Беседа Братца Иоанна

 

20-го февраля 1911 года

 

Сыропустная «О молитве и посте». 

 

В воскресенье, 20-го февраля, «Братец Иоанн» сказал:

– Нынешнее Евангелие о милостыне, молитве и посте читается из 6-й главы Евангелия Матфея: «Сказал Иисус: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небеснаго. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемерны в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

А у нас частенько бывает, что если кто пожертвует что-нибудь, то он требует квитанцию или просит напечатать о его жертве в газетах.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Мы хотим публикаций о своей милостыни. Мы хотим почету от людей. Но раз мы получаем награду от людей, то как же нам получить награду еще и от Бога? Разумеется, мы ее и не получаем, и потому обижаемся на Бога за то, что Он нам ничего не дает за нашу жертву, и говорим: «больше я не буду давать, а то если я раздам все, то сам останусь бедным». Нет, это неправда. Я сам раздавал, а получил в сто раз более, нежели имел. Значит, Господь справедлив в Своих словах, когда говорит, что дающий не оскудеет. Люди стараются нажить тысячи рублей, а я приобрел несколько тысяч трезвых людей, и каждаго за рублик не купишь.

Но для того, чтобы получить награду от Бога, надо творить милостыню тайно. Поэтому Христос и говорит: «когда творишь милостыню, то не труби пред собою, как делают лицемерны, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе просимое явно». И тогда ты не будешь бедным.

А я видал, что люди делают милостыню так: разменяют рубль на 200 грошиков, соберут  около своего дома толпу нищих – человек 200 и обделяют их напоказ, а другие видят это и говорят: «вот какой благодетель!». Бывает подобное и в храме Божьем: человек даст нищему пятачок и требует сдачи четыре копейки по копейке и тем задерживает толпу при выходе из храма, чтобы другие видели его. А другие сердятся и говорят: «ну, загородил нам дорогу своим разменом». Иной на тарелку положит десять копеек, а девять копеек требует сдачи и оставляет их себе для счастья.

– Это я такой, – говорит кто-то.

– А если ты хочешь подать нищим, то приготовь раньше мелкия деньги, чтобы тебе не заниматься разменом у нищаго и на тарелке. Давай, чтобы левая рука твоя не знала. И если ты дашь милостыню так, что получивший ее не узнает, кто ее дал, то он скажет: «это Бог мне послал», потому что он не знает, как назвать того, кто ему дал.

– Братец дорогой, – говорят слушатели.

– Я не говорю, что не следует давать милостыни. Я говорю, что когда ты даешь милостыню, то не труби о ней, и тогда Бог восполнит ее тебе в сто раз. И тогда ты не будешь говорить, что от даяния милостыни разорился, а будешь говорить: «я давал столько, а получил в сто раз больше» и этим откроешь сердца людей, и они охотно будут давать милостыню.

Еще сказал Иисус: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войдя в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Но если мы на показку молимся, то Отец Небесный не отвечает нам и не дает нам просимаго.

Далее говорит Иисус: «А молясь, не говорите лишняго, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны: не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Но мы хотим как можно больше начитывать молитв. Это все равно, как если мы хотим обмануть человека, то стараемся побольше наговорить ему разных разностей. Нельзя обманывать Бога, как обманываем человека, когда стараемся наговорить ему, чтобы он поддался нам. Бог требует от нас не множества молитв, а исполнения заповедей. И тогда ты немного помолишься, а получишь много.

Далее говорит Иисус: «Молитесь же так: Отче наш…».

– Отче наш, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Сущий на небесах! да святится имя Твое.

– Да святится имя Твое, – повторяют слушатели, а «Братец» поясняет:

– Когда Христос говорил это, тогда еще не святилось, не прославлялось имя Отца. Вот Христос и научил Своих учеников молиться о том, чтоб святилось, т. е. прославлялось имя Отца. И когда Христос воскрес, то имя Отца стало святиться, т. е. прославляться среди первых христиан.

И по сие время мы должны прославлять Его имя в наших делах: в земледелии, торговле, ремеслах и проч. А то мы частенько прославляем свое «я», говоря: «я выгодный товар купил, я хорошее ремесло знаю». А смотришь – коснулось несчастье – и продано все с молотка. Тогда мы уже не можем говорить: «это я». Это за то, что мы не прославляем имя Отца.

Далее говорит: «Да приидет Царствие Твое».

Тогда еще не было христианскаго царства, а было только еврейское. Христос сделался царем и дал свой закон о милостыне, молитве и посте и научил, что есть и что пить. Тогда не было еще открыто Его царство и не был дан Его закон. Вот Он и говорит: «просите у Отца Небеснаго царства и Он даст его вам». Теперь мы видим, что Его слово исполнилось. И царство Христово устроилось на земле, как и на небе. В каждой деревушке находится Его церковь, а в церкве – престол и на престоле Его закон – Евангелие, которое судит и воинствует.

Далее говорит: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Так и Иисус, когда предстояли Ему страдания, молился: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Этим Он дал нам понять, чтобы мы не творили волю свою, а были бы довольны тем, что Бог послал нам.

Далее говорит: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Из этого мы видим, что мы должны просить на один день. Но у нас многие говорят: «на этот год у меня хватит, а как на будущий год?». Нужда еще не пришла, а он уже наохался. Христос же сказал: «довольно для каждаго дня своей заботы».

Далее Он говорит: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Если мы прощаем другим вину против нас, то и Отец Небесный простит нам вину против Него. Если же не прощаем, то и Он не простит нам.

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго».

Были лукавые духи, были и есть лукавые люди. Вот от них-то и избави нас, Господи!

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Так Христос научил нас молиться. В этой молитве заключается и прошение и законодательство. Но мы в этой молитве только просим, а законодательства не принимаем, и делаемся попрошайками у Бога. Мне приходилось это видеть, когда я занимался торговлей и ездил по ярмаркам, где видел людей разнаго рода. Приезжаю на постоялый двор и слышу: люди поют «Отче наш». Другие во дворе слышат это пение и бегут обедать. Приезжаю в другое место и слышу, что звонят в колокольчик и тоже бегут к обеду. Значит, поют молитву без смысла и тем превращают ее в колокольчик или заводский гудок, т. е. в сигнал к обеду.

Подобно этому и о кресте могу сказать, что многие не понимают настоящаго смысла креста. Мне приходилось за обедом видеть, как только старшой занесет руку, чтобы перекреститься, так сейчас же все обедающие начинают задевать ложками мясо. В другом месте мне приходилось видеть, что когда старшой вместо креста стучал по чашке ложкой, тогда другие обедающие начинали брать мясо. Значит, и крест также превращен этими людьми в сигнал. Они не понимают истиннаго смысла креста. Истинный крест есть животворящий крест терпения. А у нас часто из креста и молитвы выходит одна сигнализация. Мы не научились разсуждать о том, чему нас научил Христос, и потому мы не понимаем силы молитвы и креста терпения. Но если мы научимся разсуждать об учении Христа, то поймем, что в этой молитве есть законодательная сила, которая повелевает, главное, прощать брату своему.

И все запели «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Далее говорит Иисус: «Также когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачныя лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умной лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

– Спасибо!

– Но мы, – говорит «Братец», – часто стараемся поститься для того, чтобы исхудать и чтобы другие смотрели на нас, как на святого.

– Прости!

– Поэтому Христос и говорит: «когда поститесь, не будьте как лицемеры, не поститесь на показку, для того, чтобы показаться другим сморщенными и хилыми.

– Прости!

– Бог не принимает такого поста. В древнее время люди постились и были здоровы, а теперь смотрят на пост, как на казнь.

Что пост, действительно, служит для здоровья, это видно из того, что святые постились и были здоровы и долговечны, а язычники которые не постились, болели и умирали от холеры и чумы. Все болезни истекают из языческих стран. Вот почему в Египте, где люди особенно невоздержны были, и свирепствовали разныя заразительныя болезни.

О вреде невоздержания все пророки говорят. Так Моисей говорит: «Поразит тебя Господь проказою египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не можешь исцелиться» (Второз. 28, 27). На глазах Моисея умирал народ, потому что объедался. Все люди знают, что в дождливое лето растения гниют. Правда, и от засухи страдают растения, но и от чрезмернаго обилия влаги они также страдают. Так и человек заболевает от чрезмернаго питания. Поэтому ему и нужно воздержание. Оно служит ему, как дезинфекция. Кто постится, тот не ест ни мяса, ни рыбы, и потому у него переменяется кровь, а с кровями переменяются и находящиеся в человеке бактерии. Всякий знает, что если корова пасется на горькой траве, то и молоко у нея бывает горькое, а если на сладкой траве, то молоко – сладкое. Хоть из этого примера природы догадайтесь о влиянии пищи на кровь и сделайте себе дезинфекцию посредством поста. Пост и воздержание – это главная дезинфекция.

Только потому и появилась у нас холера, что мы живем по-азиатски, по-язычески, т. е. невоздержно и не соблюдаем постов. От этого же невоздержания надвигается на нас теперь и другая болезнь – чума. И единственное и самое верное средство против всех этих и всяких других болезней – это пост и воздержание.

Правда, некоторые постятся потому, что им опротивела скоромная пища. И они наперекор в среду или в пятницу едят скоромное, а в четверг или в субботу приготовляют постное. И если они делают это только для противления постановлению отцев церкви; то таковым противникам не дает Господь успеха в делах.

У нас есть много опытов, доказывающих пользу поста. И вы сюда не стали бы ходить, если бы не испытали пользы поста.

Но надо поститься не на показку и не по обряду, а по вере, потому что приносит пользу только пост по вере. Если же мы вздумаем поститься на показку, то такого поста не принимает Бог и такой пост нам неполезен. Мне приходилось видеть такого человека, который, желая показать себя постящимся, ходил из дому в дом: утром он идет к одному своему другу, и когда друг пригласит его к чаю, то он говорит ему: «я пощусь». Потом в обеденное время он идет к другому другу; когда последний пригласит его к обеду, то он и ему говорит: «я пощусь». А вечером он идет уже к третьему другу. Тот сажает его ужинать, а он опять говорит: «я пощусь». Такой пост есть пост в разноску.

Слышится смех, а «Братец» говорит:

– Такой пост Богу неугоден и человеку неполезен. А ты постись тайно, и Отец Небесный пошлет тебе просимое явно, и ты от радости воспоешь песнь.

– Будем радоваться, – говорят слушатели и поют «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Вот напомнил я вам сегодняшнее Евангелие о милостыне, молитве и посте.

– Спасибо!

– Спаситель устроил из молитвы «Отче наш» законодательство, как цари земные устраивают законы. И если мы хотим не быть наказанными по этому законодательству, то мы должны исполнять его и, главное, прощать друг другу. Если мы будем прощать друг другу обиды, то и Отец Небесный простит нашу вину против Него. А если мы не будем прощать друг другу, то и Отец Небесный не простит, а накажет нас.

– Прости!

– Если же мы простим, то и Отец простит, а простить – все равно что исцелить.

– Спасибо!

– Еще напомню вам послание апостола Павла к римлянам.

– К нам.

– В 13-й главе послания к римлянам мы читаем: «Итак ныне знайте время: наступил уже час пробудиться нам от сна».

– От пьянства, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился».

– Слава Богу, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».

Т. е. облечемся в свет Евангелия, а когда мы облечемся в этот свет, тот он озарит наш ум и будет судить наши дела. Отец Небесный не оставляет ненаказанными тех, которые нарушили Его закон. Поэтому пророк Исаия и говорит: «за то, что вы оставили Господа, у вас все тело избито, от подошвы до темени нет здороваго места» (Ис. 1, 9).

– Нет, – говорят слушатели.

– Отец Небесный наказывает одних болезнями и несчастиями для того, чтобы другие чрез это научились исполнять Его закон.

Далее говорит апостол: «как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощнаго в вере принимайте без споров о мнениях».

Зачем спорить с ним о мнениях? Иной уверен, что можно есть все. Не спорь с ним, а только растолкуй ему, что полезно и что вредно есть. Он увидит, что вредно, и сам отстанет от того, что вредно.

– Помолись!

– А немощный ест только овощи. Не осуждай и его. Мы не имеем права осуждать и укорять кого-либо. Мы должны только указать на пользу и вред той или другой пищи. Апостол Павел говорит: «вы угождаете своему чреву, а не Богу. Чрево ваше – Бог. Вы утучнили себя, как на день заклания, вот так, как этот толстяк (говоря это, «Братец» указал на картину Рембрандта, изображающую анатомирование тучнаго человеческаго трупа). Подобное мы видим и в природе. Если лето бывает дождливое, то огурцы и тыквы растут с большими наростами; а если лето умеренное, то огурцы и тыквы растут ровныя, гладкия. Так и человек от чрезмернаго питания жиреет и болеет, а от умереннаго бывает здоров. Если мы не верим учению Христа, то поверим хоть природе. Природа также учит нас.

Далее говорит апостол: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ля – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем».

Апостолы жили не для себя, а для Господа. И умирали они не для себя, а для Бога. А мы живем для себя и умираем для себя. Апостолы радовались, когда умирали, а мы страшимся смерти, потому что не живем для Бога.

Далее читаем: «И потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов».

Он-то нас и судит. Если ты доволен этим судом, то тебе сбавят наказание.

– Доволен, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если же ты не доволен судом и подаешь жалобу дальше, то тебе прибавляют наказание.

– Доволен, по делам – заслужил, – говорят снова слушатели.

– Далее читаем: «Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всяк язык будет исповедовать Бога».

Эти слова были сказаны тогда, когда только еще частица людей исповедывала учение Христа. А потом многие уверовали во Христа, но уверовали лицемерно. Для того же, чтобы уничтожить это лицемерие, мы должны обличать его, иначе оно будет и нас душить, но обличать мы должны лицемерие, а не людей.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен, что нет ничего в самом нечистаго; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

– И мы не будем есть мяса и пить вина, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».

Не суди другого, а объясни ему, что воздержание и пост избавляют человека от болезней. Ты видишь, что он готов все деньги отдать на лекарства, лишь бы только выздороветь. А ты скажи ему, что пост есть самое верное лекарство от всех болезней и укажи на примере святых, которые постились и не ели мяса и потому не болели и жили дольше, чем те, которые не постились и ели мясо.

В древнее время язычники видели, что христиане постились и не болели и потому переходили к ним. А теперь и язычники нас боятся и говорят нам: «и у нас болезни, и у вас болезни; и у нас есть праздник Бахусу, богу пьянства, и у вас пьянство и всякие безобразия.

– Прости!

– Поэтому апостол и говорит: «лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняет, или изнемогает».

А раз апостол одобрил это, то и другие сказали: «и мы не будем есть мяса и пить вина».

– И мы не будем, – говорят слушатели и поют «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» говорит:

– Далее апостол говорит: «Могущему же утвердить нас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческия по повелению Бога, возвещена всем народом для покорения их вере, единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь».

– Спасибо!

– Это апостол говорит римлянам.

– И нам, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Апостол говорит, что тайна, т. е. учение Христа возвещено всем для покорения их вере. А раз будет вера, то будет воздержание и пост, а от воздержания и поста будет здоровая, легкая и радостная жизнь. Теперь ты боишься и людей и смерти, а тогда ты будешь радоваться даже умирая, потому что будешь верить в вечность души, и от радости будешь воспевать песнь.

И все запели: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» сказал:

– Еще напомню вам из притчей Соломона 28-ю главу: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев».

Если мы будем исполнять правду Евангелия, то будем смелы, а если не будем исполнять ее, то будем бояться всякаго стука. Если ты сделаешь преступление и потом увидишь городового, то ты побежишь от него, хотя он и не к тебе идет.

Далее говорит Соломон: «Когда страна отступит от Закона, тогда много в ней будет начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».

Когда нет закона, тогда чуть ли не в каждом доме нужен начальник. Тогда на каждаго человека нужно десять городовых, десять мировых, – и все равно не образумишь его.

– Совершенно верно, – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Человек бедный и притесняющий слабых, – то же, что проливной дождь, смывающий хлеб».

От проливнаго дождя гниет хлеб. Так и эти люди гниют от неисполнения закона и пресыщения.

Далее говорит Соломон: «Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Из разговора каждаго видно, кто чему сочувствует. Так если кто читает в газете извещение о воре, котораго поймали, и говорит: «экий глупых! не умел спрятать, вот я бы спрятал так, что не нашли бы», то таковой, очевидно, сочувствует вору. Но знающий закон Бога так не скажет.

Далее читаем: «Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все».

Ищущие Господа, как светила на небе.

Далее читаем: «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богато. Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями – срамит отца своего. Умножающий имение свое ростом и лихвою сберет его для благотворителя бедных».

Это достается не ему, а другим.

Далее читаем: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость».

Он молится на показку, а такая молитва есть мерзость.

Далее говорит Соломон: «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его».

Поэтому царь Давид и говорит: «слава Твоя паче злата».

Далее читаем: «Когда торжествуют праведники – великая слава, но когда возвышаются нечестивые – люди укрываютя».

Праведники прославляются, а нечестивые безславятся и от стыда прячутся. Так и пьяница выпьет и прячется, как Адам в кусты.

– Прости!

– Далее читаем: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении, а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду».

Жестокие всегда попадают в беду.

Далее читаем: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом».

Если рыкает лев, то его поймают, и он будет наказан. Так бывает и с нечестивым властелином: Господь наказывает его.

Далее читаем: «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни».

Неразумный правитель притесняет своих подчиненных, и Господь наказывает его, а безкорыстному правителю Господь дает долгую жизнь.

Далее читаем: «Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его».

Эти слова премудраго Соломона исполнились над Святополком Окаянным. Когда он убил братьев Бориса и Глеба, то ему представлялось, что его хотят схватить, и он бежал до тех пор, пока не издох. Поэтому в четьих-минеях он и называется Святополком Окаянным.

– Прости!

– Господь отнял у него ум, и он бежал до тех пор, пока не издох. Так бывает и со всеми ему подобными, которые совершают преступления. Покайся!

– Грешны!

– И теперь от боязни многие с ума сходят, а от преступления делаются скитальцами на земле. Покайся!

– Грешны!

Далее читаем: «А кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою».

Так и бывает: раз человек обленился, он может только просить. Все спешат разбогатеть, но не спешат соблюдать заповеди Христовы. Но ты сначала соблюди заповеди Христовы, найди сначала Царство Божие, а все остальное приложится тебе.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Далее читаем: «Быть лицемерным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду».

Такой человек за кусок хлеба на все согласен, и потому никто не имеет доверия к нему, и он постоянно в нищете находится.

Далее читаем: «А обличающий человек найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот сообщник грабителям».

Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать».

Все надменные, т. е. гордые люди ссорятся и погибают от ссор, драк и убийств. А кто надеется на Бога, тот бывает кроток, тому и ближние и дальние помогают.

И все поют: «Седяй в славе на престоле Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню воспоминаемых сегодня церковью святого Льва Катанскаго и волхва Илиодора.

Сказав это, «Братец» раскрыл книгу «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за февраль, и, начиная с 356 страницы, стал читать и пояснять следующее место:

«Святитель Лев часто убеждал Илиодора раскаяться в злых делах и обратиться к Богу, но нельзя было уговорить Илиодора, как нельзя сделать белым эфиопа и твердый камень обратить в мягкий воск. Илиодор не только не исправился, но задумал и еще большее зло: он простер свое волхвование на самого Льва, желая своим волхвованием насмеяться над ним.

«Однажды святитель совершал в церкви литургию; в храм вошел и волхв Илиодор, как лицемерный христианин, и начал тайно совершать свои волхвования; чрез них он достиг того, что одни из народа стали топотать в церкви, словно лошади, ногами и мычать, подобно зверям; другие стали неудержимо хохотать, а иные стали гневаться».

Хотя мы и не волхвы, но и мы бываем подобны волхву Илиодору, потому что приготовляем себя и других к тому, к чему и он приготовлял людей.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если мы приготовляем себя и других к пляскам, смеху и гневу, то этим самым мы уподобляемся волхву Илиодору.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Волхв Илиодор хвалился, что сделает еще то, что и сам епископ Лев со всеми своими пресвитерами и клириками, прекратив службу, будет тут же скакать и плясать, как будто под звуки музыки. Но святитель, уразумев помышление Илиодора, усердно помолился и, вышед из алтаря, связал своим омофором волшебника; затем он вывел его из церкви на средину города и велел народу тотчас же развести большой огонь. Когда его приказание было исполнено, святитель разспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а потом, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел. Илиодор сгорел, а святой Лев остался.

«После этого святитель Лев, возвратившись в церковь, докончил литургию. Это чудо привело всех в ужас, ибо, держа волхва в пламени, сам святитель не только не опалился в огне, но даже огонь не коснулся его облачений. Цари, узнав о таком чуде, призвали святого с великой честью к себе в Царьград и, припав к его ногам, умоляли его помолиться за них. И много других чудес сотворил сей угодник Божий: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял из людей бесов, сокрушил своей молитвой идольское капище и своим словом ниспроверг идолов.

– Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если бы не совершилось чудо, то кто бы поверил Богу? А ныне говорят: «нам не надо чуда». Но чудо укрепляет веру и церковь.

– Спасибо!

– Из этого примера мы видим, – говорит «Братец», – что чудеса могут творить не только святые люди, но и волхвы. Поэтому мы должны узнавать, какия чудеса исходят от Бога и какия от волхвователей. Если, по слову святителя Льва, хромые получали хождение, слепые – прозрение, бесноватые делались кроткими, то каждый говорил: «это такия же чудеса, какия творили Христос и апостолы и какия описаны в Евангелии». А чудеса Илиодора: сказать, как лошади, рычать, как звери, смеяться, гневаться, – это чудеса бесовская.

Святые люди всегда устраивали мир и исцеляли людей от болезней.

– Спасибо!