Беседа Братца Иоанна

 

6-го марта 1911 года

 

 2-я неделя Великого поста. О разслабленном. 

 

В воскресенье, 6 марта, «Братец Иоанн» так начал свою беседу:

– Сегодняшнее Евангелие о разслабленном читается из Евангелия Марка, глава 2-я: «Чрез несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум, и многие, услышавши о Нем, тотчас же собрались, так что у дверей дома не было места. И пришли к нему с разслабленным, котораго несли четверо, но не могли приблизиться к Нему за многолюдством».

Из этого Евангелия мы видим, что разслабленному трудно было приблизиться ко Христу за многолюдством. И до сего времени разслабленные пьянством и пороками не могут приблизиться ко Христу: таковых больных не допускает ко Христу многолюдство. Их соблазняют для здоровья выпить стаканчик коньячку, или сороковочку, и они остаются на всю жизнь в разслаблении. И все это православные. Вспомните слова Христа: «горе соблазнителю: лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы в глубине морской нежели соблазнить одного из малых сих» (Матф., 18, 6).

Так и в то время, когда принесли разслабленнаго ко Христу, предстояло много людей, но они нисколько не помогли разслабленному, а, напротив, только воспрепятствовали ему приблизиться ко Христу.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает и поясняет:

– Но все-таки нашлись и такие, которые позаботились о разслабленном и прибегли к мудрости: раскопали крышу того дома, где Иисус находился, и спустили постель, на которой лежал разслабленный.

И в настоящее время находятся такие, которые заботятся о разслабленных.

– Это Братец, дорогой, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Нет не Братец, а такие, которые представляют  разслабленных ко Христу, раскапывая учение Христово, т. е. разсуждая и беседуя о нем и внушая его расзлабенным.

– Спасибо!

– Но ныне, – говорит «Братец», – беседуют больше о пороках и преступлениях и потому представляют разслабленных не ко Христу, а к дьяволу, предлагая им по рюмочке и, приглашая их идти в веселыя места, от чего они остаются навсегда слабыми.

А лечить разслабленнаго рюмочками и веселыми местами – это все равно, что избитаго доколачивать палкою.

Как тогда, так и теперь многие люди загородили и загораживают собою разслабленным дверь ко Христу, соблазняя их выпивкой по рюмочке и развратным весельем.

Но как тогда, так и теперь находились и находятся и такие люди, которые прибегают к мудрости, к хитрости и раскапывают крышу и представляют разслабленных ко Христу.

Так и вы раскапывайте слово Божие, т. е. беседуйте о нем о разслабленными, и они укрепят свои колени.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Царю Небесный», а «Братец» поясняет:

– Тогда прокапывали крышу дома, а теперь надо раскапывать учение Христа. Теперь нельзя поступать по букве Писания. Теперь нужна другая раскопка: в книгах пророков, апостолов и отцев церкви. И тогда мы так раскопаем писание разслабленному, то мы представим его ко Христу, и он исцелится от болезней и избавится от несчастий, нужды и печали.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Однако и теперь есть такие сектанты, которые, кажется, буквально понимают Писание о раскопке крыши. Когда они хотят молиться, то сначала делают отверстие в потолке и потом с воздетыми руками молятся, ожидая, что Спаситель придет к ним с неба чрез это отверстие. Поэтому над ними смеются и называют их «дырниками» и тем оскорбляют их религиозное чувство, а они сердятся на них.

И мы часто смеемся над людьми другой веры и чрез это иногда у нас дело доходит до перебранки.

 – Прости, дорогой Братец!

– Мы не научились говорить кротко о Христе и потому вызываем в людях своими словами только озлобление. А если мы кротко и с любовью поговорим с ними о том, что Христос являлся ученикам при закрытых дверях и говорил им: «мир вам» и что Он является также и в сердцах людей, то они, услышав это, перестанут смотреть в отверстие, а будут смотреть на сердце и там найдут Христа. Тогда они оставят худое и примут хорошее. Христос говорил с любовию и нас учил говорить с любовью. Любовь есть Христос. Но если мы говорим без любви и оскорбляем религиозное чувство человека, то он не может поверить нам, хотя бы мы и доброе говорили.

– Не может, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Иисус, видя верующих, говорит разслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».

Что простить грехи, что исцелить болезни, – это все равно. Если грехи не прощаются, то и болезни не исцеляются. Господь всегда карал и в настоящее время карает нас за наши грехи болезнями и несчастиями и этим призывает нас к покаянию. И если мы покаемся, то Он простит наши грехи и вместе с тем избавит нас от болезней и несчастий.

Евангелие для того и написано, чтобы вызывать в нас покаяние, исцелять нас от болезней и избавлять от несчастий.

Поэтому как Христос прощал, так и мы должны прощать грехи друг другу, чтоб нам было хорошо.

Если же ты пойдешь к священнику и получишь от него прощение, а брату своему не простишь, то этого мало. Ты поисповедовался у священника, а брату своему не простил, и он, встретившись с тобою и, будучи, сердит, поколотил тебя, и тебе пришлось идти причащаться избитому. За что? За то, что не примирился с братом твоим. Если же ты примиришься с братом своим, то будет два прощения и два исцеления. Тогда исцелится твое тело и дело.

А то ты говоришь: «я давал жертвы и молился, а мне не легче и я не имею ни в чем успеха». Примирись с братом твоим, и тогда Господь услышит твою молитву, примет дар твой и даст тебе просимое. И тога ты скажешь: «у меня было мало, а стало много, я был болен и стал здоров» и этим прославишь Бога.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Царю Небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Далее читаем: «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?».

Так и теперь многие говорят: «я только Бога знаю и у Него одного попрошу прощения, а к тому, котораго я обидел, не пойду и не стану просить у него прощения». Нет, если ты не примирился с братом своим, то ты не знаешь Бога. И Бог не дает тебе ни прощения грехов, ни исцеления болезней, ни избавления от нужды и печали.

Далее читаем: «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: «для чего так помышляете в сердцах ваших? что легче? сказать ли разслабленному: «прощаются тебе грехи» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?».

Я уже сказал, что простить грехи, что исцелить болезни, – это все равно. Но если кто просит прощения грехов и получает таковое от людей, а исцеления от болезней не получает, то это значит, что он не принес настоящаго покаяния. Страдай же, пока не принесешь настоящаго покаяния!

Посмотрите на Закхея, который, увидев Христа, сказал: «половину имения моего отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему» (Лук. 19, 8–9).

Вот если и твое покаяние подтверждается такими делами, какое, напр., сделал Закхей, тогда и ты получаешь прощение и исцеление. А если ты только просишь прощения грехов, а плодов покаяния не приносишь, то далеко от тебя спасение. А не получая спасения, ты жалуешься на свою судьбу и даже говоришь, что Бога нет. Ты Бога просишь о прощении твоих грехов, а сам не прощаешь брату своему. Поэтому Бог и не прощает тебе и не дает тебе спасения от болезней, нужды и печали.

Далее читаем: «Иисус говорит: но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, и затем Он говорит разслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого не видали».

– И мы не видали и не слыхали раньше, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если и мы будем прощать друг другу грехи, то Господь укрепит и нас; а если не будем прощать то он не укрепит ни рук, ни ног наших и сделает нас слабыми на позор всем. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют «Царю Небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Далее читаем: «И когда Иисус возлежал в одном доме, то возлежали с Ним и ученики Его, и многие мытари и грешники. Книжники и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Иисус сравнял разслабленнаго телом с разслабленными душой. И как того разслабленнаго телом, так и этих грешников, разслабленных душою, некому было целить. И теперь подобных разслабленных и грешников некому целить, потому что все заняты приготовлением лекарств для тела, а лекарства для души никто не приготовляет, и душа остается больною. А раз душа больна, то и тело больно.

– Помолись!

– Но если мы будем приготовлять и давать душе лекарство, т. е. слово Божие, то она исцелится и тело укрепится. А когда душа больная, то и тело делается больным и разслабленным и идет к порокам, часто к таким, о которых стыдно и говорить. Принимая же лекарство, т. е. слово Божие, душа делается здоровою, и тело укрепляется, и тогда исцеленный человек скажет: «никогда ничего такого я не видал» и от радости воспоет песнь.

То же самое лекарство, т. е. слово Божие, целит и душевно больных или сумасшедших. Когда мы будем кротко говорить с ними о слове Божием, то они будут здоровы.

Но очень часто сумасшедшими называют и таких, которые говорят о слове Божием: «Он тронулся с ума», – часто говорят о человеке, любящем говорить о слове Божием. Как же у нас могут быть честные люди, если мы порицаем ревнителей слова Божия, а пьяниц, разбойников и плясунов восхваляем? Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели и поют «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что разслабленный не мог приблизиться ко Христу за многолюдством. И по сие время многолюдство не допускает до Христа, заграждая дорогу к Нему рюмочками и сороковками. Горе соблазнителям! Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Ты  говоришь: «Я никого не убил». Но ты убил брата твоего, соблазнив его на зло, и тем отравил ему жизнь. Вот за это-то и постигает тебя суд Божий. Ты жалуешься на свою судьбу и говоришь: «почему мне в жизни не ведет? чай я у Бога не теленка съел». А сколько ты съел людей?

– Прости!

– Угощая рюмочками и сороковками своих братьев, ты делаешь их разслабленными. От этого им жизнь становится немила, и они покушаются на самоубийство: стреляются, травятся, топятся, давятся.

Мы виноваты за наших разслабленных братьев, потому что мы довели их до разслабления своими соблазнами. Мы не лечили их души словами пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, мы не прикладывали вытяжного пластыря – слова Божия к их душе, и она заболела. Покайся!

– Грешны!

– Ты заботишься лишь о себе, о своем благополучии, и не безпокоишься, что люди чрез тебя страдают. А если люди страдают чрез тебя, то страдай же и ты! Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню послание апостола Павла  к евреям.

– К нам, – говорят слушатели.

– В 12-й главе мы читаем: «Мы имеем вокруг себя облако свидетелей и потому свергнем с себя всякое бремя греха и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

Пророки, Христос, апостолы и отцы церкви – все они свидетельствуют о торжестве слова Божия над грехами, пороками, преступлениями и несчастиями. Поэтому, имея таких свидетелей, и мы будем вникать в слово Божие и будем свергать с себя бремя греха, дурных привычек, пороков и преступлений. Люди увидят это и, в свою очередь, подражая нам, будут снимать с себя бремя своих грехов, дурных привычек, пороков и преступлений.

Далее читаем: «Взирайте на начальника и совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».

Т. е. посмотрите на Христа, на Его страдания, и этим укрепите свою веру. Но почему теперь вера погибла? Потому что мы забыли разсуждать о слове Божием. Все пророки и апостолы сеяли веру, а ныне сеют одно преступление. Теперь иной говорит: «у меня грехов, грехов, паче влас главы моей». И если его грехи назвать по имени и отчеству, то ему стыдно, стыдно будет!

– Стыдно! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха».

Но грехи мы совершаем до крови.

Далее апостол Павел говорит: «и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает: бьет же всякаго сына, котораго принимает».

Но когда Господь наказывает нас, то мы не признаемся и говорим: «нет, Он не наказывает, а это так случилось».

– Наказывает, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, котораго бы не наказывал отец? Если же остается без наказания, которое всем обще, то вы незаконныя дети, а не сыны».

Если мы не наказываемся, то мы делам беззакония.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Когда Господь наказывает нас, то этим Он призывает нас к покаянию. Но так как мы не признаем, что наказываемся Им, то мы и не раскаиваемся и продолжаем делать дела беззакония, и потому мы – беззаконныя дети

Далее апостол пишет: «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы знать? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».

Мы признаем только те наказания, которыя причиняют нам люди, напр., родители, но не признаем тех наказаний, которыя посылает Бог. Поэтому если кто украдет, то он говорит: «я остаюсь не наказан». Как не наказан, если ты, подобно волку питаешься только краденым? Это и значит, что наказан.

– Наказан, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности».

Если бы Господь не наказал апостола Павла и не ослепил бы его Своим светом, то он не пришел бы ко Христу и остался бы убийцей. Но наказание привело его к покаянию, и он стал проповедывать Христа.

И наши болезни и несчастия посылаются нам Богом для наказания, покаяния и исправления. Но когда мы заболеваем, то мы сейчас же ищем лекарства для тела, а не ищем лекарства для души и потому не исцеляемся и ругаем и доктора и священника. А когда мы покаемся и примем слово Божие, тогда наш труд принесет обильный плод. Из Писания мы знаем, что за продажу Иосифа братья его были наказаны нуждою и голодом, а нужда и голод привели их к покаянию. Подобно тому и нас нужда и голод призывают также к покаянию! Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Итак, укрепите опустившияся руки и ослабевшия колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

Евангелие говорит о разслабленном телом, а апостол Павел говорит о разслабленном душою.

Далее говорит апостол: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

Если мы найдем мир, то найдем и Господа в делах наших. Если же мы не найдем мира, то не найдем и Господа.

– Помолись, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Когда древние израильтяне перешли через Чермное море и пели «С нами Бог» и когда язычники спрашивали их: «где же ваш Бог?», то они отвечали: «нашего Бога нельзя видеть, потому что Он есть дух и проявляется только в делах». Бога никто никогда не видел и видеть не может. Но, когда мы почитаем в Писании или нам кто-нибудь разскажет, как египтяне потонули в Чермном море, а евреи прошли по суше; как потом Бог сказал евреям, что Он даст им землю и как они вошли в нее; когда затем мы посмотрим, как евреи были изгнаны из своей земли и остались безземельными, потому что в них погасла вера и они отвергли учение Христа; когда, наконец, мы сами будем иметь веру в учение пророков, Христа и апостолов и проникнемся им, и когда мы поэтому не будем безземельными, не будем жить в рабах, а будем сами хозяевами, – тогда-то мы и увидим Бога.

Поэтому и Христос сказал: «видевший Меня и Мои дела видел Отца» (Иоан, 14, 9, 10).

Далее читаем: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень возникнув не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».

Пророки, Христос и апостолы были сладкие корни.

– И ты сладкий корень, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Чрез горькое учение и  народ делается горьким, а чрев сладкое Христово учение и народ делается сладким.

Далее пишет апостол: «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами».

Исаву не нужно было отцовское благословение, поэтому он и не заботился о нем и отдал его Иакову за чечевичную похлебку и обнищал. А Иаков, хотя хитростию, получил благословение от своего отца и сделался счастливым; имел много детей и множество крупнаго и мелкаго скота, и скот был пестрый.

– Как у тебя, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Вы приступили не к горе, освязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и главу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)»; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов».

Апостол Павел сравнил то, что было с израильтянами, с тем, что было с апостолами и первыми христианами. Труба – это то, что апостолы трубят чрез Писание.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Теперь нет таких ужасов и страстей, какие были у израильтян. Теперь кротко и любовно говорят Христос, апостолы и отцы церкви.

– И дорогой Братец, – говорят слушатели.

– Это кротко, а не страшно, – говорит «Братец».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «Вы приступили к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и духам праведников, достигших совершенства».

Бог всегда судил и всегда судит. Он разсеял евреев по всему лицу земли. Он наводит суд и на нас и тем приводит нас к покаянию.

Далее читаем: «Вы приступили и к Ходатаю новаго завета – Иисусу и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящаго. Если те, не послушавши глаголавшаго на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющаго с небес».

– Нет, не отвратимся, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Те не послушались гласа Божия и были за это наказаны. Тем более и мы будем наказаны, если не послушаемся слова Христова.

Когда мы читаем Евангелие, то это не наши слова, это – Божий глас с неба. И если мы не слушаемся этого гласа, то будем так же истреблены, как и в древности были истребляемы те, которые не слушались тогда гласа Божия. Бог наш есть огонь поядающий. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют три раза: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Затем они поют также: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу схрашнаго дне суднаго: но надеялся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже, по велицей Твоей милости».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Послание апостола Павла к евреям.

– К нам.

– Из Евангелия и послания мы видим, что Господь производит суд и тем приводит народ к покаянию.

– Спасибо!

– Если отец наказывает своего сына, то тем более Бог наказывает своих детей за непослушание. Покайся!

– Грешны!

– Еще напомню вам книгу пророка Ионы: «И было слово Господне к Ионе пророку: встань, иди в город Ниневию и проповедуй в нем покаяние, ибо злодеяния его дошли до Меня. Но Иона отказался идти проповедывать в город Нинезию, боясь, чтобы его не убили там за обличение злодеяний и за проповедь покаяния, и хотел убежать от Господа на корабле в город Фарсис. Но Господь послал великую бурю, и корабль стал вертеться и едва не погиб.

Если и мы не хотим говорить о Боге, а говорим о разврате и пьянстве, то и наш корабль вертится и готов бывает погибнуть. Иной говорит: «чай я не монах, а светский человек и мне не прилично говорить о Боге». Да что же – разве только о разврате и говорить? Но за разврат Господь строго наказывает. Если Господь наказал пророка Иону, то тем более накажет и тебя.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

«Корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нея; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: «что ты спишь?».

– Прости! Пробуди, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Начальник корабля говорит Ионе: «встань и помолись Богу твоему, мы погибаем».

– Погибаем! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «И корабельщики бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их эта беда. И пал жребий на Иону».

– На меня, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Тогда сказали Ионе: «скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?» Иона сказал: «я – еврей, чту Господа Бога небес, сотворившаго море и сушу. Он послал меня проповедывать в город  Ниневию, а я не захотел».

Для чего это написано? Для того, чтобы заставить нас говорить о Боге.

Далее читаем: «И устрашились люди страхом великим и сказали ему: «для чего ты это сделал? для чего ты убежал от лица Господа твоего?» и спросили его: «что сделать нам с тобою, чтобы море утихло?». Он говорит им: «возьмите и бросьте меня в море и море утихнет, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря».

Если бы корабль не завертелся, то так и ехали бы на нем без покаяния.

– Так и мы ехали бы, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– Если бы и ваш корабль не завертелся, то и вы продолжали бы жить, как и раньше жили. Но болезни и нужда заставили вас вспомнить о Боге, говорить о Нем, молиться Ему и творить Его волю.

Корабельщики не хотели бросать Иону в море: они были сердобольные и им было жалко его.

– Жалко, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Тогда корабельщики воззвали к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невенную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!».

Корабельщики не решались бросать Иону в море, потому что боялись греха. Поэтому они прежде, чем бросить его, стали молиться Богу, чтобы Он простил им грех. Значит, корабельщики были хорошие.

– Хорошие, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И взяли корабельщики Иону и бросили его в море и утихло море. И устрашились эти люди Господа страхом великим и принесли Господу жертву и дали обеты, т. е. обещание не бегать от лица Господа, а всегда слушаться того, что Он говорит.

Есть такая пословица: «Кто на море не бывал, тот до сыта не молился Богу». Т. е. кого не постигло несчастие, тот не имел сильной веры, а кого оно постигло, тот крепко верит, потому что всякая скорбь приближает к Богу.

Далее читаем: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И не молился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: «к Господу воззвал я в скорби моей, – и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих. Однако я опять увижу святой храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню. У Господа спасение!» И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу».

Господь только тогда дал Ионе просимое, когда он в молитве воззвал: «не буду больше бегать от лица Твоего, Господи, а всегда буду слушаться Тебя».

– Не будем и мы бегать, а будем слушаться слова Господа, – говорят слушатели.

– Я также бегал от Господа и отдавал плату за провоз, чтобы только не слышать слова Господа, – говорит один из слушателей, а «Братец» продолжает пояснять:

– И многие точно   так же говорят и бегут от Господа к преступлению, как в Фарсис, и потому если они просят милости у Бога, то Он не дает ее им, не исцеляет их болезней и не дает им успеха в делах.

Для чего это написано? Для того, чтобы научить нас говорить о Боге и исполнять Его заповеди.

– Будем исполнять, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– Тогда Господь извергнет нас из чрева болезней и несчастий, как из чрева кита, и мы не будем отворачиваться от людей, которые говорят о Боге.

– Не будем, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И было слово Господне и Коне вторично: встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в ней, что я повелел тебе». И встал Иона и пошел к Ниневию по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: «еще сорок дней, – и Ниневия будет разрушена!».

Иона страхал ниневитян.

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Раньше Иона боялся проповедывать ниневитянам. Он думал: если я им напомню грехи, то они убьют меня. А теперь он уже проповедует безбоязненно и думает: если Господь спас меня из чрева кита, то спасет и среди развратных ниневитян.

– Спасет, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «И поверили ниневитяне Богу и объявили пост и оделись во вретища, от большаго из них до малаго. Это слово дошло до царя Ниневии, – и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепл, и повелел провозгласить в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути свояго и от насилия рук своих».

Из этого мы видим, что пост был назначен не только людям, но и скоту.

Из людей трудно было вызвать слезы, а когда заревел скот, тогда и люди заплакали, и Господь помиловал их.

Многие слушательницы плачут, а «Братец» продолжает пояснять:

– Мы видим, что когда ниневитяне постились и молились, то Бог спас их.

Теперь ученые делают раскопки в Ниневии и находят золото и серебро. Кто что любит, тот то и раскапывает. А я вам раскопал пост.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– И кто верит в пост и соблюдает его, тот без пользы не остается.

Но в те времена были такие люди, которые говорили: «вы постились, а мы не постились, и вот не провалились и живем вместе с вами» и этими словами убивали веру в пост.

С течением времени число таких людей все более увеличивалось, пока, наконец, ниневитяне совсем не забыли проповедь Ионы и постников, и гнев Божий вновь обрушился на Ниневию и она была засыпана песком.

Из этого мы видим, что когда ниневитяне постились, то Господь избавлял их от бед, а когда они перестали поститься, то Он послал на них бедствия и засыпал Ниневию песком.

Ученые раскапывают почву, а кто ревнует о спасении себя и других, тот раскапывает учение пророков, пост и молитву.

И в древнее и в настоящее время молитва и пост всегда служили и служат спасением для человека. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– В заключение всего еще напомню вам…

– Напомни.

– Жития святого мученика, воспоминаемаго 5-го марта. Жития всех пророков, апостолов и отцов церкви служат для того, чтобы награждать нас талантами Небеснаго царства.

Сказав это, «Братец» стал читать и объяснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, начиная с 123 страницы, следующее место:

«Во дни святого мученика Конона, в Исаврийской стране, в пустынном месте, обитал страшный бес. Он, как воин или как разбойник, нападал на проходивших мимо людей и животных и умерщвлял их. Бес был похож на воина и разбойника».

– Это я такой, это я такая, – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «Исавряне приносили бесу множество жертв, умоляя его не делать им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили им пользы, а служили еще к большей погибели. Тогда собралось множество людей, верующих и язычников, и они все пошли к святому Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса».

– Прогони, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– Верующие верили, что Конон может изгнать беса.

– Может, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– Но язычники не верили, что Конон может изгнать беса. Если же язычники и просили Конона изгнать беса, то они этим коварно искушали святого. Они думали, что если Конон пойдет к бесу, то бес задушит Конона, и тогда Конон не будет обличать их. Но Конон подошел к самой пещере, где обитал бес, а народ с трепетом стал в отдалении. Обратясь лицом к пещере, святой именем Христовым велел нечистому духу выйти из пещеры, в виду всего народа. Бес извнутри воззвал к святому, прося его, дабы и разрешил ему выйти невидимо, чтобы люди не видали его мерзскаго образа. Но святой с угрозой повелел ему явиться пред всеми. Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры, в –виде страшной трясущейся женщины». Мы видим, что бес был похож на воина, разбойника и на трясущуюся женщину.

Далее читаем: «Святой запретил бесу причинять кому-либо вред и отослал его в геенну. Тотчас бес сделался невидим, а весь народ воскликнул: велик Бог Конона!».

– Велик! – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «И множество язычников уверовали во Христа; а святой Конон возвратился в город. Народ сопровождал его с радостным пением; святой сам начинал пение, а народ подпевал».

И все запели: «Блажен муж».

После пения «Братец» читает далее:

– «Спустя некоторое время, святой Конон, пребывая в святом доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидев бесов, святой именем Иисусовым связал их, так, что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, чтобы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать, что ему угодно. Святой, запретим им делать вред людям, послал их на различныя работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худыя травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому колоть дрова и носить воду и исполнять всякую домашнюю работу».

Вот какие были бесы! Как видно, они были похожи не только на воина,   разбойника и трясущуюся женщину, но и на работников: пилили дрова и вообще делали всякую домашнюю работу, даже и пироги пекли.

Далее читаем: «Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику».

Бесы могут делать все, но одного они не могут делать – проповедывать о Христе. Всякую земную работу они могут делать, но не могут делать небесной работы.

И мы недалеко ушли от них. Мы тоже горазды колоть дрова и исполнять всякую физическую работу, но духовной работы не можем работать.

Даже пророку Ионе, как мы видели, трудно было проповедывать слово Божие ниневитянам.

Для чего все это написано? Для того, чтобы мы прочитали и увидели, что мы тоже подобны этим бесам – разбойникам и, увидев это, сделалось бы настоящими Божьими работниками.

– Спасибо!

На этой беседе присутствовали: протоиерей Покровский из церкви Вознесения и два монаха из разных монастырей, которые сказали некоторым из постоянных слушателей «Братец», что им понравилась эта беседа.

.