Беседа Братца Иоанна

 

16-го января 1911 года

 

 

 В воскресенье, 16 января, перед беседой «Братца Иоанна» вошел в зал и прошел вперед к иконам священник приюта слепых, Иоанн Осминский.

Потом вошел в зал и «Братец», приветствуемый, по обыкновению, громким восклицанием слушателей: «здравствуй, дорогой Братец!». Когда «Братец» подошел к иконам, то он и все слушатели запели «Отче наш».

После пения «Братец» подошел к священнику, взял у него благословение, и они взаимно приветствовали друг друга целованием.

После этого «Братец» исходит на кафедру, и слушатели вторично громогласно приветствуют его:

– Здравствуй, дорогой «Братец!».

И «Братец», и слушатели поют «Царю небесный».

После пения «Братец» сказал:

– Я хочу хоть кратко объяснить вам все прошлыя Евангелия тех воскресений, которыя мы провели без бесед*) Все Евангелия я связываю в одно краткое повествование.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: Покайтесь!» (Матв. 3, 1).

– Грешны! – говорят слушатели.

– «Ибо приблизилось Царство Небесное. Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющаго в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Исаия, 40, 3).

– Помолись, дорогой!

Ныне мы видим из Писания, что проповедь Иоанна Крестителя приводила людей к покаянию, и тем он приготовлял путь Господу.

– И ты, дорогой Братец, приводишь к покаянию, – говорят слушатели.

– Нет, не я, – говорит «Братец», – а Иоанн Креститель, о котором говорит пророк Исаия: «глас вопиющаго в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Иоанн Креститель приводил к покаянию и тем приготовлял путь Христу, который возвестил народам успокоение и вечную радость, т. е. Царство Небесное. Для того и написано Евангелие, чтобы внести внутрь нас Царство Небесное. И кто проникается учением Христа, тот приходит к покаянию и к Царству Небесному. А кто не проникается учением Христа, тот не находит покаяния и Царства Божия. Мы далеки от учения Христа, – поэтому мы и не находим покаяния и Царства Небеснаго и говорим: «лучше умереть» и покушаемся на самоубийство. Мы сами мучаемся и других мучаем без слова Христа. Мы сами погибаем и других губим. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

И «Братец», и слушатели поют «Царю небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Когда Спаситель пришел на землю, то с ним пришло и Царство Божие, т. е. учение Божие и блаженство духовное. Но для того, чтобы войти в это Царство Божие, надо покаяться и перемениться. Поэтому Иоанн Креститель и говорил: «покайтесь», т. е. переменитесь. Раньше грешники хотя и каялись, но по обряду и потому не могли избавляться от преступлений, не находили себе покоя и, значит, не могли взойти в Царство Божие. Поэтому Иоанн Креститель и говорил: «покайтесь, нечего кривить душой, приготовьте путь Господу». Иоанн Креститель приготовлял путь Христу, т. е. Его учению, – поэтому Христос и свидетельствует о нем «он есть ангел во плоти».

Но как назовет нас Христос за то, что мы своими проповедями и разговорами сердим людей? Иоанн Креститель своею проповедью приготовлял путь Господу, а мы своим развратным поведением приготовляем путь дьяволу. Мы не научились и не привыкли приготовлять путь Христу и потому нас частенько называют дьяволами. А кто часто говорит о Христе, тот как для себя, так и для других приготовляет путь ко Христу и того называют частенько ангелом.

Также и того, кто делает добро, называют ангелом. Поэтому прошу вас – делайте добро, и вас будут называть ангелами, т. е. добрыми служителями или хранителями.

И все поют «Царю небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Иоанн Креститель приводил людей к покаянию, а мы приводим их к преступлениям.

– Прости! – говорят слушатели.

– Мы, – говорит «Братец», – своими разговорами, смехотворством и пирушками–гульбушками убиваем веру. Это первая преграда на пути к Господу. Какая наука, такова и душа. Какая вода – такая и рыба: вода чистая – и рыба хорошая; а в грязной воде и рыба плохая, и водятся в ней больше лягушки-квакушки. Кто следует учению Христову, в том и дух Христов.

Мы хвалимся крещением, а проповедуем и говорим о том, чтобы нам устроить пьяное собрание. А, ведь, Иоанн Креститель вина не пил и других убеждал не пить вина, потому что винопитие приготовляет людей к воровству. Мы также устраиваем танцу и пляски, и тем приготовляем нарушение седьмой заповеди. А Иоанн Креститель обличал плясавицу – дочь Иродиады, и за такое обличение она потребовала его главы.

И в настоящее время сколько совершается преступлений от вина, танцев, плясок и нарушения седьмой заповеди! И эти преступления совершаются всюду: в домах, на площадях, на улицах и в других местах.

Но кто научился у Христа, тот приготовил путь Господу, тому стыдно совершать преступления.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Иоанн Креститель проповедывал покаяние, потому что у него всегда была забота о том, чтобы сделать людей прямыми. И мы должны научиться у него каяться и исправляться, но мы не научились каяться и совершаем пороки и преступления и потому погибаем. Покайся!

– Грешны!

– Когда к Иоанну Крестителю пришли фарисеи, желая креститься, то он сказал им: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущаго гнева?». Он назвал их ехиднами, а не голубями потому именно, что у них не было кротости, потому что в то время была революция, несчастия и вражда друг против друга: отец враждовал против сына, мать против дочери, брат против брата. А Иоанн Креститель примирил сердца отцов к детям и сердца детей к отцам. А миротворцы – великие чудотворцы.

– И ты, дорогой Братец, примирил нас, – говорят слушатели, – а «Братец» говорит:

– Если кто соглашался разстаться с преступлениями, то только таковаго Иоанн Креститель погружал в воду. Такая проповедь имела большой успех и многие каялись и крестились в знак покаяния. А раньше, от Авраама до Иоанна Крестителя, за грехи родителей обрезывали младенцев. Как только родился младенец, так сейчас, на 8-й день, и должен был обрезаться за грехи родителей. А Иоанн Креститель предложил вместо обрезания крещение. В те времена легко было народу перейти от обрезания к крещению. Каждый может понять, что вместо того, чтобы казнить младенцев за грехи прародителей, гораздо легче за те же грехи погружать их в воде, т. е. крестить.

Тогда все удивлялись этому новшеству; но так как оно было легко и вместо пролития крови совершалось крещение, то многие согласились креститься.

Но все-таки хотя и многие крестились, но еще сомневались в крещении, потому что боялись нарушить этим закон Авраама и завет Моисея. Когда же они увидели, что и Христос крестился от Иоанна Крестителя, то сказали: «вот здесь больше Авраама и больше Моисея, потому что Христос делает хромых ходящими, слепых видящими, мертвых воскресшими». И тогда крещение заслужило их полнаго доверия.

Поэтому и за грехи народа Христос установил вместо кровавых жертв преломление хлеба или причастие. Каждому понятно, что вместо того, чтобы проливать кровь животных за грехи людей, гораздо легче сделать преломление хлеба.

Но этим Христос не нарушил закон, а дополнил его, как Он и сам сказал: «не нарушить пришел Я закон, но исполнить» (Матф. 5, 17). Иго Христово – легко.

– Спасибо!

– Иоанн Креститель тогда приводил к покаянию и доныне говорит через Писание: «покайтесь! вот уже и секира при корне дерев лежит, и всякое дерево, не приносящее плодов Евангелия, срубают и как негодное в огонь бросают». И, действительно, царство израильское, которое не пожелало покаяться и принять учение Христа, было искоренено, и виноградник был отдан другим виноградарям.

Посмотрите и теперь, сколько сечет секира!

– Много! – говорят слушатели.

Многие люди отчаиваются и покушаются на убийство и самоубийство. Почему? Потому что не приняли учения Христа, не покаялись и не исправились. А кто принял учение Христа, тот даже тогда, когда его мучают или вешают, говорит: «мне хорошо». С учением Христа всем хорошо. Кто проникся учением Христа тот, хотя бы с ним и случилось какое горе, скажет: «за грехи Господь послал мне скорби и ради покаяния пошлет радость» и он от радости воспоет песнь.

И все запели «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Все мы ожидаем воскресения мертвых, и апостол Павел говорит: «встань, свящий и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефес. 5, 14), т. е. слово Евангелия.

– Спасибо!

– И ты будешь живой, а теперь мертвый.

– Мертвый, – говорят слушатели.

– Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «всякое дерево, не приносящее плодов Евангелия, срубают и в огонь бросают». Если бы не было в настоящее время убийств и самоубийств, то я бы ничего не сказал, но мы ныне видим, что Писание исполняется: лопата в руках Господа и Он очищает гумно Свое и собирает пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Он сожигал ее прежде и ныне сожигает ее: противники покаяния режутся и своей же веревочкой давятся. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой!

– Напомню пятую главу книги пророка Иеремии: «Походите по улицам Иерусалима и посмотрите и поищите на площадях его, не найдете ли человека, соблюдающаго правду и ищущаго истины? – Я пощадил бы Иерусалим».

Все пророки хотели пощадить Иерусалим, но жители его были вероломны. Хотя они и говорят: «жив Господь», но клянутся ложно. Они знали Бога, но не хотели слушать Его слова.

Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли и говорят: «так случилось». А кто слушает слово Бога, тот чувствует Его на каждом шагу и всегда получает от него просимое.

И сказал пророк Иеремия сам себе: «это, может быть, только бедняки так глупы, что не знают пути Господня и Его закона. Пойду к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господен, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы.

– Так, дорогой Братец, и мы расторгли закон Божий, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Знатные посадили Иеремию в яму и говорят: «мы сами знаем, как покаяться».

– Не знают они, дорогой Братец! – говорят слушатели.

– За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их; ибо кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. Как же Мне, говорит Господь, простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые – не боги. – Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.

– Прости! – говорят слушатели.

– Это – откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого. Неужели я, говорит Господь, не накажу за это? и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Они солгали на Господа и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода».

Так и ныне многие надеются больше на капитал, нежели на Бога.

Я сравню с этими словами сон Навуходоносора, описанный в книге пророка Даниила. Вот какой это был сон.

– Какой? – спрашивают слушатели.

– Царю Навуходоносору приснился большой истукан, у котораго голова была золотая, грудь – серебряная, руки – медные, а ноги – глиняныя. Но вот оторвался от горы камень, ударил истукана, и он развалился.

Не такой ли и нам сон наснился в жизни нашей?

– Такой, – говорят слушатели.

– Мы забыли Бога и наша жизнь сделалась, как сон Навуходоносора. Мы заботились о приобретении золота, серебра и меди, но налетело на нас несчастье, как тот от горы камень, стукнули молотком, с торгов все продали, все развалилось, и от тоски хозяин удавился.

– Помолись, – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь».

Все люди, начиная устраиваться, делают сначала сборы, ибо они думают, что без денег нельзя сделать ни святого дела, ни открыть торговлю. А я знаю такие случаи, когда люди устроились, надеясь только на Бога. Они начали торговать с лоточка, а потом смотришь – у них появился целый магазин.

Всем верующим помогает Господь.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Посему так говорит пророку Иеремии Господь Бог: «вот я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, и этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их».

Также и Христос говорил: «не мир, но огонь принес Я на землю». Слово Христово было, как огонь.

– Далее читаем: «вот я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, котораго языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб; все они – люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой.

И теперь съедают твоих сыновей и дочерей в трактирах, ресторанах и в других местах пьянства и разврата.

Если бы всего этого не было, то я ничего не сказал бы.

Далее читаем: «Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца».

Останутся только те, которые примут слово Божие.

Далее читаем: «выслушай это, народ глупый и неразумный, у котораго есть глаза, а не видят, есть уши, а не слышат».

Народ этот не видит Писания и не слышит голоса Божьяго.

«И у народа сего сердце буйное и мятежное: они отступили и пошли, и не сказали в сердце своем: убоимся. Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенныя для жатвы. Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей.

– Это и мы делали, – говорят слушатели.

– Тогда были ловушки и доныне ловушки устроены в гостиницах, трактирах, ресторанах и в других подобных местах.

Далее читаем: «Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели я не накажу за это? – говорит Господь, – и не отомстит ли душа Моя такому народу, как этот?

Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ мой любит это. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

– Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой, – говорят слушатели.

– Напомню о святом Василии Великом, память котораго празднуется перваго января. Василий Великий – это столп церкви и защитник веры. Я буду кратко говорить о нем, чтобы не задержать вас. Вам и так тяжело от тесноты и духоты.

– Нет, хорошо, – говорят слушатели.

– После этого «Братец» раскрыл книгу «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго» за январь и стал читать и пояснять житие св. Василия Великаго, начиная с 33-й страницы:

– «Когда Василий Великий был приведен в Антиохию на суд к епарху (начальнику области) и его стали принуждать принять арианскую веру, то он сказал: «никогда не будет того, чтобы я уклонился от истинной христианской веры в арианские обряды. Пусть я лучше пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз. Я давно этого желаю».

Василий был крепкий.

– Крепкий, – говорят слушатели.

– «Узнав об отказе Василия Великаго принять арианскую веру, греческий царь Валент, исповедывавший эту веру, воспылал гневом и стал думать о том, как бы погубить Василия. Но в это самое время сын царя, Галат, внезапно заболел, и врачи уже обрекли его на смерть. Его мать, придя к царю, с раздражением говорила ему:

– «Так как ты неправильно веруешь и гонишь архирея Божия, то за это отрок и умирает».

Услышав сие, Валент призвал Василия и сказал ему:

– «Если Богу угодно учение твоей веры, то исцели своими молитвами сына моего».

– Исцели, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» замечает им: «я вам говорю не о братце, а о Василие Великом» и потом продолжает читать:

– Василий отвечал царю: «О царь! если ты обратишься в православную веру и даруешь покой церквам, то сын твой останется жив». Василий помолился, и Господь даровал исцеление царскому сыну.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «Ариане, слыша и видя это, воспламенились завистью и злобою и говорят царю: «и мы могли бы это сделать».

Слышится смех среди слушателей.

А «Братец» продолжает читать:

– «Ариане снова прельстили царя, так что он не воспрепятствовал им совершить крещение над своим сыном. Но когда ариане взяли царскаго сына, чтобы окрестить его, то он тотчас же умер на руках у них».

У ариан крещенный отрок умер, а у Василия Великаго он исцелился.

Ариане  научились только молиться и обряды совершать, а чтобы исцелить людей – на это не имели веры. Но Василий Великий имел веру и по вере целил, и этим утверждалась св. церковь.

Далее читаем: «Слух об исцелении царскаго сына Василием Великим дошел до римскаго царя Валентиана, который был братом царя Валента. Удивившись такому чуду, Валентиан прославил Бога и послал большие дары Василию, который приняв их, устроил на них в городах своей епархии больницы и дал там приют многим немощным и убогим.

Василий действовал своей верой, а ариане только словами, – поэтому он и есть великий столп церкви.

Вот какую выдержку напомнил я вам из жития перваго января. С Новым годом! С новым счастьем!

– Спасибо!

– Там, где есть вера и терпение, – говорит «Братец», – там всегда будет и исцеление. Так узнавали святость отцов. Также узнан был и крест Христов между тремя крестами: приложили один крест к мертвецу – мертвец не воскрес, приложили другой – мертвец не воскрес, приложили третий – и он тотчас встал. Так узнали Христов крест. Так узнавали и святых отцов, и пророков, и апостолов.

– Еще одну выдержку из того же жития прочту и поясню вкратце, чтоб не задержать вас, – говорит «Братец».

– Нет, не задержишь, говорят слушатели.

– «В Кесари жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что, по наблюдениям над движением крови в жилах, определял день наступления смерти больного за три дня до смерти. Василий, предвидя будущее его обращение ко Христу, очень любил его и, часто приглашая его к беседе с собой, уговаривал его оставить еврейскую веру, принять христианскую и креститься. Но Иосиф отказывался, говоря:

– «В какой вере я родился, в такой хочу и умереть».

– «Поверь мне, – сказал Василий, – что ни я, ни ты не умрем, пока ты не родишься от воды и духа, ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божие. Разве отцы твои не крестились в облаке и в море? Разве не пили они из камня, который был прообразом духовнаго камня – Христа? Твои отцы распяли Его, но Он воскрес и вознесся на небо, а слово Его и до сих пор просвещает и исцеляет людей.

Много и другого полезнаго для души, говорил ему Василий, но еврей оставался все в своем неверии. Когда же наступило время смерти Василия, он призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в нем, и спросил его: «что скажешь ты обо мне, Иосиф?».

Еврей, осмотрев Василия, сказал домашним его: «приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти».

Но Василий сказал ему: «ты не знаешь, что говоришь».

Еврей отвечал: «поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца».

Тогда Василий сказал ему: «а если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?».

Иосиф ответил: «пусть я умру тогда». А Василий сказал ему: «пусть умрет в тебе грех, чтобы ты жил для Бога».

– «Знаю, о чем ты говоришь, – отвечал еврей, – и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание».

Тогда Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, – и получил просимое. На утро Василий послал слугу за евреем, но тот не поверил слуге, сказавшему, что Василий жив. Однако он пошел, чтобы увидеть его, как он думал, уже умершим. Когда же он, действительно, увидел его живым, то весьма удивился и, упав в ноги святому, сказал: «велик Бог христианский».

– Велик, – говорят слушатели.

– «И нет другого Бога, кроме Него», – продолжает читать «Братец».

– Нет, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает прерванную ими речь еврея:

– «Я отрекаюсь от богопротивнаго жидовства и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец, немедленно крестить меня, а также и весь дом мой.

Василий сказал ему: «я крещу тебя сам, своими руками».

Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки Василия и сказал: «силы твои ослабели и ты не можешь окрестить меня сам».

Василий ответил ему: «Мы имеем Создателя, укрепляющаго нас».

Затем он встал с одра болезни, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю его семью, нарек ему имя Иоанн и причастил его.

Преподав наставление новокрещенному о вечной жизни, Василий обратился с словом назидания и ко всем присутствовавшим, дал им целование и, простившись с ними, стал молиться Богу, говоря: «в руки Твои предаю дух мой, Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и даруй мне живот вечный. Аминь», и с этими словами на устах предал душу свою Богу перваго января 379 г.

Вчера мы справляли именины. Но люди имеют обыкновение справлять именины Иродовы, допуская на них всякие соблазны. Василию Великому, как и Иоанну крестителю, устраиваются именины в день рождения и в день смерти. Но ироду и Иродиаде не делаются именины.

Поэтому Христос и сказал: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанн. 12, 26), и Он никогда не оставлял своих верных и в настоящее время не оставит без награды рабов своих.

– Спасибо!

После беседы священник Осминский сказал слушателям, что он остался доволен беседой, затем подошел к «Братцу», поцеловался с ним и вышел из зала, а слушатели стали подходить к «Братцу», целовать его руку и расходиться по домам.