Беседа Братца Иоанна

 

от 21-го ноября 1910 года

 

24-я Неделя по Пятидесятнице

 

В воскресенье, 21-го ноября. Братец Иоанн, взойдя на кафедру, сказал:

- Нынешнее Евангелие читается из 8-ой главы Евангелия Луки : «Пришёл к Иисусу человек именем Иаир, который был начальником синагоги, и, падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцать, и та была при смерти».

Если бы у Иаира не заболела дочь, то он не позвал бы к себе Иисуса, но больная дочь заставила его искать Христа. Точно также и мы, если бы не болезнь и не скорбь, никогда не искали бы Христа, но болезнь, скорбь и несчастия ведут нас ко Христу.

Далее читаем: «Когда же Он шёл, то народ теснил Его».

Народ теснился ко Христу потому, что Спаситель говорил ясно и сеял в народе веру. Народ понимал то, что Христос говорил. Верил Ему и по вере целился.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- «И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его, и тотчас течение крови у ней остановилось».

Спаситель говорил Слово, сеял веру и исцелял больных. Наверное, эта женщина от многих слышала, как исцелял Христос. И подумала: «Если и я коснусь к Нему, то исцелюсь». В наше время люди тоже хотят подражать тем, которые исцелились, и, подобно им, прикладываются к священным предметам, но к Учению Христа, Апостолов и святых отцов не прикладываются и не подражают их жизни и потому не имеют веры и не исцеляются. Они на священных предметах только гадают, говоря: «Что я исцелюсь или не исцелюсь?» Но когда они проникнутся учением Христа, то не будут гадать, а будут крепко веровать и скажут: «Исцелюсь» и получат просимое от Бога.

- Спасибо!

Кровоточивая поверила в Учение Христа, прикоснулась к Нему и исцелилась. И в настоящее время, если мы прикоснёмся к Учению Христа, то у нас будет крепкая вера, и тогда у нас течение крови остановится, тогда не будет у нас революции, не будет ни воров, ни убийц.

- Помолись, Дорогой Братец! - говорят слушатели и поют «Царю Небесный».

После пения Братец продолжает читать: «И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Пётр сказал и бывшие с ним: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: «Кто прикоснулся ко Мне». Но Иисус сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал исшедшую из Меня силу». Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Когда эта женщина исцелилась, то она хотела уйти, никому ничего не сказав о своём исцелении. Она боялась пред книжниками и фарисеями исповедовать то, что с ней случилось, чтоб они не смеялись над ней, говоря: «Неужели от прикосновения можно исцелиться?» Но Христос остановил её, и когда она исповедала перед всем народом случившееся с ней, то Он сказал ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя».

Точно также, когда Христос исцелил 10 прокажённых, то только один воздал Славу Богу, и Христос спросил: «Где же девять? Почему они не воздали Славу Богу?»

И кровоточивая, получив исцеление, хотела уйти молча. Но Христос хотел, чтобы прославлялось Божье имя на земле. Иной не имеет веры, но если он увидит исцеление или услышит о нём, то от примера научится верить. Женщина хотела скрыть своё исцеление, потому что ей было стыдно рассказать, что она получила исцеление от Христа.

- И мы получили, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- Когда Иисус сказал женщине: «Иди с миром», то приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя».

Служители синагоги боялись, что если дочь их начальника исцелится, то он поверит во Христа и прославит Его, и тогда поколеблется вера в синагогу, и, наверное, потому именно сказали ему: «Не утруждай Учителя, дочь твоя умерла».

Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Эти служители убивали веру в начальнике синагоги. А Христос укреплял её, говоря: «Не бойся, только веруй».

И нам также нужна вера. Как бы ни убивали её в нас посторонние, неверующие в Бога люди, но мы должны крепко верить в Слово Христа. Хотя бы телом мы и умерли, но дела наши во Христе воскреснут.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- А потому Я говорю: дерзай всякий, духовно умерший! Раскапывай Слово Евангелия и ты найдёшь веру, которая и воскресит тебя. Если духовно умершие воскреснут, то будут жить по Евангелию и будут спасены. Все в Бога веруют, но Слово Его отрицают. Заговори о Слове Божием, о словах пророков, Христа и Апостолов, то сейчас же скажут: «Ты сектант, хлыст» и тем будут убивать веру в народе. Но когда Христос, Апостолы и отцы церкви говорили слово, то они сеяли в людях веру, а вера целила их. Для того и написано и по сие время для того и читается Писание, чтобы мы получали через него исцеление.

- Спасибо!

- «Пришед же в дом, Иисус не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: «Не плачьте, она не умерла, но спит». И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выставив всех вон и взяв её за руку, возгласил: «Девица! Встань». И возвратился дух её, она тотчас встала, и Он велел дать ей есть».

В настоящее время дочери от голоду идут в трактиры пить и есть, но вы дайте им Евангельский хлеб, и они будут живы.

Мы привыкли питать людей одним только хлебом земным, и от этого они ищут разврата и тех, с кем бы повеселиться и побороться.

Им скучно. И они занимаются танцами и играми. Наоборот, те, которые будут питаться хлебом небесным, не будут искать разврата, плясок и тех, с кем бы побороться. Они будут кротки, и тогда прекратится течение уличной крови.

К сожалению, в настоящее время очень мало людей питается хлебом небесным, потому что мало рассуждают о словах пророков и о Евангелии. А если кто начнёт рассуждать, то над ним смеются, и тем убивают в нём веру.

«И удивились родители её. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем».

Христос не велел родителям этой дочери рассказывать о чуде, потому что знал, что чем больше Он будет им запрещать, тем больше они будут рассказывать. Христос приставлял всегда подходящие заплаты. Сухорукому бесноватому, который, получив от Христа исцеление, хотел идти за Ним. Он велел идти домой и рассказать то, что сотворил с ним Господь; а начальнику синагоги Иаиру Он не велел рассказывать, потому что знал, что это образованный человек и что чем больше ему запрещать, тем больше он будет разглашать о Его чудесах.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют «Верую во единого Бога».

После пения Братец говорит:

- Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца, верую чудесам видимым и невидимым. Люди верят только в те невидимые чудеса, которые совершались в древнее время, но не верят в те видимые чудеса, которые совершаются в настоящее время. Я же верую, что и ныне в Боге у многих чудеса творятся по вере. Многие говорят, что верят в Бога невидимого, а не верят в те дела, которые Он творит в настоящее время. Но как они могут верить Богу невидимому, если они не прониклись учением Христа, Апостолов и отцов церкви и не верят в чудеса, совершаемые в настоящее время? Они слепы и не видят, что Господь и в настоящее время творит много чудес. Но если они проникнут в Евангелие, то узнают, что делалось прежде и что делается ныне и что будет делаться после нас.

Из того, что написано в Писании, ни одна йота и ни одна черта из закона не прейдёт, но всё исполнится: на хороших - хорошее, на дурных - дурное. Все говорят: «Господь придёт судить живых и мёртвых». Но Он уже пришёл и осудил тех, которые потеряли веру. Как в древнее время Он оправдывал тех евреев, которые верили и по вере получали просимое, так ныне Он оправдывает тех, которые верят в Писание и по вере получают. А кто не верит в Писание, этих Он осуждает. Для того Писание и написано, чтобы оно оживлялось на человеках.

- Спасибо!

- Ещё напомню вам слова пророка Иезекииля из второй и третьей главы его книги.

- Напомни, Дорогой!

- «Такое было видение подобия Славы Господней. Увидев это, я пал на лицо своё и слышал Глаголющего, и Он сказал мне: «Сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою».

Значит, пророк Иезекииль говорил с Господом. Через пророков, Христа и Апостолов Господь говорит и с нами. Но мы беседуем с кощунниками, разбойниками и смехотворцами, и потому сами уподобляемся им. Иезекииль имел ревность о Боге, и потому Господь говорил с ним.

«И когда Господь говорил мне, вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне».

Какое учение, таков и дух в человеке: если учение разбойников, то и дух разбойников; если учение пророков, то и дух пророков; если наука Христова, то и Дух Христов и ревность о Христе.

«И Господь сказал мне: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их - изменники предо Мною до сего самого дня».

Вот к каким посылал Господь! Неужели тогда не было таких людей, которые были бы верны Господу? Видно, что не было. Они только читали Писание, но у них не было ревности, чтоб исполнять Писание, как у пророка Иезекииля.

«И эти сыны с огрубелым лицом и с жёстким сердцем, - к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был среди них пророк».

- Будем слушать, - говорят слушатели, а Братец, поясняя прочитанный текст, говорит:

- Господь сказал пророку Иезекиилю: «Говори им то, что Я тебе говорил. Так и мы должны говорить то, что Бог говорил через пророков, Христа, Апостолов и отцов церкви. Если же мы будем говорить свои вымыслы, то они произведут смуту. Как бы Я хорошо ни говорил, но если Я буду говорить Своё, человеческое, то человек никогда не будет доволен. Но так как Я говорю вам то, что Бог говорил чрез Писание, то вы не можете не поверить.

- Спасибо, Дорогой Братец!

Далее мы читаем: «А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов, - не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом».

Христос тоже говорил: «Посылаю вас, как овец среди волков и даю вам власть наступать на всю силу вражью».

«И говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе: не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе».

Не будь упрям, как они упрямы: никогда не хотят говорить и слушать о Боге.

«И увидел я, и вот рука простёрта ко мне, и вот в ней - книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём: «Плач и стон, и горе».

Того, что написано в этом книжном свитке - в Евангелии, Я не знал до тех пор, пока не увидел этих упрямых, мятежных и убитых на улицах людей. Если бы не было плача и пролития крови, то Я ничего не сказал бы. Но мы видим, что внутри и снаружи в жизни человеков написано: «Плач и стон, и горе».

Поэтому всё идёт по Писанию.

«И сказал мне Господь: «Сын человеческий! Съешь, что перед тобою, съешь этот свиток и иди, говори дому Израилеву».

Неужели должно взять написанный или буквенный свиток и съесть? Нет, под этими словами надо понимать причащение духовным хлебом, то есть Словом Божием. Если кто причастился только телесным хлебом и не причастился духовным, то он причастился так, как Иуда. Если же кто причастится духовным хлебом и телесным хлебом, то и то и другое причастие соединится, как душа с телом. Не вкусивши духовной пищи, душа делается больной. Но когда душа причастится духовного хлеба, то она делается сытой. И тогда человек, проходя мимо увеселительных заведений, закрывает глаза и уши, чтобы не слышать соблазнительной музыки и пения и не видеть плясок.

- Спасибо! - говорят слушатели. А Братец читает далее:

- «Тогда я открыл уста мои. И Господь дал мне съесть этот свиток и сказал мне: «Напитай чрево твоё и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе». И я съел, и было в устах моих сладко, как мёд».

Подобно этому и в Откровении Иоанна говорится: «Вот я видел Ангела, который держал книгу, которой никто не мог ни прочесть, ни раскрыть. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и прочесть сию книгу и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её» (Откр. 5, 1-5), согласно пророку Иезекиилю. Что говорил Бог пророку Иезекиилю, то самое Он говорил и Иоанну Богослову: «Съешь книгу, и когда съешь, то в устах твоих она будет сладка, как мёд, а во чреве твоём горька» (Откр. 10, 9). Когда Иоанн Богослов проповедовал, то ему было сладко, а когда страдал за проповедь, то ему было горько.

«И Господь сказал мне: «Сын человеческий! Встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву, не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя; а дом Израилев не захотел слушать тебя, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жёстоким сердцем. Вот, я сделал и твоё лицо крепким против лиц их и твоё чело крепким против их лба».

Господь дал пророку силу говорить людям, потерявшим совесть. Господь сказал ему: «Они смеются над тобой, но ты не стесняйся и говори правду смело».

- Спасибо! Будем говорить, - говорят слушатели.

- Далее мы читаем: «Как алмаз, который крепче камня, - говорит мне Господь, - сделал Я чело твоё; не бойся их и не страшись перед лицом их, ибо они мятежный дом». И сказал мне Господь: «Сын человеческий! Все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; встань и пойди к переселённым, к сынам народа твоего и говори к ним и скажи им: «Так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать или не будут». И поднял меня дух; и я слышал позади меня великий громовой голос: «Благословенна слава Господа от места своего!»

По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «Смертию умрёшь! А ты не будешь вразумлять его и говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою».

Поэтому и Христос завещал нам уговаривать наших согрешающих братьев; и если они, говорил Он, послушают нас, то мы спасём их. Это наша обязанность уговаривать наших братьев, но мы не хотим этого делать.

«И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрёт, то если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих».

Если праведник делал правду, а потом отказался от неё, и ты не вразумлял его, то Я взыщу от твоих рук.

«Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит; то и он жив будет, потому что был вразумлён, и ты спас душу твою. И была на мне там рука Господа, и Он сказал мне: встань и выйди в поле, и Я буду говорить там с тобою. И встал я и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня; и пал я на лицо своё. И вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною и сказал мне: иди и запрись в доме твоём. И ты, сын человеческий,- вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них. И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «Так говорит Господь Бог! Кто хочет слушать - слушай; а кто не хочет слушать - не слушай: ибо они - мятежный дом».

- Будем слушать, - говорят слушатели.

- Не хочешь, не слушай, - говорит Братец, - но будут знать, что был среди них пророк.

- И Ты пророк среди нас, - говорят слушатели.

- Мы не имеем права называться именем пророков или Апостолов, - говорит Братец, - но мы можем называться евангелистами, если будем иметь ревность к Евангелию. А если мы имеем ревность к Евангелию, то, значит, мы разговариваем с Богом и по ревности можем уговорить человека и спасти его и свою душу. А то назвался христианином, а никогда не говоришь о Христе и Его учении. Значит ты - лжехристианин. И как в древнее время наказывались все те, которые отвергали закон Моисея, так и в настоящее время наказываются те, которые не хотят говорить о Боге и Христе и отказываются исполнять учение Христа.

В неделе шесть дней назначены для работы, а день седьмой должен посвящаться Господу Богу, на то, чтобы в этот день рассуждать о Боге и учиться подчинять свою волю закону Божьему. Но люди вместо Господа посвящают седьмой день трактирам, кабакам, увеселительным домам и уличным учителям и вместо Закона Божьего подчиняют свою волю разврату и пьянству. От этого они не могут сохранить свои семьи в чистоте, не могут увеличить своё хозяйство. От этого между ними происходят ссоры, драки, убийства, самоубийства и революции. Так было в древности. Так происходит и теперь. И если врачи могут излечить какого-нибудь человека от болезни кровотечения, то какой врач и каким лекарством излечит человечество от непрекращающегося пролития крови?

- Бог, - говорят слушатели.

- Да, один только Бог. Но это может случиться только тогда, когда люди будут святить Богу хоть один, седьмой день в неделю на рассуждение о Боге и о Его Законе. И мы знаем, что если люди посвящали Богу седьмой день на рассуждение о Боге и о Его Законе, то они были крепки на всю неделю, имели успех в своих делах и были счастливы в своих семьях, и между ними царили мир и любовь. Так было в древнее время. Так происходит и в настоящее время. Где только посеется вера в Слова Евангелия, там тотчас же течение крови приостанавливается, и там нет ни убийств, ни краж, и люди от радости поют песни.

- Будем петь, - говорят слушатели и поют «Блажен муж».

После пения Братец говорит:

- Вот Я напомнил вам Евангелие об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира и слова пророка Иезекииля, касающиеся нашего времени и нашей жизни.

Ещё напомню вам сказание из жития святого Никона Радонежского, празднуемого 17 ноября.

Сказав это, Братец прочёл из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского», за месяц ноябрь, на 477-й странице, следующее место:

«Однажды, когда продолжалась осада Сергие-Троицкого монастыря врагами, и среди осаждённых появились от голода и всяких лишений болезни, святой Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом». Иринарх с трепетом проснулся и на утро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег, и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым».

Если мы будем буквально подражать этому примеру и натираться снегом, то можем простудиться и заболеть. Святой Никон сказал, что натирающиеся снегом будут исцеляться тогда, когда с верой исполнят его повеление. Не снег целил их, а вера. Евфимий Суздальский давал приходившим к нему квас, и они исцелились. Не в снеге и не в квасе сила. Люди с верой исполняли приказания святых и потому исцелялись. С верой всякое творение бывает на пользу человеку.

Ещё напомню вам житие святой Кикилии, празднуемой 22-го ноября.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из той же книги «Жития святых», на 609-й странице, следующее место:

«Когда святую Кикилию мучили за Христа, то она говорила: «Я желаю пострадать и умереть за Христа моего, так как не дорожу нисколько краткою земною жизнию, а ищу жизни вечной: чтобы скорее мне перейти к ней, возьмите меня, мучьте, не щадя моей юности, и предайте смерти».

«Слушавшие её весьма сожалели о том, что такая прекрасная, благородная и мудрая девица желает себе смерти, и упрашивали её не губить добровольно своей красоты. Но она сказала им: «Я не гублю своей цветущей красоты, а только меняю её на лучшее, отдаю грязь на золото, глину за драгоценные каменья, земную телесную темницу за светлосияющие небесные чертоги. Разве плоха такая мена? Желаю такой же и вам».

- Спасибо! - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

«Долго ещё святая Кикилия говорила своим слушателям о награде, ожидающей праведников, так что все слушатели её были растроганы. Наконец, святая громким голосом спросила их: «Веруете ли, что всё, что я говорю, истинно?» И все, как один человек, ответили: «Да, веруем».

- Веруем, - говорят и слушатели Братца, а Братец продолжает прерванную речь слушателей Кикилии:

- «И исповедуем, что Христос, Которого ты проповедуешь, есть истинный Бог, а ты, Кикилия, истинная раба Его».

«Обрадованная до глубины души этим ответом, святая дева сейчас же послала за епископом Урбаном, и он, прибывши в её дом, окрестил до 400 душ мужчин и женщин, уверовавших во Христа. И дом Кикилии сделался домом-церковью».

Наверное, она на проповеди никого не ругала, а умиляла своим словом сердца слушателей и приводила их к покаянию, и они верили ей. Если бы она укоряла и сердила их, то они будучи язычниками, не верили бы ей, не слушались бы её и прогнали бы её от себя.

«Услышав от Кикилии дерзновенное исповедание имени Христова, градоначальник с гневом спросил её : «Откуда у тебя такая смелость?» Святая отвечала: «От доброй совести и непоколебимой веры».

От доброй совести, то есть от Правды. Если кто говорит неправду, то у него от страха язык заплетается. Но кто привык всегда говорить правду, то у того никогда не заикнётся язык.

«Градоначальник сказал святой: «Разве ты не знаешь, несчастная, что я имею от императора право над жизнью и смертью граждан?».

«Ты лжёшь, - отвечала святая, - говоря, что имеешь власть над жизнью: ты можешь только умерщвлять, но не оживлять».

А святая Кикилия оживляла людей, потому что сеяла в них Христову любовь, и они исцелялись.

Если и мы будем проникаться Христовой любовью, то и мы будем целиться ею.

И все запели «Отверзу уста моя».

После пения Братец сказал:

- Сегодня у нас праздник Введения Пресвятой Богородицы. Поздравляю вас с праздником!

- Спасибо!

- Богородица была маленькая в то время, когда Её ввели во храм. А нас и взрослых не ввести. Мы называемся христианами, да ещё православными, а на самом-то деле мы - лжехристиане.

Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её». А мы видим теперь, что одолели нас врата разврата, пьянства, увеселительных домов, ресторанов и трактиров. Это всё врата ада. В настоящее время в церквах мало людей, а трактирные врата переполнены православным народом.

Христос говорил Петру: «Ты, Пётр, то есть камень, и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»(Матф, 16, 18). И, действительно, врата ада не одолели Петра, никакой ад и никакие соблазны. А нас одолел ад, то есть все соблазны. Покайся!

- Грешны! - воскликнули слушатели.

Но если мы будем верить словам пророков. Христа и Апостолов, то будем верить и в Церковь. Но кто не верит словам пророков, Христа и Апостолов, тот ходит в церковь только для счёту. Подобно тому, как голодный человек, увидевший во сне обед и потом проснувшийся, остаётся голодным, так и тот, кто ходит в Церковь и не выносит из неё Слово Божие, остаётся тощим. Но кто вникает в Слово Божие, тот не выходит из Церкви тощим: Он сам насыщается Словом Божиим и домашних насыщает, и все от радости поют песни.

И все запели:«Днесь благоволения Божия».

После пения Братец сказал:

- Мы говорим: «Матерь Божия - наша мать, а Христос - наш отец». Нет, наш отец - Ирод, а наша мать - Иродиада, потому что мы исполняем их похоти пляски и разврата. Евреи тоже говорили: «Отец наш - Авраам». Но Христос сказал им: «Если бы вы были детьми Авраама, то делали бы дела Авраама, а вы ищете убить Меня, человека, сказавшего вам истину. Авраам этого не делал» (Иоан. 8, 39-40). Так точно если бы Христос был нашим Отцом, а Матерь Божия - нашей матерью, то мы делали бы дела Христа и Матери Божией. Но мы делаем дела отца нашего диавола. А если кто пытается делать дела Христа хоть с горчичное зерно, то над ним смеются, называют его сектантом, хлыстом, и тем убивают в нём веру во Христа. Но пусть не унывает делающий дела Христовы и пусть он их делает, не обращая внимания, слушают ли его или не слушают. Рано или поздно люди поймут, что среди них был пророк.

- Спасибо!

Кончив беседу и сойдя с кафедры, Братец Иоанн обратился к присутствующему на этой беседе епархиальному миссионеру Дм. Ив. Боголюбову и сказал ему:

- Вы, кажется, хотели сказать слово.

- Так вы скажите народу, что я хочу говорить, - сказал г-н Боголюбов.

Тогда Братец, возвратившись на кафедру, сказал:

- Миссионер Дмитрий Иванович Боголюбов хочет сказать вам краткое слово.

- Не надо! Не надо! - вдруг воскликнули слушатели, - мы уже слышали его, Дорогой Братец! Мы придём слушать его туда, где он проповедует, а здесь мы желаем слушать одного только Тебя.

- Я уполномочен епископом Никандром сказать вам слово, - говорит г-н Боголюбов.

- Не надо! Не надо! - говорят слушатели.

И поднимается шум.

- Безумцы, одумайтесь! - говорит миссионер.

Шум продолжается.

- Я вас этому не учил, - говорит Братец и старается успокоить слушателей, но они продолжают настаивать на своём, и г-н Боголюбов, забрав принесённые им для раздачи листки, поспешил уйти.

Братец запел с народом «Богородице, Дево, радуйся», прочёл, по обыкновению, несколько кратких молитв, и народ стал подходить по очереди к Братцу, целовать Его руку и спокойно расходиться по домам.

На этой же беседе присутствовал и католический священник греко-восточного обряда.

Примечание. Настоящая беседа, как и предыдущая, за моим отсутствием, была записана одним моим знакомым, а потом прочитана и исправлена мною совместно с Братцем Иоанном Чуриковым.

Ив.Трегубов.