Беседа Братца Иоанна

 

.

13-го марта 1911 года

 

 2-я неделя Великого поста. О кресте. 

 

В воскресенье, 13 марта, «Братец Иоанн» сказал:

– Сегодняшнее Евангелие читается из Евангелия Марка, глава 8-я: «Иисус спрашивал учеников своих: за кого почитают меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты – Христос, Сын Бога живого».

Разве Спаситель не знал, за кого Его почитают? Конечно, знал, но Ему хотелось, чтобы ученики своими словами сами сказали, за кого почитали Его люди и они сами. Апостолы читали книги пророков и из них видели, что Христос был похож на всех пророков.

А если мы прочитаем книги пророков, то увидим, что мы не похожи на пророков. Если же мы прочитаем то, что пишут в газетах о разбойниках, грабителях, пьяницах и ругателях, то увидим, что мы как раз похожи на них. Все написанное худое как раз похоже на нас.

Напротив, когда люди читали и читают писания пророков, то находили и находят, что Христос похож на пророков. И потому, когда Иисус спросил своих учеников, за кого люди почитают Его, то они и сказали: «за одного из пророков». «А вы за кого почитаете Меня?» – спросил их Христос.

– За Братца, – говорят слушатели.

– «Погодите! – говорит «Братец», – мы говорим о Христе. А о Нем было написано в Писании, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Все это ученики Христа читали в Писании и видели, что все это согласно с тем, что делал Христос.

«Но Петр, отозвав Иисуса, начал прекословить Ему, говоря, чтобы Он не шел на страдания. Он же, обратившись и взглянув на учеников своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Иисус назвал Петра сатаною, потому что он думал не то, что написано в законе Божием, а разсуждал по-человечески. Но если Петр, апостол и верховный учитель, назван сатаною, то как же и нас не назвать сатаною за наши человеческия помышления?

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Мы говорим и разсуждаем всегда только о человеческом и если мы будем избегать страданий и желать, чтобы не мы, а другие страдали, то и нам Христос скажет: «отойди от Меня, сатана!».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос так скажет нам потому, что мы избегаем страданий, а гоняемся только за выгодой. И если Он Петру сказал: «отойди от Меня, сатана», то и нам скажет то же самое.

А мы не должны избегать страданий. Если Христос не избегал страданий, то и нам не должно их избегать. Поэтому Христос и сказал Своим ученикам: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною».

Если Христа распяли, то и нам должно страдать. Если Христос воскрес, то и мы воскреснем от пьянства и всего дурного.

– Дай, Господи, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Апостол Петр просил Иисуса не страдать, потому что он любил Христа и ему было жалко не только его, но и себя. Как я буду жить без Него? – думал он. Поэтому Иисус и сказал ему: «отойди от Меня, сатана». Это очень грозное слово. Оно и к нам будет относиться, если и мы будем избегать страданий. Кто хочет идти за Христом, тот должен отвергнуться себя и нести свой крест терпения и всяких страданий. А кто не хочет нести со Христом креста, тот идет не за Христом, а за разбойниками и ворами и сам делается разбойником и вором.

– Прости! – говорят слушатели.

– Но кто, – говорит «Братец», – несет свой крест, тот скажет: «пророки несли крест, апостолы несли крест, отцы церкви несли крест и все они оправдались, и я буду нести свой крест и меня Христос оправдает» и таковой от радости воспоет песнь.

И все запели «Царю Небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Иисус, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною».

Все мы носим на себе кресты, но не носим крестов страданий, нужды и лишений ради Христа и Евангелия. Мы носим кресты для похвалы; но что делаем – стыдно и сказать. Если мы носим крест, то мы должны нести и животворящий крест. Мы же только наряжаемся в кресты, как в мундиры, но не оправдываем их своею жизнью. Каждый воин только тогда воин, когда не только носит мундир воина, но и когда оправдывает его. Если же он только носит мундир, а на войне прячется от страданий и лишений воинских, то не будут ли судить его за измену?

Так и мы, если обязались нести крест страданий и лишений, а на самом деле не несем его, то не будет ли судить и нас наша совесть? Зачем надевать маску христианина, если ты не хочешь воевать и страдать за Христа?

Если не носишь брачную одежду во время работы, то не будут ли тебя осуждать за расточительность? Всякий должен оправдывать свой костюм. А кто не оправдывает его, тот уподобляется тому рабочему, который получил номер для пропуска в завод, а он там не работает. И когда он придет за жалованьем в контору, то ему там скажут: «ты не работал и тебе нет жалованья». И пойдет он ни с чем.

Так и мы должны оправдать страданиями свой крест. Мы только надеваем на себя кресты и делаем знамение креста, но мы не переносим ни малейшаго страдания. Поэтому мы и не воскресаем на суде, который производит Писание, когда мы его читаем.

Да мы еще и не были на этом суде. Мы только о других слышим и читаем, как их судят, как воров и разбойников. Мы тоже воры и разбойники, но на суде еще не были, потому что не попались.

А кресты бывают различные. Христос и апостолы охотно несли свои кресты, а разбойники бегали от крестов, но все-таки и они попались на них за свой разбой. При этом один разбойник согласился страдать и сказал: «от меня многие плакали и мне должно плакать; помяни меня, Господи!». А другой разбойник, наоборот, страдал, сердился и злословил Христа.

Так и мы страдаем в болезнях, нужде и несчастиях и в то же время сердимся. Но нельзя ли тебе взять пример с того разбойника, который сказал: «от меня люди страдали, пришлось и мне пострадать; помяни меня, Господи». Тогда тебе здесь будет хорошо: болезнь пройдет, печаль и нужда пройдут и, не вкусивши смерти, еще заживо найдешь покой и от радости воспоешь песнь.

И все запели «Царю Небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Так говорит Спаситель всем: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною».

Апостолы несли кресты охотно, но мы подобно тем разбойникам, бегали от крестов, и все-таки попались на крест болезней, на крест нужды и на крест несчастий и во всех этих страданиях мы хулили Бога, как один из разбойников. Об этом говорит и Иоанн Богослов в Откровении: «хулили Бога от страданий язв своих, кусали языки свои и не вразумились, чтобы воздать славу Богу» (Откр. 16, 9–11). Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют «Царю Небесный».

После пения «Братец» говорит:

– И сказал Христос: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною».

Мы носим кресты, но превратили их в ворожбу и колдовство. Теперь средокрестная или крестопоклонная неделя. Многие в эту неделю пекут кресты из теста и запекают в них монетку и лук. Кому достанется монетка, тот, говорят, счастлив, а кому достанется лук, тот, говорят, несчастный и такового дразнят, говоря: «тебе лук достался», и часто дело доходит до перебранки, ссоры и драки. Люди ворожат о счастье, но счастлив бывает только тот, кто поучается в слове Божьем и несет животворящий крест страданий.

Крест напоминает нам о том, что и мы, подобно Христу, должны страдать от своих врагов и достигать царства Небеснаго еще на земле. Мы должны иметь животворящий крест, но мы не имеем его, и потому у нас ссоры, драки и убийства.

Если мы будем иметь животворящий крест, то увидим победу, как царь Константин, которому явился крест с надписью: «сим победишь». Он терпел, а потом победил.

Терпением и страданием побеждали в древности и теперь побеждают.

Далее читаем: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Потерять душу ради Христа и Евангелие – значит страдать за Христа и за правду Евангелия. Но теперь если и страдают, то не ради Христа, а ради выгоды, и потому не сберегают, не спасают своей души.

Поэтому Христос и говорит далее: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами».

Т. е. кто постыдится гонений и страданий за Христа, того и Он постыдится и Он не придет к тому. Но кто не стыдился и не стыдится страдать и воевать за Христа и приводить других к Нему, к тому Он всегда приходил и приходит. Но мы горазды только совращать других соблазнами, а не научились приводить их ко Христу. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» читает далее первый стих 9-й главы:

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшие в силе».

Царство Божие – это учение Божие. Где проникаются учением Христа, там дела Божии, там и Царство Божие. Все пророки, апостолы и отцы церкви входили в царство Божие, но мы отвергаем его.

Пророки, апостолы и отцы церкви входили в царство Божие еще при своей земной жизни, еще, когда не вкушали смерти.

А другие заживо нисходят в ад во время ссор, драк и убийств и говорят: «я попал в настоящий кромешний ад».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Вероятно, некоторые, слушая слова Христа о царстве Божием на земле, смеялись и говорили: «что Он говорит о каком-то царстве Божием на земле? Мы признаем, что царство Божие наступает только после смерти на небе».

А Христос говорит: «нет, оно и здесь на земле. И если кто принимает его, тот еще заживо входит в него» и от радости поет песнь.

И все поют: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я прочел вам нынешнее Евангелие о кресте, которое каждому может напомнить, что мы вовлечены насильно на крест своих страданий, от которых мы бегали, как разбойники, боясь попасть на крест.

Мы видим двух разбойников: одного по левую и другого по правую сторону Христа, из которых оправдался только тот, который признал себя виновным.

– И мы виновны, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос обещал покаявшагося разбойника еще заживо ввести в царство Небесное. И ты можешь еще при жизни войти в царство Небесное, если покаешься и согласишься терпеливо нести свой крест страданий. Тогда и тебе Господь скажет: «ныне будешь со Мною в раю» и ты найдешь покой на земле и на небе.

– Спасибо!

Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к коринфянам.

– К нам, – говорят слушатели.

– В первой главе перваго послания к коринфянам мы читаем: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».

У коринфян был спор и вздор, а апостол Павел говорит им, чтобы у них был один дух, одно учение Христово.

Апостол говорит далее: «Ибо от домашних Хлонных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов».

– А мы братцевы, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а проповедывать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова».

Апостол говорит: «я проповедую вам не свое, а Христово учение». Но если мы будем проповедывать свое, а не Христово учение, то и у нас, как у коринфян, будет спор и вздор.

Далее читаем: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия».

Кто говорит о кресте, того называют глупеньким; а кто отвергает крест, того называют ученым.

Пусть называют тебя глупеньким, пусть называют тебя юродивым, но Господь вознесет тебе на высоту.

Далее читаем: «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»

Посмотрите, сколько казней Господь послал на мудрецов египетских! А сколько мудрецов и ныне страдают от своего учения!

Для того, чтобы получить звание ученаго, требуется строгий экзамен, а для того, чтобы сделаться христианином и других приводить ко Христу, требуется легкий экзамен: надо только быть кротким и воздержным, терпеливо нести свой крест и своею кротостью превращать волков в кротких овец. Это самое высшее, Христово, образование.

Далее говорит апостол: «Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Апостолы говорили слова пророков и слова Христа и этим приводили людей к покаянию и спасению.

Я не говорю, что человек не должен учиться мудрости. Я говорю, что мудрость должна согласоваться с учением Христа. А без учения Христа и без Бога мудрецы, как в древнее время погибали, так и в настоящее погибают. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Из этого учения мы видим, что слово Божие есть юродство для тех, которые не принимают его и потому погибают; но для тех, которые принимают слово Божие, оно – сила спасающая. Апостол Павел не стыдился хвалиться крестом своих страданий и тем приводил многих ко Христу.

Если и мы будем говорить: «я по заслугам страдаю», то другой, слушая это, скажет: «и я по заслугам страдаю», и таким образом мы тоже приведем его к покаянию и Христу.

И только тогда наступит мир на земле и мы достигнем своих целей, когда найдем и будем нести животворящий крест. И тогда мы воспоем песнь.

И все запели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

После пения «Братец» сказал:

– Если мы только поем песни и кланяемся, но не несем креста, то наше пение и наши поклоны фальшивы. Но если мы охотно несем крест страданий, то говорим: «вот, я пострадал, а теперь мне хорошо». И другой, видя и слыша это, скажет: «и я пострадаю и мне будет хорошо».

– Хорошо, – говорят слушатели и снова поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», а «Братец» снова читает уже прочитанные стихи, начиная со слов: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть» и кончая слова: «Не обратит ли Бог мудрость мира сего в безумие?» И затем «Братец» поясняет: хотя бы у тебя было и много мудрости, но Бог обратит ее в безумие. А глупенькие терпеливо несут крест страданий и избавляются от преступлений сами и других избавляют.

Далее читаем: «Ибо иудеи требуют чудес, и еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятаго, для иудеев соблазн, а для еллинов – безумие.

Пускай называют нас и безумными, а мы проповедуем Христа и Он оправдает нас.

– Оправдал уже, – говорят слушатели, а «Братец» добавляет:

– И в кротости ты одержишь победу.

– Одержали победу: были пьяницы, стали трезвы, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Для самих же призванных, иудеев и еллинов, мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие, сильнее человеков».

Они – немощны, но все они – воины о Христе. Цари земные ищут себе сильных и храбрых воинов, а немощных, хромых и слепых бракуют, как неспособных; а Царь Небесный – ищет себе кротких, немощных, хромых, слепых, глухих, прокаженных, бесноватых, исцеляет их чрез веру и делает их своими воинами – столь крепкими, что никакой толстяк и не один мясник не осилит ни одного из них.

– Спасибо – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Вот из таких-то воинов Царь Небесный и устроил одно сильное непобедимое государство.

Поэтому апостол и говорит далее: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы упразднить значущее», т. е. собрал безсильных, чтобы посрамить сильных.

Для чего все это так сделал Господь?

«Для того, – говорит апостол, – чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хваляющийся хвались Господом».

Что человеческое – то от сатаны и приводит к погибели, а что Божие – то приводит к покаянию и ко спасению.

«Хвалящийся хвались Господом», но мы не привыкли хвалиться Господом, а хвалимся пьянством». Но когда привыкнешь всегда говорить о Господе, то ты будешь хвалить Господа за то, что Он сотворил тебе.

– Помолись! – говорят слушатели и поют: «Седяй в славе, на престоле Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Я напомнил вам нынешнее Евангелие и послание апостола Павла. Все это относится к одному и тому же кресту и научает нас страдать и терпеть, чтобы мы могли достигать своих целей. Ибо если бы Христос, апостолы и отцы церкви не страдали, то не устроилось бы христианское государство.

Развратники, пьяницы, акробаты, актеры – и те даже терпением и страданием достигают своих целей.

В древнее время блудниц побивали камнями, и все-таки оне достигали своих целей, и разврат еще более распространился. Также и пьяниц убивали по Моисееву закону и над ними накидывали груды камней, и все-таки они достигали своих целей, и пьянство распространилось по всему миру.

И диавол знает, что страданием можно достичь своих целей.

Как же ты во Христе не стараешься достигнуть своей цели, своего совершенства?

– Помолись! – говорят слушатели.

– Но если мы, – говорит «Братец», – хвалимся крестным только знамением, а животворящаго креста не имеем, то не достигнем своего совершенства и своих целей. Но если мы носим и животворящий крест, то достигнем совершенства в силе и славе.

Еще напомню вам книгу пророка Исаии, главу 43-ю «Ныне так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, Я искупил тебя и назвал тебя по имени твоему; ты – Мой».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, оне не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя».

Если мы буквально назовемся Израилем и пойдем чрез реки и огонь, то мы не далеко уйдем от тех, которые запекают в кресты из теста монетку и лук. Но мы не по букве, а по духу будем объяснять это место и тогда так скажем: если мы будем проходить через воды и реки пьянства, то оне не потопят нас; если будем переходить через огонь разврата, то он не опалит нас.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Тогда переход был вещественный, а ныне духовный. Такое духовное объяснение Писания не противоречит Писанию и приводит людей к покаянию.

Такое объяснение Писания устрашит и заставит тебя сказать: «если Господь уничтожил египтян в воде, то и меня уничтожит в воде пьянства и разврата, если не покаюсь и не исправлюсь».

Далее читаем: «Ибо Я – Господь Бог твой, Спаситель, израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя и народы за душу твою».

Это тех возлюбил Господь, которые жили по науке Авраама, Иакова и всех пророков. Но как же нас, пьяниц и буйных развратников, пустить в лоно Авраама?

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает объяснять:

– А если Господь возлюбил только те, которые жили по науке Авраама и всех пророков, то как же нам не хотеть исправиться и попасть в лоно Авраама? А когда ты исправишься, тогда скажешь: «я был вор и разбойник, а теперь Господь меня исцелил», «Господь введет тебя в лоно Авраама и скажет тебе:

«Не бойся, ибо Я с тобою от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя».

– Собери, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Северу скажу: отдай; и югу скажу: не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждаго, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».

Если кто интересуется тобою, то он спрашивает тебя: «чей ты?».

– Братцев, – отвечают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Нет, не братцев, а Господень. Так и в то время был народ Господень, и Господь повелел северу и югу, востоку и западу; «выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши, выведи его».

– Выведи, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Пусть все народы соберутся вместе и совокупятся племена. Кто между ними предскажет это? Пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: правда!».

– Правда! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, котораго Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это – Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я – Господь, и нет Спасителя, кроме Меня».

Мы знаем, что есть Господь, но если мы не примем Его слова, то как мы можем верить в Него!

Далее читаем: «Я предрек и спас и возвестил; а инаго нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я – Бог. От начала дней Я – Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый израилев: ради вас Я послал вас в Вавилон, а потом сокрушил все запоры, сокрушил и халдеев, величавшихся кораблями. Я – Господь, святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш».

Применяя это писание к настоящему времени, мы можем так сказать: Господь как бы так говорит: Я открылся вам, а вы не говорите обо Мне. Все кабаки, трактиры, рестораны – как вода в Чермном море. Кто верит в слова пророков и в слова Евангелия, то проходит мимо кабаков, трактиров и ресторанов, как по суше. Слово Божие находится в его мыслях, как сторож, и охраняет его от всякаго преступления и ему стыдно делать беззаконие.

Далее читаем: «Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю».

И в настоящее время Писание открывает дорогу.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Так говорит Господь, выведший колесницы и коней, войско в силу; все легли вместе, не встали; потухли, как светильники погасли».

Все потонули. Те, которые гоняются за трезвыми людьми и соблазняют их, погибают.

Далее читаем: «Но вы не вспоминаете прежняго и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне».

Где нет дорог, там проложу их. В церковной песне поется: «стопы моя направи по слову Твоему». Но мы направляем стопы свои не по словеси, а по кабакам, трактирам и ресторанам.

Поэтому Господь и говорит: «Вот, Я делаю новое и проложу дорогу в степи и реки в пустыне. И полевые звери, шакалы и страусы прославят Меня, потому что я в пустынях дал воду, реки – в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Под шакалами и страусами здесь надо разуметь язычников. Это слово будет судить Израиля. Поэтому Господь и говорит далее: «Этот народ, т. е. языческий народ, Я образовал для себя; он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко Мне, ты, Израиля, не трудился для Меня (т. е. не проповедывал). Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– В древнее время евреи, согласно завету, должны были приносить Богу в жертву волов и агницев. А царь Давид говорит в 50-м псалме: «жертвы Ты не восхотел, но всесожжению не благоволишь; жертва Богу – дух скорушенный».

Я не говорю, что не надо приносить жертв Богу. Сам Давид, который говорит, что всесожжение неугодно Богу и что жертва Богу – дух сокрушенный, приносил жертвы. Я говорю, что кроме вещественной жертвы, надо приносить Богу и духовную жертву, т. е. надо взять и нести крест страданий. И такой крест нес и Давид: его считали безумным и против него возстал даже сын его Авессалом. И через страдания из пастуха он сделался царем.

Далее говорит Господь: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну».

Т. е. Господь берет грехи с того, кто кается и говорит о Боге. А мы не касаемся и, как свиньи в грязи, валяемся в грехах.

Из этого же писания мы видим, что Господь сам изглаживает, т. е. уничтожает наши грехи через пророка Исасию, т. е. через его учение. Когда мы слушаемся слов пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то мы делаемся другими.

Далее говорит Господь: «Припомни Мне, станем судиться; говори ты, чтобы оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я священников лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание».

За что? За то, что они не вспоминали того, что было в древности, не разсуждали и не говорили о нем, не упражнялись в словах пророков и им нечем было оправдаться.

Кто не научился словам пророков, Христа и апостолов, у того нет духовнаго меча и он не может воевать за Христа. Таковой только носит имя и мундир христианскаго воина, но на самом деле он воюет не за Христа, а за пороки и преступления; и потому Господь допускает его до погибели, до самоубийства. Таковой погибает, подобно Иуде, от своей веревочки, от своего оружия.

Но если мы научимся словам пророков, Христа и апостолов, и проникнемся ими, то мы скажем: «Господь помог Аврааму и мне поможет. Господь помог Иакову и мне поможет».

Если же мы не читаем слов пророков, Христа и апостолов и не говорим о них, то мы не имеем веры и надежды и погибаем. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж».

После пения «Братец» говорит:

– «Весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет».

Т. е. как во дни Давида погибали нечестивые, так и в настоящее время они погибают. И как во дни Давида Господь не оставлял тех, которые вникали в слова пророков, так и в настоящее время он не оставляет тех, которые поучаются словам пророков, Христа и апостолов, и помогает им.

Сказав это, «Братец» стал читать еще следующую, 44-ю, главу: «А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, котораго Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебе и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней; не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, котораго Я избрал; ибо ЯЯ изолью воды на жаждущее и потоки на изсохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ива при потоках воды. Один скажет: «я – Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «Я – Господень», и прозовется именем Израиля».

Как тогда, так и теперь Господь всегда внушал и внушает свое учение. И тот, кто исповедует это учение, говорит о себе: «я Господень».

– А мы братцевы, – говорят слушатели, а «Братец» поправляет:

– Нет, не братцевы, а Господни. Братец не распинался за вас. Не во имя Братца вы крестились, а во имя Господа.

Далее читаем: «Так говорит Господь, царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я – первый, и Я – последний; и кроме меня нет Бога, ибо кто другой такой, как Я? Пусть он разскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее».

Но мы не говорим о наступающем и о будущем Божеском, мы говорим только о человеческом. Поэтому Христос и говорит тому, кто говорит только о человеческом: «отойди от Меня, сатана». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню о святом Венедикте, воспоминаемом 14 марта.

Сказав это, «Братец» стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, с 304-й страницы, следующее место:

«Некий клирик Аквинийской церкви (в Италии), мучимый бесом, отправился по святым местам, к мощам мучеников, но святые мученики ему, как недостойному, не подали исцеления. Тога он приведен был к угоднику Божию Венедикту.

– К Братцу, – говорят слушатели, а «Братец» поправляет:

– Нет, не к Братцу, а к Венедикту.

И вот, когда клирик был приведен к Венедикту, то Венедикт помолился о нем, и клирик тотчас же получил исцеление. Изгнав из клирика беса, святой дал ему такую заповедь: «мяса не ешь…».

– Не буду, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» продолжает речь Венедикта к клирику: «не дерзай вступать в священнический чин: ибо в тот день, когда ты решишься принять сан священства, ты снова будешь предан безпощадному мучительству бесов».

Исцелевший клирик, возвратившись домой, долго хранил эти две заповеди святого отца: он не ел мяса и не дерзал принимать сана священства. Но, спустя много лет, он дерзнул вступить в священнический сан.

Видя, как после умерших пресвитеров на их место вступали гораздо моложе его, он счет это за безчестие для себя и стал искать священническаго сана. И когда он был возведен во священника, то в тот же день, по Божию попущению, на него напал любый бес и, безпощадно терзая сего клирика, умертвил его. Так исполнилось пророческое слово святого Венедикта"»

Для чего это написано? Для того, чтобы мы могли получить лекарство от соблазнов.

Еще такой случай был со святым Венедиктом.

– Какой? – спрашивают слушатели, а «Братец» читает:

– «Однажды в стране Кампанийской (в южной Италии) случился голод и в обители святого осталось не более пяти хлебов, так что для множества братни сей обители не достало бы даже и на одну трапезу. Когда в монастыре все братия скорбели и недоумевали, откуда взять на время голода хлеба для пропитания, святой сказал им: «зачем вы, маловеры, из-за недостатка в хлебе так опечалены?».

Святой никогда не допускал себя до того, чтобы кланяться и просить себе хлеба у богатых людей. Он просил только у Бога. Он исцелял болезни и за исцеление ему приносили булочку, согласно Писанию: «трудящийся достоин пропитания и награды за труды свои, как говорит Христос. (Матф., 10, 10).

Так жить он учил и братию своей обители. И потому когда во время голода они пришли в уныние, то он сказал им: «разве вы не надеетесь на Бога, который не оставляет никого, кто верно служит Ему? И разве вы не помните евангельских слов нашего Спасителя: «ищите прежде всего Царства Божия, т. е. Евангелия, а все остальное приложится вам?». Итак, не унывайте. Сегодня у вас оскудение, а завтра вы будете иметь в изобилии все необходимое».

«И вот на утро пред вратами обители в мешках нашли 200 мер муки, и никто не мог сказать, откуда и кто их принес. Тогда все решили, что это Сам Господь, по молитвам преподобнаго отца их, невидимо послал им эту муку».

Из этого мы видим, что святой Венедикт был так проникнут верой в Бога и Его постоянную помощь, что ни на шаг не отступал от Него и потому никогда не впадал в уныние, а всегда укреплял себя и других укреплял верой в слова Евангелия.

Но мы не имеем крепкой веры в слово Божие и не ищем таких людей, которые бы говорили нам о Боге и укрепляли нашу веру. Мы только посещаем святыя места, а учения святых людей не исполняем, а потому и не исцеляемся от болезней и не избавляемся от нужды и печали.

А если мы послушаемся учения святого Венедикта и всех пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то и мы исцелимся и у нас не оскудеет в кружке масло и в кадке – мука.

– Спасибо!

На это беседе присутствовал протоиерей Покровский, из церкви Вознесения.