученики Его никогда не сокращались.

«Когда Иисус приблизился к городским воротам, то встретил идущее из города множество народа, который выносил умершего, единственного сына матери-вдовы. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И, подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его».

Мы видим из этого, что в городских воротах встретились две толпы народа: одна толпа идёт из города и плачет за мертвецом; другая толпа радуется о воскресении со Христом. И в настоящее время кто со Христом идёт, тот не плачет и не охает, а без Христа всегда на каждой улице плач и мертвец.

Тогда Христос сказал и доныне говорит городской вдове: «Не плачь».

Тогда Христос коснулся к одру, и мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить. И доныне, если Учение Христа коснётся к пропадавшим и духовно умершим людям, то они поднимутся, встанут и будут говорить о Христе и скажут: «Ныне воскресение: ныне сын вдовы был пьяница, был мёртв - и ожил, пропадал - и нашёлся. Христос Воскрес!».

- Воистину воскрес! - громко все воскликнули.

- Но, к сожалению, мы не интересовались Учением Христа, и потому оно не касалось нас, и мы не воскресали. Мы только прикладывались к крышке Евангелия. Нет, мы должны не только приложиться, но, главное, проникнуться Евангелием, и тогда, кто был мёртв, - тот оживёт, кто пропадал в пьянстве и разврате, тот - найдётся.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют: «Царю Небесный».

После пения Братец говорит:

- Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос утешил плачущую вдову. И в настоящее время Его Учение утешает плачущих вдов.

- Спасибо!

- Христос всегда был, есть и будет. Если тогда Он входил в город, то и в настоящее время Он входит в нас Своим Учением. Если тогда Он воскрешал мёртвых, то и в настоящее время Он воскрешает Своим Учением дух человека, и мёртвые переходят от смерти к жизни. И как тогда со Христом шло множество народа, так и потомки того народа шли со Христом. Сколько святых шло с Ним за 1900 лет! Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие.

- И Ты идёшь со Христом, - говорят слушатели.

- И потому, как Христос целил больных и воскрешал мёртвых, так и все эти святые отцы целили и воскрешали.

- Спасибо!

- Из нынешнего Евангелия мы видим: Спаситель коснулся к одру и сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». И он встал и говорил о Христе. Подобно тому и в настоящее время, если Учение Христа коснётся к духовно-мёртвому, то он встанет, будет говорить о Христе и скажет: «Христос Воскрес!».

- Воистину воскрес! - говорят слушатели.

- И тогда сын будет полезен отцу, дочь - матери, родители - детям, дети - родителям, мужья - жёнам, жёны - мужьям. Но к кому не коснулось учение Христа, то есть если кто не проникся им, тот никому не может быть полезным. Он будет жить весело и праздно, но в его душе не воскреснет ни веселье, ни праздник, и он будет вечно мучиться. Без Учения Христа нельзя ни самому воскреснуть, ни другого воскресить.

- Помолись, Дорогой Братец!

- Далее читаем: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

- Спасибо!

- Когда Христос явился среди людей и стал целить и воскрешать их, то Его стали называть Богом и славить. Всегда прославляют тех, которые приносят пользу другим. А безславие тем, которые никакой пользы не приносят.

И распространилось такое мнение о Нём по всей Иудее и по всей окрестности.

И все запели снова «Царю Небесный».

После пения Братец сказал:

- Далее мы читаем: «И возвестили Иоанну ученики его о всём том. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал их к Иисусу спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». То есть, как бы нам не ошибиться.

Когда ученики Иоанна пришли к Иисусу , то сказали Ему: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или нам другого ждать?».

А в это время Иисус многих исцелил от болезней и от злых духов. И сказал им Иисус в ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, мёртвые воскресают и нищие благовествуют».

- В опорках были, - говорят слушатели, а Братец, продолжая читать Евангелие, говорит:

- И блажен кто не соблазнится о Мне! Если Иоанн и послал учеников к Иисусу для того, чтобы спросить Его, кто Он, то нам ныне нечего спрашивать о Христе и сомневаться в Нём.

- Нечего, - говорят слушатели.

- Потому что Его учение, - говорит Братец, - воскрешает мёртвых от пьянства, разврата и всякого преступления, целит болезни и подаёт богатство нищим. И блажен тот, кто не соблазнится о Христе, то есть о Его Учении. Теперь говорят, что в Евангелии много ошибок. Как бы оно ни было написано, но верно то, что оно прежде целило и теперь целит людей. Слова пророков и слова Евангелия пробуждают веру в Бога и во Христа, а вера целит и воскрешает.

- Спасибо! - сказали слушатели и запели опять: «Царю Небесный».

После пения Братец сказал:

- Мы видим, что Иоанн спрашивал Христа, кто Он, а ныне мы слышим из Евангелия голос Иоанна. Отвечая ему, Христос не сказал: «Это Я Тот, Который должен придти», а указал на Свои дела. Поэтому и в настоящее время мы можем узнавать Христа и людей во Христе только по делам. Где пьяницы, развратники, воры и убийцы делаются Трезвыми и честными людьми, где слепые прозревают, хромые ходят, мёртвые воскресают, нищие благовествуют, там непременно есть Христос. И блажен, кто не соблазняется о Нём. Но как в древнее время фарисеи соблазнялись о Нём и говорили, что Он изгоняет силою Веельзевула, так и теперь многие, видя чудесные исцеления, говорят: «Это гипноз, это колдовство, это магнетизм». Блажен, кто не соблазнится о Нём.

По отшествии же посланных Иоанном, Иисус начал говорить к народу об Иоанне: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Что смотреть ходили? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, - говорю вам, - и больше пророка. Сей есть тот, о котором написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Малах. 3, 1). Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его , и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Бога о себе, не крестившись от него».

Фарисеи не крестились от страху, чтобы не смеялись над ними. А, оставаясь некрещёными, они думали, что их будут считать учёными.

Впрочем, многие и из числа фарисеев и книжников уверовали во Христа, но они не исповедовали открыто своей веры страха ради иудейского. Они уважали Иоанна Крестителя за проповедь, за то, что его проповедь превращала развратников и преступников в честных и хороших людей, но они не хотели креститься, чтобы не смеялись над ними, говоря: «Купанный, купанный, а мы вот обрезанные». При Иоанне смеялись над крещёнными, а при Аврааме смеялись над обрезанными. А потом, когда обрезание вошло в привычку, евреи стали им гордиться и говорить: «Я, по крайней мере, обрезанный, а ты необрезанный». Точно также иной крещённый гордится своим крещением и говорит: «Я, по крайней мере, крещённый, а ты некрещёный». Но он никогда не верил в крещение, как иной еврей, который крестится только для того, чтобы должность получить.

Но о таковых Апостол говорит: «Вы люди с необрезанным сердцем, с необрезанными ушами» (Деян. 7, 51). Так и Я скажу: многие из нас с некрещёным сердцем, с некрещёными ушами. Такие всегда противились Духу Святому или, иначе сказать, Учению святому и отвергли Правду Божию, которая только и приводила и приводит к покаянию.

Поэтому Христос и говорит таким людям: «Что вы ходили смотреть к Иоанну Крестителю - трость ли, ветром колеблемую?». Из этих Слов Христа видно, что многие ходили к Иоанну Крестителю не проповедь его слушать (в них она не вмещалась), а шли к нему только по обряду, только потому, что и другие шли; и так как они всё-таки уважали его, то на память о нём срезали трости, которые росли в той воде, в которой он крестил, и потом хвалились ими, говоря, что и они были у Иоанна Крестителя.

Так и ныне многие ходят по святым местам не по вере, а для того только, чтобы набрать камешков и потом хвалиться ими и говорить: «Вот и у меня есть камешки от святых мест». Они принесли камешки, а Слова Божия и не думали приносить.

Это всё равно как если бы кто сходил в лавочку и ничего бы не купил в ней. Какая от этого ему польза? Никакой: и он сам и его дети останутся голодными. Так нет пользы и тому, кто только сходил в Иерусалим и не научился там Правде Божией. Так бывает и с тем, кто ходит в храм только для того, чтобы поглядеть, а не для того, чтобы поучиться и принести для себя оттуда что-нибудь полезное. Он сходил в храм, видел там много разных изображений и слышал много слов и пения, но всего этого он не принял в своё сердце и потому остался таким же слепым и глухим, каким и раньше был.

Что смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды и живущего в царских чертогах? Нет, он и сам живёт просто и других приводит к простой и честной жизни.

- Спасибо!

- Но Христос больше его: у Него больше и дел, и чудес, и Писания. Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос воскресил юношу. Так и в настоящее время Слово Христово воскрешает духовных мертвецов. Но не все воскресают, потому что не все проникаются Словом Христа.

Тогда Господь сказал: «С кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Ибо пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорите: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорите: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами её.

Тогда Христос сравнивал людей с теми детьми, которые играли на улицах на свирели, а теперь можно сравнить их с теми детьми, которые ещё ползают на четвереньках и тащат в рот всякую грязь, то есть всякое учение, противное Евангелию. И все те люди, которые накушались уличной грязи, умирают.

Можно также сравнивать этих людей и с теми детьми, которые лепят куколок из глины. Они налепят их и поставят на лавке. И как только покачнётся лавочка - куколки тотчас же падают, и смотришь: одна без рученьки, другая без ноженьки, третья без головёнки. Глупые дети могут лепить только куколки, но они не могут вдунуть в них душу. Но если в людей вдунуть душу, то есть учение Христа, тогда они будут одушевлены Словом Божиим и не будут разбиваться. Учение Христа всегда целило и воскресало, и теперь оно целит и воскрешает мёртвые души, но у нас нет в него веры, и мы питаемся вместо него всякою грязью.

- Прости, Дорогой Братец!

- Какое учение, таков и человек, принимающий его: если он принимает учение разбойничье, то он и сам остаётся разбойником; если он принимает учение воровское, то он и сам бывает вором; если он принимает учение пророков, Христа и Апостолов, то он и сам уподобляется им и делается из больного здоровым, из нищего богатым, подобно Иакову, который сначала ничего не имел, а потом, поверив в Бога, всё получил: много детей, множество стад, и скот был пёстрый.

- Спасибо!

- Если мы будем брать для себя примеры из жизни святых людей, то и наша жизнь будет святая. Если мы будем учиться у Христа, то отвергнем всякую грязь и будем питаться только чистым учением Христа и от радости воспоём.

И все запели «Отверзу уста моя».

После пения Братец сказал:

- Вот Я напомнил вам...

- Спасибо!

- Напомнил Евангелие, которое говорит о воскрешении сына вдовы Наинской, говорит и о том, как Иоанн Креститель посылал к Иисусу своих учеников спросить Его, кто Он. Может быть, Он не Тот, Которого ожидали все евреи.

- Тот! - восклицают слушатели.

- А Христос, - говорит Братец, - сказал им: «Блажен кто не соблазнится о Мне», то есть о Евангелие. Кто проникается Евангелием, тот бывает кроток, здоров, богат и полезен себе и другим.

Ещё напомню вам слова Апостола Павла к Галатам.

- К нам, - говорят слушатели.

- В первой главе послания к Галатам Апостол Павел пишет: «Удивляюсь, братия, что вы так скоро переходите от Христового учения к иному благовествованию, то есть к уличному учению.

Есть люди, которые смущают вас и желают превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Так и Я скажу: если кто вам будет говорить не то, что написано в Евангелии, да будет анафема. Даже если бы Ангел стал говорить вам, что можно выпить рюмочку, да будет анафема. Берегитесь уличной грязи.

- Спасибо, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека (то есть не через зубрёжку), а через откровение Иисуса Христа. Через Его Евангелие открывается всё новое и новое. Если говорить из него хоть тысячу лет, то всё новое и новое придётся говорить, всё новые и новые чудеса, исцеления и воскресения, оно будет творить.

- Спасибо!

- Далее Апостол Павел говорит: «Вы слышали, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её». А вы, кажется, не опустошали её.

- Нет и мы опустошали, - говорят слушатели. А Братец говорит:

- Опустошают те, что в трактиры и в развратные дома ходят.

- И мы туда ходили, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- И преуспевал я в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».

Очевидно, у Апостола Павла было такое предание, которое разрешало ему преследовать и убивать верующих во Христа, как он одобрял убиение Стефана.

«Но потом, - говорит Апостол, - Бог призвал меня Своею благодатию, открыв во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам».

А как Господь призвал его? Он наказал его за его большие преступления. Когда он шёл в Дамаск с целью взять тамошних христиан и привести их в Иерусалим на истязание, то вдруг осиял его великий свет, и он от того света лишился зрения. Так что ничего не мог видеть. А только слышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?». Он отвечал: «Кто Ты?». Голос сказал ему: «Я - Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Тогда он сказал: «Господи! Что мне делать?». Господь сказал ему: «Встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что надо сделать». Бывшие с ним за руку привели его в Дамаск. В Дамаске был один ученик именем Анания, и Господь в видении сказал ему: «Анания! встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла».

- Братца, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Тогда Анания пошёл на Прямую улицу и нашёл Савла, гостившего там в Иудином доме и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Савл сказал ему: «Я много сделал зла». На это Анания сказал: «Господь сказал мне, что ты избранный Его сосуд и ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал». И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и он прозрел (Деяния апостолов, 9-я и 22-я главы).

Из этого мы видим, что Анания не погнушался пойти в дом Иудин, где гостил Савл, и исцелил его в гостях. Сила Христа действует везде, где проникаются Его учением: и в гостях, и на улицах. Вот почему Иуда, который не проникся учением Христа, удавился даже на святом месте - в Иерусалиме. Из этого видно, что и святое место без Учения Христа не помогает.

А со Христом на всяком месте спасение.

Поэтому апостол Павел и говорит: «Получив спасение и избрание непосредственно от Бога, я не стал советоваться с людьми и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск», почему Апостолы сначала и не признавали его своим, говоря: «Он вязать нас пришёл».

Они сомневались в нём, не веря, что он ученик Христа.

- И в Тебе сомневались, - говорят слушатели.

- Но когда, - говорит Братец, - Апостолы наслышались о его делах, то стали ему верить. Тогда и он, спустя три года, пошёл в Иерусалим и познакомился с Апостолом Петром и Апостолом Иаковом. А потом он отошёл на проповедь в Сирию и Киликию. Церквам же Христовым в Иудее Апостол Павел лично не был известен. Они только слышали, что гнавший их некогда, ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, и прославляли за него Бога.

Подобно тому, как зло и добро по одному слуху распространяются, точно также, когда проповедовал Апостол Павел, то по одному слуху верили ему и исцелялись.

И все запели «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения Братец сказал:

- Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос воскресил юношу городской вдовы.

- Спасибо!

- И теперь Слово Христово воскрешает всякого человека. Который им проникается.

И мать без книги читает на сыне Евангелие и говорит: «Мой сын был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. Вот на нём новое пальто, новые сапоги, вот на нём одет и перстень на руку».

Но если мы читаем одну только бумажную книгу Евангелие, а живой книги Евангелия мы не видим на человеках, то есть не видим ни исцелений, ни воскресений, то такое учение Евангелия не имеет силы. Поэтому-то многие и не верят в эту книгу. Евангелие для того и написано, чтобы оно исполнилось, как сказано: «Ни одна его йота, ни одна его черта не пройдёт, пока не исполнится всё» (Матф. 5, 18). Вот оно и исполняется на таковых, на которых люди читают живое Евангелие и которые от радости поют песни.

И все запели «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

После пения Братец говорит:

- Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Господь охраняет праведных и наказывает нечестивых. Покайся!

- Грешны!

- Мы видим из нынешнего Евангелия, как Христос воскресил юношу городской вдовы, а в послании к Галатам Апостол Павел пишет, чтобы мы не слушали тех людей, которые смущают нас тем, чего нет в Писании, и желают превратить Учение Христа в уличное учение. Надо верить только тому, что Божье; а если кто предлагает учение не Божье, то ему не следует верить, хотя бы это учение проповедовал Ангел с неба. А для того, чтобы узнать, что Божье и что не Божье, надо смотреть на дела. Если учение приносит добрые плоды, оно Божье Учение.

Ещё напомню вам житие преподобного Илариона, память которого празднуется 21-го октября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского», страница 475, следующее:

«Один юноша по имени Марсит обладал большой силой, так что мог поднять и нести пятнадцать мер пшеницы, и ему не нужно было иметь осла для перевозки тяжестей. При такой силе, в него вошёл бес и начал мучить, гоняя по пустыням и полям. Поймав его, окрестные жители связывали ему руки и ноги железными оковами и цепями и держали под крепким запором, зорко за ним наблюдая».

- Так и меня держали в участке, - говорит кто-то, а Братец продолжает читать:

«Но он убегал, легко сокрушая оковы и запоры у дверей по причине удвоенной силы, бесовской и своей собственной, и избивал всех встречавшихся ему на пути людей: у одних он отгрызал нос, уши и губы, другим ломал руки и ноги, третьим выкалывал глаза, четвёртых, наконец, убивал, перегрызая горло. И никто не мог укротить его.

Собравшись в большом числе, народ, наконец, изловил его, связал по всему телу железными цепями и приволок его, как вола, к преподобному».

- К Братцу Дорогому, - говорят слушатели. А Братец продолжает читать:

«Увидав бесноватого, Иларион велел развязать его, и тот стал кроток, как ягнёнок.

Пока Марсит не знал Илариона, до тех пор он делал много вреда, а когда узнал Илариона, то исцелился и сделался кротким, как ягнёнок.

Усердно помолившись о Марсите, святой сказал находившемуся в нём бесу: «Во имя Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, нечистый дух, выйди из сего человека и удались в безводные места».

Бес вышел, и больной немедленно исцелился по молитвам Илариона и стал прославлять его, а преподобный запрещал ему и другим делать это, говоря: «Не нашей силой совершилось сие, но по человеколюбию и благодати Божией».

Если преподобный так сказал, то и Я скажу: «Не Моей Силою совершаются исцеления приходящих ко Мне людей. А Силою и благодатию Божией».

- Спасибо!

На этой беседе присутствовала известная исследовательница сектантства и старообрядчества В. И. Ясевич-Бородаевская, а после беседы пришли к Братцу с целью лично побеседовать с Ним писатель С. С. Кондурушкин и священник Смольного собора, с которыми Он и беседовал в присутствии нескольких Своих Трезвенников и Трезвенниц, от 7 до 9 часов вечера.

 

Ив.Трегубов.

 

.

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте