Беседа Братца Иоанна

 

27-го февраля 1911 года

 

1-я неделя Великого поста. 

 

В воскресенье, 27-го февраля, «Братец Иоанн» сказал:

– Нынешнее Евангелие, читаемое из первой главы Евангелия Иоанна, разсказывает о призвании учеников Иисуса Христа.

«Увидев идущаго Иисуса, Иоанн Креститель сказал: «вот агнец Божий».

В те времена евреи приносили в жертву агнцев и потому каждый агнец напоминал о кроткой жертве. Поэтому и Иоанн Креститель, зная, что Иисус пришел для того, чтобы отдать себя в жертву за грез всего мира, т. е. отдать себя на служение людям, и сравнить Его с агнцем, который приносится в жертву.

Далее читаем: «Услышавши сии слова «вот агнец Божий», два ученика Иоанна Крестителя пошли за Иисусом. Он же, обратившись и увидев их идущих, сказал им и доныне говорит: «что вам надобно?».

Так просто Он сказал.

«Они же сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где ты живешь?».

Им ничего другого ненужно было знать, как только знать, где живет Христос.

– Скажи, где, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Где вера, где надежда, где любовь – там и Христос. А где нет веры, надежды и любви, там нет и Христа.

– Прости!

– Далее читаем: «Иисус говорит им: и доныне чрез Писание говорит: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятаго часа.

Также если и мы пойдем за учением Иисуса, будем о нем говорить и будем по нем жить, то и мы можем пробыть во все века со Христом.

– Дай, Господи! – говорят слушатели.

– Но мы, – говорит «Братец», – не идем за учением Христа и не говорим о нем и не живем, как оно учит, – поэтому и не знаем, где живет Христос.

– Прости!

– Но если мы найдем веру, надежду и любовь, то найдем и Христа, и Он будет в нас и мы с Ним.

Далее читаем: «Один из последовавших за Иисусом был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос. И привел его к Иисус. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною».

Как просто! Он и в настоящее время говорит нам: «иди за Мною».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Где говорят о Христе, там и Христос, а где говорят о разврате, о пьянстве, там нет Христа, там идол, которому не только кланяются, но и работают.

– Прости! – говорят слушатели и поют «Царю небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Далее читаем: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

– Нафанаил не поверил бы словам Филиппа о Христе, да нельзя было не поверить, потому что о Христе было написано в Писании. О Нем все пророки говорили, но Нафанаил все-таки сказал: «может ли быть, что доброе из Назарета?». Филипп говорит ему: «пойди и посмотри, как он живет».

– Хорошо, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Посмотри и ты увидишь, что вся жизнь Иисуса подходит к Писанию. Но мы не привыкли говорить о слове Божием и жить по Писанию, – поэтому наша жизнь и не подходит к Писанию пророков и апостолов. Мы привыкли говорить и читать о разбойниках, блудниках и блудницах, поэтому к нам и подходит писание про разбойников, блудников и блудниц.

Далее читаем: «Иисус, увидев идущаго к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын божий, Ты – Царь израилев».

Нафанаил уверовал во Христа потому, что Христос сказал ему, что Он видел его под смоковницей. Но что он там делал?

– Пьянствовал, – говорят слушатели.

– Нет, Нафанаил не пьянствовал, – говорит «Братец», – это вы сами пьянствовали, потому и судите по себе.

– Так, дорогой Братец!

– Писание не говорит, что именно делал Нафанаил под смоковницей, – это есть тайна между Христом и Нафанаилом; хорошо ли он или худо делал – мы не знаем; но мы под смоковницами делаем часто такое, о чем стыдно и сказать.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Нафанаил увидел, что Христос знает все его помышления, поэтому и признал Его за великаго пророка и сказал Ему: «Ты – Царь израилев». Далее читаем: «Иисус сказал Нафанаилу в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Также и мы, если будем верить словам Христа, можем сказать: отныне мы будем видеть Писание открытым и увидим восходящих и нисходящих к нам пророков, апостолов и отцов церкви. Все они входят в наши сердца и поучают нас чрез свои писания. И если мы будем вникать в их слова и просить Господа открыть нам их разумение, то Он откроет и позовет и нас туда, где они, и мы от радости воспоем песнь.

И все запели «Царю небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Из  нынешнего Евангелия мы видим простой призыв учеников Иисусом Христом.

Подобно этому и ныне Он нас призывает к себе. И если мы будем вникать в Его учение, то мы также можем сделаться Его учениками. Но мы вникаем не в учение Христа, а в учение разврата и пьянства, и потому поделались работниками диавола, и от этого у нас ссоры, драки, убийства, стон и скрежет зубов.

– Прости!

– Но где есть вера, надежда и любовь, там мы находим и Христа. Если же у нас нет веры, надежды и любви, то мы не можем найти и Христа. Мы не привыкли искать Христа, поэтому и нет Его с нами. Но если ты привыкнешь говорить о Нем и искать слово Его, то ты будешь с ним вечно.

– Спасибо!

– Вот напомнил я вам Евангелие.

– Спасибо!

– Еще напомню вам послание апостола Павла к евреям.

– К нам, – говорят слушатели.

– Конечно, – говорит «Братец», – нас еще не было в то время, когда было написано это послание; но оно, как и весь Новый Завет, написано и для нас, для нашаго спасения.

В одиннадцатой главе послания к евреям, с 24-го стиха, мы читаем: «Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой».

Когда Моисей был юн, то он подчинялся фараоновой дочери, а когда возрос, то отказался даже называться ея именем. И в настоящее время когда человек еще не возрос духовно, то он подчиняется всякой блуднице, хотя бы он был с седыми волосами и с седою бородою. Хотя он и стар летами, но духом еще молод и маленький. Но когда он выростет, тогда поверит в слово Божие, будет вникать в него и перейдет из развратной и пьяной жизни в трезвую и окружит себя обществом трезвых, на радость церкви и отечеству, подобно тому, как евреи вышли из земли Египетской и, перейдя чрез Чермное море, поселились в земле обетованной.

Если же мы не будем вникать в Писание, то мы погибнем точно так же, как погибли египетские мудрецы в Чермном море. И как египетские мудрецы потонули в Чермном море с колесницами, так и теперь многие покушаются на самоубийство и с пьяных глаз тонут в Неве на моторах.

Писание для того и написано, чтобы мы вникали в него и узнавали бы себя в нем, как в зеркале.

– Спасибо!

И все поют «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» читает:

– «Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетския сокровища; ибо он взирал на воздаяние».

Верующим и ищущим Господа всегда дается просимое.

– Дай Господи!

Далее читаем: «верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царскаго, ибо он, как бы видя Невидимаго, был тверд».

Написано для того, чтобы и мы умножили веру, и по вере Господь не откажет нам, как не отказал пророкам, апостолам и отцам церкви.

Далее читаем: «верою совершил он пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцов не коснулся их».

И в настоящее время многие истребляются болезнями, язвами, холерою, чумою и всякими несчастиями. А кто верит, того не касаются ни болезни, ни печали.

Далее читаем: «Верою перешли евреи Чермное море как по суше, – а египтяне потонули».

И в настоящее время те, которые не верят в Писание, тонут. А кто верит, тот проходит пьяное житейское море, как по суше, мимо гостиниц, трактиров и кабаков; а без веры многие в трактирах и кабаках утонули.

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Верою пали стены иерихонские по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев и проповедши их другим путем, не погибла с неверными».

Раав поступила как бы неправильно, скрыв соглядатаев. Но она сделала им доброе дело и потому не погибла. Так если и мы сделаем какое-либо доброе дело, то хотя бы сделали его тайно, не погибнем. Но мы делаем в тайне только худое и потому погибаем.

Все это написано для того, чтобы вызывать веру, надежду и любовь в тех, которые будут читать это.

Далее читаем: «Что еще скажу? не достает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, об Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угащали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих».

А ты не можешь победить своих пороков и преступлений и ты не можешь прогонять пьяные полки, потому что у тебя нет духовнаго меча, т. е. слова Божия. А если ты научишься слову Божию, то у тебя будет духовный меч, и тогда ты будешь отражать пьяные полки и всегда будешь окружен трезвыми товарищами.

Далее читаем: «Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

Все это люди переносили за веру. Но в настоящее время ради разврата сколько страданий?

– Много! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Избитые, искалеченные, с разбитыми носами, с подбитыми глазами – все это рабы пороков, слуги дьявола. И за эту службу и за эти страдания диавол ничего не платит. А если бы мы так служили и так страдали для Христа, то мы бы горы переставляли. Но мы идем не за Христом, а за дьяволом. Почему? Потому что не читаем Писания и не вникаем в него. А если мы будем читать Писание, то увидим себя в Писании, как в зеркале, и тогда пойдем за Христом и от радости воспоем.

И все запели «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что Христос призывал учеников и нас призывает, и кто следует за словом Божиим, тот следует за Христом и делается Его учеником.

– Спасибо!

– И апостол Павел пишет, что когда Моисей был маленьким, то подчинялся дочери фараоновой, а когда возрос, то отказался даже называться сыном дочери фараоновой и стал повиноваться голосу Бога.

И вы когда были маленькими, то подчинялись общему разврату; а когда послушались слова Божия, тогда пришли в возраст, стали великими, отказались от развратной и пьяной жизни, сделались трезвыми и окружили себя добрыми людьми.

Писание для того и написано, чтобы поправлять испорченное и обновлять ветхое. Если мы будем читать Писание и вникать в него, то будем находить в нем все новое и новое и сами будем делаться все более и более новыми.

Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню из книги Моисея Второзакония, главу 28-ю и 30-ю.

Я никогда не касался и не буду касаться человеческой личности, но дурныя дела людей мы должны порицать.

Из 28-й и 30-й глав Второзакония мы видим проклятия одним и благословения другим.

С 15-го стиха 280й главы мы читаем: «Если ты не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди его, то придут на тебя все проклятия сии».

Это Моисей говорил евреям.

– Нам, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Моисей не говорил этого язычникам, потому что они не знали закона Божия и потому не заслуживали наказания. Он говорил это евреям, т. е. тем, которые приняли закон. Он говорил им:

«Проклят ты будешь в городе, проклят ты будешь и на поле твоем. Проклят будет плод чрева твоего, и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злыя дела твои, за то, что ты оставил Меня, оставил Мой закон».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, то пришлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли».

– Не допусти, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Из этого мы видим, откуда истекают язвы: мы оставили закон Бога, и Он посылает на нас язвы.

Далее читаем: «Поразит тебя Господь чахоткою, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Все люди молятся Богу, чтобы Он избавил их от наказаний. Даже язычники молятся. Тем более мы должны молиться.

Какую же другую дезинфекцию, кроме молитвы и поста, мы можем сделать от чахотки, горячки, лихорадки и от засухи?

Далее читаем: «И небеса Твои, которыя над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не погубит тебя и доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь разсеян по всем царствам земли».

Хотя теперь на нас не нападают враги и никто не мучит нас, но от этого нам не легче. Если бы нас мучили, то мы раскаялись бы, исправились бы и были бы счастливы. Теперь же никто не трогает нашего тела, но зато все посягают на нашу душу и причиняют ей страшный вред и великия страдания, так что многие не выдерживают и покушаются на самоубийство: стреляются, давятся, травятся, топятся. А у нас нет духовнаго меча, и мы не можем отразить этих бедствий.

Далее читаем: «Поразит тебя Господь проказою египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться».

Так это и бывает: иной лечится, лечится, но ему не легче. Доктора отказываются лечить его; да и священники хотя и молятся о его исцелении, но тоже не помогают ему. Почему? Потому что проклятие на его голове. За что? За то, что  отказался слушать слова Господа. Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

«Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит в впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя».

Помолись!

Далее читаем: «С женою обручишься, а жить с ней не будешь».

Жена не будет слушаться тебя, потому что у тебя нет закона Божия. А если бы ты научился слову Божию, то ты советовал бы ей из слова Божия, и она слушалась бы тебя.

Далее читаем: «дом построишь – и не будешь жить в нем».

Так это и бывает: иной построит дом, а сам в нем не живет. Значит, проклятие отзывается на его голове.

Далее читаем: «виноградник насадишь – и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя».

За нарушение заповедей у проклятых отнимает Господь все.

– И у нас отнимал раньше, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих».

Все это так и бывает.

Далее читаем: «Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, котораго ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои».

– Помолись, дорогой Братец!

И все поют: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множество соденных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеялся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Далее Моисей говорит: «Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самаго темени головы твоей.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Из этого мы видим, что за непослушание слову Божию евреев проклинал не человек, а Господь чрез пророка. Для чего же это записано? Для того, чтобы это послужило и нам во исцеление.

Далее читаем: «Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а тебе нечего будет давать ему взаймы».

Какой-нибудь иностранец даст тебе в займы, а потом тебе нечем будет выплатить, и он продаст тебя с молотка.

Далее читаем: «Он будет главою, а ты будешь хвостом».

Так это и бывает: иностранец распоряжается, а ты у него в подчинении за то, что ты не слушался слова Господа и остался на веки неразумным.

А потому ты будешь служить врагу твоему в голоде и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, котораго языка ты не разумеешь».

За что?

«За то, что ты не слушал гласа господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его».

– Это я такой, – говорит кто-то, и потом все поют снова: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… Множество содеянных мною лютых…»

После пения «Братец» говорит:

– Далее говорит Моисей израильтянам:

– Нам, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей, и не будешь бояться сего славнаго и страшнаго имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все злыя язвы египетския, которых ты боялся, и оне прилипнут к тебе».

Люди верят, что есть прилипчивыя болезни, они верят, что от прикосновения можно заразиться, но не верят, что от прикосновения можно также и исцелиться. Они верят в одно и не верят в другое. А между тем, исцеления от прикосновения верующих к святым и к святыне всегда были и будут.

– Будут, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И всякую болезнь и всякую язву, не написанную, т. е. такую, которую не могут еще определить, и всякую написанную в книге закона сего Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам, ибо ты не слушал глаза Господа Бога твоего».

Все время борятся с язвами и никак не могут их искоренить. А между тем, есть самое верное лекарство и самая главная дезинфекция против них – это слово Божие и соблюдение заповедей Божиих.

Далее читаем: «И как радовался Господь делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. И разсеет Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!».

Так это и бывает.

Далее читаем: «И вы будете продаваться в рабов и рабынь, и не будет покупающаго».

Так это и бывает: многие говорят: «на что мне такой пьяница? не только за деньги, но и даром мне тебя не нужно».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Отец и мать отказываются от своих детей, если они, забыв закон Бога, предаются пьянству и разврату. Но если они покаятся и признают закон Бога, то родители скажут им: «идите к нам» и вверят им все свои хозяйство.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Сравнивая все эти проклятия, которыя обрушились на голову народа еврейскаго, с тем, что в настоящее время происходит, мы видим, что они обрушились и на нашу голову.

Далее в 30-й главе и в начале 28-й главы Моисей произносит благословия еврейскому народу.

Он так говорит в 30-й главе:

«Когда придут на тебя все сии проклятия и ты обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, тогда Господь Бог возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов».

– Дай, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Господь любит тех, которые слушают Его. Ведь если и вас слушают ваши дети, то вы их тоже любите.

Далее читаем: «И приведет тебя Господь бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих. И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе на земле хорошо.

– Дай, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Господь не возлагает на людей тяжелаго ига. Он заботится о том, чтобы им было хорошо.

Далее читаем: «И если ты обратишься и будешь слушать гласа Господа Бога твоего и исполнять все заповеди Его, то с избытком даст тебе господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет господь Бог твой о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека от тебя; она не на небе, чтобы можно было говорить «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». И  не за морем она, не за границей, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море или кто съездил бы за границу и принес бы или привез бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его».

Ты слышишь эту заповедь в своем сердце.

– Слышим, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Вот я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло».

Это Моисей говорил к евреям.

– И к нам, – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которыя заповедую тебя сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его, то будешь жить и размножаться, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идишь, чтоб овладеть ею. Если же отвратится сердце твое и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться тем богам, т. е. иному закону, и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле. Ныне во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

– Дай, Господи! – говорят слушатели и поют: «Воскрес Иисус из гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

После пения «Братец» говорит:

– Еще говорит Моисей в начале 28-й главы: «Если ты, придя в свою землю, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которыя заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставив тебя выше всех народов земли».

Поэтому пока древний Израиль слушался гласа Господа Бога своего, то Господь возвышал его, а когда он перестал слушаться, то Господь унизил его и разсеял по всей земле. что мы ныне и видим.

Точно также пока и новый Израиль слушался гласа Господа, то Господь возвышал его; а когда новый Израиль перестал слушаться, то Господь стал унижать его. И многие, как пешие, так и конные, тонут теперь в воде даже на моторах, как египетские мудрецы потонули в Чермном море на колесницах. Отчего это? От того, что теперь слово Божие многим стало ненужно, и потому они не могут быть трезвыми. Прежде, когда мы слушались слова Божия, мы проходили мимо гостиниц, ресторанов и трактиров, а теперь, оставив слово Божие, стали погибать в них, как египтяне в Чермном море. А кто слушается слова Господа, то он свободно переходит через Чермное море пьянства и разврата и других переводит.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего. Благословен ты в городе, благословен ты и на поле твоем. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовыя твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, возстающих на тебя; одним путем они выступают против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе».

Владей только ею.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

Из Писания мы видим, что сначала, когда Иосиф переселил в Египет своих единоплеменников, им жилось там хорошо, потому что они помнили заповеди Бога. А потом, когда их потомки стали забывать Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, а вместе с ними и Бога, то Господь поработил их египтянам.

– Так и с нами было, – говорят слушатели.

– И теперь так бывает, – говорит «Братец», – и теперь многие работают и работают, но от работы им нет никакой пользы, потому что они работают без Бога.

– Прости!» – говорят слушатели и поют «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

После пения «Братец» говорит:

– Из этого псалма мы видим благословение праведных и гибель нечестивых, которые не воскреснут на суде. Все пророки одних осуждали, а других оправдывали именем Господа.

И по сие время Писание одних осуждает, а других оправдывает. Если бы человек проклинал, то большой беды еще не было бы, но проклинает сам Господь чрез Писание, посылая все эти болезни, язвы и другия несчастия тому, кто не слушает Его голоса и не исполняет Его заповедей. Такому человеку не везет ни в городе, ни в деревне, как Каину, которому Господь сказал: «проклят ты от земли и она не даст тебе плода».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Но если ты будешь исполнять заповеди Господа Бога твоего, то Он даст тебе и изобилие всех благ в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле. Откроет требе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы».

Поэтому и Христос говорит: «ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам».

Далее говорит Моисей: «Сделает тебя Господь Бог твой главою, а не хвостом, и будешь на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которыя заповедую требе сегодня хранить и исполнять».

– Помолись, дорогой Братец! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню вам, как открывается гнев Божий и как приходит мир к человекам. Для этого я кратко разскажу вам житие преподобнаго Тита.

Сказав это, «Братец» стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за февраль, начиная с 483-й страницы, следующее место:

«Преподобный Тит был инок Киево-Печерскаго монастыря, в сане пресвитера. У него был брат не по плоти, а по духу, черноризец того же монастыря, по имени Евагрий, по сану диакон. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков, так что все дивлись их единодушию и взаимной любви. Но ненавидящий всякое добро диавол посеял между ними вражду. Гневом и ненавистью он так омрачил их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лице, и поэтому всячески старались избегать один другого. Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив. В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже возносили дары и причащались, не примирившись друг с другом».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Много раз просила их братия примириться, но они и слышать не хотели. Однажды преподобному Титу случилось так сильно захворать, что он уже не думал остаться в живых. Тогда он горько стал плакать о своем прегрешении и смиренно послал к диакону Евагрию сказать ему: «прости меня, брат, ради Господа, за то, что я оскорблял тебя гневом своим».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его, говоря: «вот ты хвораешь, а я – здоров: значит, я прав, а ты виноват». Он забыл, что Христос учил смиряться друг пред другом и прощать друг другу. Братия, видя, что Тит уже умирает, силою привели к нему инока Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами: «прости меня, отче, и благослови».

– Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Но немилостивый и безчеловечный Евагрий отвратился от брата и пред всеми сказал с гневом: «я никогда не примирюсь с ним: ни в сем веке, ни в будущем!». Сказав сие, он вырвался из рук братий и упал. Иноки хотели поднять его, и нашли его мертвым. Они не могли ни сложить ему рук, ни затворить уст, ни закрыть очей – словно он умер давно. В это время блаженный Тит встал совершенно здоровым».

Тит, покаялся и просил Евагрию и потому сделался здоровым, а Евагрий не хотел простить ему и потому сделался мертвым.

Далее читаем: «Устрашенные иноки много плакали об умершем Евагрии и просили преподобнаго Тита объяснить, почему он выздоровел, а Евагрий умер. Блаженный Тит поведал им то, что ему было открыто о сем свыше. Он сказал им: «во время болезни я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостиваго ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившаго меня, и он упал мертвым. Тот же ангел подал мне руки, поднял меня, и вот я выздоровел и свидетельствую вам о своем исцелении».

Для чего написано это? Для того, чтобы и мы примирялись друг с другом. А если мы примиримся, то также скоро и исцелимся от болезней и несчастий.

Разскажу вам еще один подходящий к этому случай.

– Разскажи, – говорят слушатели.

– Недавно одна девушка, – говорит «Братец», – унесла чужую муфту. И вот, чрез два воскресенья она заболела ногой, и принесла мне муфту, говоря: «прости, дорогой Братец! я украла эту муфту». Я виду в этом суд Господен. Та, которой принадлежит эта муфта, может взять ее у меня. Она у меня висит.

Если бы эта девочка только скала мне: «я воровка, прости», а я только словами простил бы ей, то этого было бы мало. Нет, если кто украл какую-нибудь вещь, то он должен пойти к тому, у котораго он ее украл, возвратить ему вещь и примириться с ним. Грех прощается только тогда, когда возвращается ворованная вещь. И тогда будет исцеление телу и делу. И Христос говорит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф. 5, 23, 24). Тогда Господь примет твой дар и восполнит его: пошлет тебе хозяйство и исцелит тебя от болезни.

Для того мы и читали сегодня Писание из жития святых, чтобы напомнить нам Тита и Евагния, а также благословения и проклятия, и чтоб чрез это получить скорое исцеление. Покайся!

– Грешны!

На этой беседе присутствовал священник приюта слепых, Иоанн Осминский, и помощник пристава местнаго полицейскаго участка.