Беседа Братца Иоанна

 

от 14-го ноября 1910 года.

 

23-я Неделя по Пятидесятнице.

 

В воскресенье, 14 ноября, Братец Иоанн вошёл в зал вместе с священником местной церкви Спаса Колтовского, Николаем Сперанским, которому поручено духовной властью наблюдать за Его беседами. Взяв у него благословение и взойдя на кафедру, Братец сказал:

- Нынешнее Евангелие читается из 8-й главы Евангелия Луки: «Когда Иисус пришёл в страну Гадаринскую, то Его встретил один человек, одержимый бесами с давнего времени и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах».

- И я такой был, - говорят некоторые слушатели.

- Как раз, пожалуй, он был похож на современных пьяниц. Увидев Иисуса он вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего! Умоляю Тебя, не мучь меня». Точно Спаситель мучил его. Но как бесноватый ни ругал и ни называл Спасителя мучителем, он всё-таки бежал к Нему. Это бывает и теперь в жизни: если пьяный человек видит человека трезвого и богобоязненного, то он безславит его, но всё-таки не бежит от него, а идёт к нему, уважает его, кланяется ему и извиняется пред ним.

«Иисус повелел нечистому духу выйти из бесноватого, потому что он долгое время мучил его, так что связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни».

Подобно бесноватому и в настоящее время бес гонит из дому пьяницу, который ходит голодный, раздетый и ночует на городском кладбище.

Иисус спросил его: «Как тебе имя?». Он сказал: «Легион», потому что много бесов вошло в него. Мы можем сравнить с ним также и гордого человека, потому что гордость есть тоже бес, как и пьянство. Подобно этому бесноватому, гордый человек придирается к каждому слову и, будучи полон гордости, говорит: «Что ты меня тычешь? Называй меня на вы». Как будто в нём много лиц. Это показывает, что в нём много гордости.

«И бесы просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них; и Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И жители вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса одетого и в здравом уме, и ужаснулись».

- Спасибо! - говорят слушатели.

- С этим исцелённым бесноватым мы всецело можем сравнить исцелённого пьяницу. Пьянство отнимает у человека ум, гонит его из дому, и он не хочет работать и служить, делает неприятности, его связывают, а он разрывает узы и ходит голодный и раздетый. Но когда его коснётся Слово Христа, то он исцелится от пьянства, станет работать, служить и одеваться, не будет голодным, будет в здравом уме и будет иметь ум Христов. И о нём скажут: «Сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся и на нём новые сапоги, новое пальто и перстень на руке». На таковом оживляется Евангелие.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- Но кого не коснулось учение Христа, тот не может исцелиться от пороков и преступлений.

- Прости!

- А кого коснулось учение Христа, тот легко может бороться с пороками и преступлениями, тот не ходит раздетым и голодным. Бывает, впрочем, что и без учения Христа человек не пьянствует, но он тоже не может быть кротким, легко расстраивается и сердится, то есть поступает точно так же, как и пьяница.

- Прости, Дорогой Братец.

- Если пьяный человек просит извинения, то он говорит: «Не помню». Точно также, если кто рассердится и потом просит извинения, то он тоже говорит: «Я так рассердился, что не помню, что сказал». Если человек напьётся вина, то он ко всему придирается. Также если кто рассердится, то тоже ко всему придирается. Поэтому состояние сердитого человека можно назвать сухим пьянством.

- Прости!

- И как пьяного, так и сердитого может исцелить только Христос или, пояснее сказать, Христово Слово. А если кого бьют палкой, тот больше пьянствует и больше сердится. Как тогда Христос целил, так и ныне только учение Христа может целить как от пьяного, так и от сердитого беса.

- Спасибо!

- «Видевшие же рассказали, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился».

Те люди, которые слушали Христа, не нуждались в Нём, и потому они не радовались, что человек стал в своём уме. Они жалели свиней, которые потонули, и нисколько не заботились о бесноватых и больных, которых исцелил Христос. И в настоящее время мы видим таких людей, которые больше заботятся о свиньях, нежели о людях, одержимых разными болезнями. И если эти больные исцеляются Словом Христовым, то такие люди смеются над ними, а потом - смотришь - и они с моста, с крутизны бросаются, тонут и погибают, как гадаринские свиньи. Господь не хотел губить людей, а погубил свиней. Это служило прообразом современной гибели людей.

Таким же прообразом служит и смоковница. Однажды Спаситель шёл мимо смоковницы, поискал на ней плода, не нашёл и проклял её и тем дал понять Своим ученикам, что если Он засушил смоковницу за безплодие, то Он может и с людьми сделать то же самое, как это и случилось с Иудой. Учение Христа не повлияло на него, и он засох и удавился, и повыпали его внутренности, и расселось его чрево. И теперь в газетах каждый день мы читаем о самоубийствах. Отчего это? От того, что к людям не привилось учение пророков, Христа и Апостолов, и их гложет тоска. Молитва им также не помогает. Христос говорит: «Что вы говорите: Господи, Господи, а не делаете того, что Я вам говорю». Господь не слышит молитвы тех, которые не творят Его воли, и потому они тоскуют и покушаются на самоубийство.

- Прости, Дорогой!

- Тогда утонули свиньи, а в настоящее время тонут люди от самоубийства.

- Прости!

- Господь сотворил народы для того, чтобы оживить на них Писание: на одних показать наказание, а на других оправдание. Больной, который беседует о Слове Божием, может сравнить себя с бесноватым, который ходил без одежды и разрывал цепи, которыми его связывали; и если он обратится к Христу с молитвой об исцелении, то Христос исцелит его.

И все запели: «Верую во единого Бога».

После пения Братец сказал:

- Из нынешнего Евангелия мы видим, что Господь силён исцелить такого безумного, которым обладает бес. К кому коснётся Слово Христа, тот исцелится и прославит Бога. В древнее время Бог прославлялся во дни еврейского царства, пророков, Христа, Апостолов и отцов церкви. И в настоящее время Царство Христа славится и до конца будет славиться исцелениями.

- Спасибо!

- Ещё напомню вам слова Апостола Павла к Ефесянам .

- К нам, - говорят слушатели.

- Конечно, и к нам: а если бы не к нам, то для чего было бы писать тогда и читать теперь?

Сказав это, Братец стал читать 2-ю главу послания к Ефесянам: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления».

Люди всегда противились и противятся Писанию пророков, Христа и Апостолов.

Далее читаем: «Между которыми и мы все жили некогда, по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены».

Спасены, то есть исцелены от пороков, недугов, нужды и горя. Спаситель воскресил всё то, что хотел оживить, воскресить.

Почему и читаем далее: «И воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей, в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Когда Спаситель проповедовал, то благодать исходила из уст Его. Этой благодатью, то есть Своею проповедью Он исцелял, оживотворял.

Далее Апостол Павел говорит: «Мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Чему Христос учил, то мы должны делать, а чему не учил, того не должны делать.

«Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными, так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа».

- Были пьяницы, - говорят слушатели.

- Не о пьянстве речь идёт, - говорит Братец и продолжает читать далее: «Отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».

Как гадаринский бесноватый, эти люди были чужды общества, смеялись над религиозным чувством, а о Христе и слушать не хотели.

- Истинно! - говорят слушатели.

- Когда Апостол Павел проповедовал, то люди стали веровать в Бога, а то были безбожники в мире. Если бы не было написано, то нечем было бы руководиться, и мы не могли бы знать, на кого мы похожи. А теперь, когда прочитаешь Писание, то узнаешь, на кого похож в бедности и богатстве. А кто не ищет Слова Божия, тот тоскует и покушается на самоубийство и гибнет, как погибли гадаринские свиньи.

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовой».

Стали близки потому, что стали рассуждать и беседовать о Христе.

«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением»...

Если бы не было учения пророков, Христа и Апостолов, то нечем было бы упразднить мирскую суету.

«...Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир».

Новый завет Евангелия совершенно обновляет человека, делая его новым, и он от радости поёт песнь.

И все запели: «Отверзу уста моя».

После пения Братец продолжает читать:

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём. И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким».

- Спасибо.

- «Потому что чрез Него и те и другие имели доступ к Отцу, в одном Духе».

И в настоящее время мы имеем доступ к Отцу чрез учение Христа. Апостол Павел всех объединял учением Христа: язычников, своих, чужих - всяких, кто только покаялся и принял Слово Христа. И в настоящее время учение Христа объединяет всех без различия вероисповеданий.

- Спасибо!

- «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».

- Спасибо!

- Это случилось тогда, когда люди стали слушать слово Апостола Павла и верить учению Христа, которое он проповедовал.

Далее читаем: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа, краеугольным камнем , на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе».

Тогда был Иисус. Ныне учение Его есть, и там, где собраны двое или трое во имя Его, там и Христос. А где нет учения Его, там нет и Христа. Когда проливалась кровь за учение Христа, то возрастал и храм святой в Господе. И чем больше гнали, тем больше ревновали. Язычники считали вредным учение Христа и потому сжигали те здания, в которых собирались христиане, вместе с христианами. В житиях святых есть такой рассказ: одна христианка идёт с ребёнком, её спрашивают: «Куда идёшь?» Она отвечает: «Туда, где собираются христиане». Ей говорят: «А разве не знаешь, что будут сжигать дом со всеми людьми молящимися?» А она отвечает: «Я вот и тороплюсь, чтобы одной не остаться с язычниками». «Безумная женщина! Иди, и сгоришь там с ними, но оставь ребёнка». - «Я не могу оставить его, потому что вы его обучите разврату и пляскам, и он будет служить бесу, а не Богу, и тогда на моей душе будет грех».

Вот такая тогда была вера. А в настоящее время нас не притесняют и не гонят, и нам говорить про Бога тяжело. Это потому, что мало веры в нас.

Нужно верить Слову Христа, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. Поэтому мы и читаем далее: «На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Из прочитанного мы видим, какая сильная была ревность у древних христиан. Тогда из всех стран были собраны свои и чужие, и все они стали своими Богу и согражданами святым.

И все запели: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения Братец сказал:

- Вот Я напомнил вам слово из Евангелия...

- Спасибо!

- О том, как бесноватый страдал и как потом он исцелился. Напомнил также и слова Апостола Павла о язычниках, которых он признал своими Богу и согражданами святым.

- Ещё напомню вам слова из 4-й главы книги пророка Варуха: «Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий во век. Все, держащиеся её, будут жить, а оставляющие её умрут».

- Помолись, Дорогой Братец!

- Где не принимается Слово Божие, там люди гибнут, как гадаринские свиньи.

Далее читаем: «Обратись, Иаков, и возьми книгу, ходи при сиянии света её»!

- Помолись!

- «Не отдавай другому славы твоей и полезного для тебя - чужому народу».

Ты православный, но почему ты не веришь словам пророков, Христа и Апостолов? Язычники поверили и получили славу, а ты чрез своё неверие потерял славу.

«Счастливы мы, Израиль, что знаем, что благоугодно Богу».

Пророк Варух называл счастливыми тех, которые познали книги пророков.

«Дерзай, народ мой, памятник Израиля!»

Варух говорит: «Дерзай, ревнуй о книгах пророков, Христа и Апостолов».

«Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам».

Когда вы ревновали о книгах пророков, то не были преданы врагам; и те, которые находились в плену, освобождались. Но когда вы отвергли книги пророков, то были преданы бесам, пьянству и врагам.

«Ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу».

Они-то думали, что приносили жертву Богу, но пророк Варух объяснил: не Богу, а бесам.

«Вы забыли питающего вас вечного Бога, а также огорчили воспитавший вас Иерусалим».

И за это были преданы язычникам.

«Ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил: «Слушайте, сожители Сиона, Бог навёл на меня великую скорбь, ибо я видел пленение сынов моих и дочерей, которое навёл на них Вечный. Я питал их с радостью, а отпустил с плачем и горестью».

Назвался верующим, но оказывается, что ни одному его слову не верили.

- Прости!

- «Никто не радуйся обо мне, вдовствующем и оставленном многими; я опустел за грехи детей моих, ибо они уклонились от Закона Божия».

Как видится, вот за что овдовел. В настоящее время люди не знают, за что они овдовели, а когда прочитают это, то узнают, и прочитанное слово будет их судить.

«Не познали уставов Его, не ходили путями заповедей Бога и не вступили на стези учения в правде Его».

Проявляют правду собственную, а Правду Божию оставили. Есть две правды: человеческая и Божия, то есть та, которая написана в Библии.

«Приидите, сожители Сиона, и вспомните пленение сынов моих и дочерей, которое навёл на них Вечный. Ибо Он навёл на них народ издалека, народ наглый и иноязычный, ибо не устыдились старца, и не сжалились над младенцем».

Такой народ навёл за то, что оставили книги, о которых говорил Варух, оставили закон, сделались наглыми.

- Прости!

- «И увели у вдовы сыновей возлюбленных и лишили одинокую дочерей. Я же чем могу помочь вам?»

- Помоги, Дорогой Братец! - говорят слушатели.

- Нельзя так, подождите. - говорит Братец.

«Кто навёл на вас сии бедствия, Тот и избавит вас от руки врагов ваших».

- Спасибо!

- Варух сеял в них веру в Закон, который они оставили. Если Бог навёл бедствие, то Он может и избавить от него. Если мы будем держаться книг Моисея, пророков, Христа и Апостолов.

«Идите, дети, идите, ибо я остался пуст. Я снял с себя одежду мира и оделся вретищем моления моего; буду взывать к Вечному во дни мои. Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов. Ибо от Вечного я ожидал спасения вашего, и мне пришла от Святого радость о милости, которая скоро придёт к вам от Вечного, Спасителя нашего. Я отпустил вас с печалью и горестью, но Бог возвратит мне вас с радостью и весельем на веки. Ибо как ныне сожители Сиона видели пленение ваше, так увидят скоро спасение ваше от Бога, которое придёт к вам с великою славою и величием Вечного».

Грядущий народ будет помнить, за что его предки попали в плен. Они попали в плен потому, что оставили книги Моисея и пророков. Варух говорит, что без этих книг нельзя жить и указал, от чего народ гибнет. А когда народ стал снова руководиться этими книгами, тогда Господь стал помогать ему во всём.

«Дети! Потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею».

Это случится тогда, когда ты будешь верить книгам пророков.

«Воспитанные у меня в неге пошли жёсткими путями, схвачены как стадо, расхищенное врагами. Дерзайте, дети, и взывайте к Богу, ибо о вас вспомнит Тот, Кто навёл на вас это. Какова была решимость ваша, чтоб удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы обратиться к Богу ».

Если бы не было проповедников разврата и уличных учителей, то не было бы и преступлений. И если проповедью нас влекли на разврат, убийство и воровство , то проповедью нужно и извлекать нас оттуда. Но если при этом проповедники будут говорить своими словами, то им не будет веры; а если они будут говорить Слово Божие, то им нельзя не поверить, потому что Слова Божии всегда оправдывались. И в настоящее время кто верит в них, тот оправдывается. Проповедники также должны делать сравнение древнего с современным, говоря, например, так: если свиней не пощадил Бог, то как Он пощадит нас? Это гроза Божья.

«Ибо Тот, Который навёл на вас сии бедствия, наведёт на вас вечное веселье со спасением».

В нынешнем веселье нет спасения. Почему люди и покушаются на самоубийства. Но Господь чрез пророков, посылает такое веселье, которое спасает от самоубийства.

«Дерзай, Иерусалим! Даровавший тебе имя утешит тебя».

Пророк Варух призывал людей к дерзновению, то есть к бодрости духа. Нет причины отчаиваться тому, кто верует и следует книгам пророков, Христа, Апостолов и святых отцов.

«Несчастны те, которые оскорбляли тебя и радовались твоему падению. Несчастны города, которым служили дети твои; несчастна земля, принявшая сыновей твоих; ибо как она радовалась о твоём падении и веселилась о твоём поражении, так будет скорбеть о своём опустошении. Я отниму у неё радость о множестве её народа, и хвастовство её будет в печаль; ибо придёт на неё огонь от Вечного на долгие дни, и весьма долгое время она будет обитаема бесами. Оглянись, Иерусалим, на восток и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога».

Ныне Бог грядёт и, видят Его, люди в исцелениях, все говорят: «Бог идёт», а сами не знают, есть ли Бог. Когда Бог приходит, то бесноватый исцеляется от беса, хромой ходит, слепой прозревает, прокажённый очищается.

- Так, Дорогой Братец!

- «Вот идут сыновья твои, которых ты отпустил, идут собранные от востока до запада Словом Святого, радуясь о Славе Божией».

Слава в том, что Бог целил, целит и будет целить. Нет ничего нового: что делалось прежде, то делается и ныне с теми людьми, которые ищут книг, о которых говорит Варух.

И Братец со всеми запел «Блажен муж».

После пения Он сказал:

- Ещё напомню вам житие празднуемого сегодня святого Филиппа. Если мы носим имя святого, то должны подражать ему хоть с горчичное зерно. Но мы носим имена святых, а подражаем разбойникам, ворам и развратникам. Стыдно!

- Прости, Дорогой Братец!

Затем Братец стал читать и объяснять из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского», за месяц ноябрь, на 404-ой странице, следующее место:

«Князь Андрей отправился вместе со святым Филиппом на одно место и там очертил своим посохом пространство, на котором и позволил жить святому Филиппу. Святой обвёл то место рвом, устроил себе на берегу реки келейку и начал в ней молиться Господу о спасении своей души.

- И о нас, - говорят слушатели.

- У князя Андрея, - читает далее Братец, - был брат Иоанн. Когда князь Андрей сказал своему брату о том, что в их волости поселился святой Филипп, то Иоанн, по дьявольскому наваждению, сильно разгневался на своего брата и на святого Филиппа и сказал: «Вот я поеду к нему, прогоню его оттуда и не позволю ему жить там». Напрасно князь Андрей вместе со священниками и народом уговаривал брата не делать зла святому человеку. Князь Иоанн ещё более рассердился, вскочил на коня и поскакал в пустыню, намереваясь изгнать оттуда святого. Когда князь подъехал к ручью, конь остановился и не пошёл через ручей. Князь ударил его бичом. Но конь, закусив удила, понёсся обратно, сбросил князя, упал и издох. Падая, князь ударился о камень и тоже лишился жизни.

Из этого мы видим, что святой молился за себя и за народ и сам избавился и других избавлял от мирского зла. А князь Иоанн не любил святого и намеревался выгнать его, но Бог сделал иначе, и князь Иоанн погиб за свою дерзость.

Князь Андрей похоронил брата и, придя к святому Филиппу, стал давать ему серебро на помин своего брата. Святой не взял серебра, но попросил у князя земли. Князь исполнил его просьбу и приказал своим крестьянам слушаться святого и помогать ему. Говоря им: «А то и с вами случится то, что случилось с моим братом».

С сего времени у князя Андрея и у других усилилась вера, и они боялись обижать друг друга, говоря: «Не наказал бы и нас Бог, как наказал злого князя Иоанна».

И все запели «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения Братец сказал:

- Ещё возьму маленькую выдержку из жития того же святого.

«Однажды диавол в образе монаха подошёл к келии святого и стал стучаться. Святой сказал: «Сотвори молитву». Диавол ответил: «Ныне и присно и вовеки веков». Тогда святой снова потребовал, чтобы монах произнёс молитву, но диавол опять повторил свой ответ. Святой в третий раз приказал монаху произнести молитву, но последовал тот же самый ответ. Святой сказал: «Скажи так: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, присно и вовеки. Аминь». Бес, услышав сие, быстро исчез. Тогда святого Филиппа объяло раздумье: он даже думал оставить то место, но услышал глас: «Не смущайся, раб Божий. Пребывай здесь, как Я повелел тебе, тогда сподобишься лицезреть Славу Божию и обретёшь покой душе своей».

Бес не может говорить о Славе Отца и Сына и Святого Духа. А может говорить только: «Ныне и присно и во веки веков». Ему трудно говорить о Славе Божией, а Бог всегда прославлялся и до скончания века Славе Его исцелений не будет конца. Слава Отцу и Сыну и святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

- Аминь.

Примечание. Настоящая беседа, за моим отсутствием, была записана моим знакомым и затем прочитана и исправлена мною совместно с Братцем Иоанном. Так что и в ней, как и в предыдущих беседах, нет ничего несогласного с мыслями Братца Иоанна Чурикова. Все издаваемые мною беседы Братца Иоанна, повторяю, являются точным изложением Его мыслей, а никак не моих, как несправедливо утверждают некоторые лица.

 

Ив.Трегубов.