Беседа Братца Иоанна

 

.20-го марта 1911 года

 

Великий пост. 

 

В воскресенье, 20 марта, «Братец Иоанн» сказал:

– Сегодняшнее Евангелие читается из Евангелия Марка, глава 9-я: «Один из народа сказал: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимаго духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет, и бросается часто в огонь и в воду; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, но они не могли».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– Тогда сказал ему Христос и доныне говорит: «о род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне?».

Спаситель говорил и доныне говорит: «о, род неверный! когда вы научитесь делать сыновей говорящими о Христе? о, род неверный! когда же вы научитесь делать сыновей слышащими о слове Христа? о, род неверный! когда же вы научите их молиться и поститься? только тогда, когда вы научите их слушать слово о Христе и говорить о слове Христа. Научите их молиться и поститься, только тогда они не будут бросаться в огонь, только тога они не будут бросаться и в воду. Т. е. только тогда прекратятся самоубийства. Но как было в древнее время так и в настоящее время мы не научаем своих сыновей и дочерей верить в слово Христа. Не научаем их говорить о слове Христовом; и жить согласно Ему; и они верят в слово человеческое, в науку разврата; говорят о ней и принимают ее, и потому будучи неутешны, ищут смерти: и кидаются в огонь и в воду.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И привели его к Иисусу. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену».

Всех истеричных мы также называем бесноватыми, хотя, собственно говоря, это в них только дух немощи. Таковые заплачут и им сделается легче. Но есть еще другие бесноватые, которые подобны Иуде. Иуда не плакал, но от тоски удавился; так и эти не плачут и от тоски покушаются на самоубийство. В таковых находится сам сатана. Таковые говорят об истеричных: «это плачут только люди простые, необразованные, суеверные, а образованные не плачут». Да, образованные, действительно не плачут, но многие из них покушаются на самоубийство. А простые проплачут и им делается легко. И пророк Давид говорит: «даждь мне плач о грехах моих».

Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви проповедывали слово Божие и учили плакать о грехах. Но мы не принимаем слова Божия и потому не плачем. А когда услышим слово Божие и оно коснется нас, то мы будем плакать о своих грехах и нам сделается легко. Если ты плачешь о грехах, то ты соглашаешься не делать ничего дурного.

Далее читаем: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним?».

Неужели Христос, Творец мира, не знал этого? Нет. Он знал, но этим вопросом дал понять, чтобы мы научились спрашивать, а не угадывать и не выдавать себя за пророка. Иисус этим обнаруживал себя простым человеком.

И сказал ему отец бесноватаго: «с детства многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

– Сжалься! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Когда мы читаем это слово, то оно заставляет нас просить, подобно этому отцу: «сжалься над нами».

– Сжалься! – повторяют слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Иисус сказал: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию».

– Верую, помоги моему неверию, – говорят и слушатели и поют «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Тогда Иисус сказал и доныне через Евангелие говорит нам: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

– Верую, помоги моему неверию, – опять говорят слушатели.

Теперь мы не можем видеть Христа так, как видели его апостолы, но мы можем слышать Его слово через Евангелие. Евангелие для того и написано, чтобы через него говорил нам Христос и тем умножал в нас веру.

– Помоги Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Тогда отец отрока просил Иисуса умножить в нем веру, но и теперь умножается в нас вера через слова пророков, Христа, апостолов и отцов церкви. Но мы, будучи глухими и немыми, не верим в слово Божие и не принимаем его.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще: – Если же мы обратимся ко Христу, то мы будем понимать слово Божие и научимся веровать.

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Я не отвергаю фактическую сторону этого евангельскаго бытия. Тогда были такие больные и в настоящее время таковые есть Но мы признаем бесноватыми только тех, которые кричат и о которых говорят, что они одержимы падучими болезнями. А тех, которые не кричат и которые не верят в слово Божие, мы не называем бесноватыми. Тогда как они-то и есть настоящие бесноватые.

В это время раздается резкий крик какой-то женщины, а «Братец» спокойно продолжает пояснять:

– Тогда Христос исцелял больных и в настоящее время Он своим словом, как рукою, подымает нас от всякаго падения, как и в акафисте мы читаем: «Господи, подаждь руку мне, утопающему в житейских волнах».

Далее читаем: «И когда Иисус вошел в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Если мы  научимся молиться и поститься, то мы научим и своих сыновей и дочерей молиться и поститься и быть воздержными и они не будут кидаться в огонь и воду, и тогда прекратятся самоубийства. Но мы не научились молиться и поститься и потому нас пресыщенных и мучит бес и мы кидаемся – в огонь и в воду. Покайся!

– Грешны!

И все поют «Отверзни уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам Евангелие.

– Спасибо!

Господь тогда целил и до настоящаго времени целит. Для того болезни, нужда и несчастия, чтобы привлекать нас ко Христу. И если мы обращаемся к Нему, то Он и теперь исцеляет нас, как исцелял и тогда.

– И ты исцелил и вытащил меня из нужды, – кричит кто-то, а «Братец» говорит:

– Я ничто иное, как петух, который напомнил Петру слова Христа. С этой птицей еще можно сравнить меня; но если я буду приравнивать себя ко Христу, то я буду погрешать.

Как Моисею, извлекшему воду из скалы ударом жезла Бог сказал: «за то, что ты прославил себя, а не Меня, не войдешь в землю обетованную», так и мы не войдем в царство Божие, если будем прославлять себя. Поэтому мы не должны приравнивать себя ни к пророкам, ни ко Христу, ни к апостолам.

– Твои дела апостольския, – опять кричит тот же.

– Перестаньте, так неудобно, – говорит «Братец».

– Благослови меня, дорогой Братец, сказать слово, – говорит тот же.

– Так нельзя прерывать меня, – говорит «Братец», – нехорошо мне оставить слово Божие и начать говорить с тобою.

– Его надо вывести, – говорят некоторые.

– Нет, не троньте, оставьте его, – говорит «Братец», – только бы он не мешал вам слушать слово Божие.

 И все поют: «Отверзи уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам.

– Спасибо!

– Напомнил Евангелие о бесноватом сыне, к которому коснулось слово Христово и исцелило его. Христос всегда целил и в настоящее время целит нас, а я только, как петух, напоминаю вам Его слова. Мы можем приравнивать себя к животным и птицам. А животныя и птицы бывают полезныя и вредныя. Петух – полезная птица. Евангельский петух был полезен тем, что напоминал слова Христа. Неученый петух, научил Петра ученаго.

– Спасибо!

– Еще напомню вам послание апостола Павла к коринфянам.

– К нам.

– В 10-й главе перваго послания к коринфянам мы читаем: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, т. е. хочу напомнить вам, что отцы наши были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующаго камня; камень же был Христос».

Апостол Павел говорит здесь о духовной пище и духовном питье. А иные понимают эти слова буквально и думают, что здесь идет речь о пище вещественной. Так и диавол думал, когда говорил Христу: «если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Но Христос сказал ему: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Духовная пища, т. е. слово Божие важнее пищи вещественной. Поэтому, если мы будем жить и работать только для вещественной пищи, то мы будем работать для дыряваго кошелька. Но если будем питаться духовной пищей, то у нас не оскудеет и вещественная.

Далее читаем: «Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать четыре тысячи».

Все эти образы для того записаны, чтобы мы поучались и сравнивали свою жизнь с древнею жизнью. И если мы будем сравнивать ту и другую, то мы увидим, что как тогда поражались люди, так и теперь поражаются противники Господни, как осенния мухи.

Все это написано нам в наставление, чтобы нам не быть пораженными за непокорность, как были поражены противники Моисея.

Разве для того Бог посылал манну и воду из скалы, чтобы устаивать игры и пляски? Конечно, не для того. Поэтому как тогда погибло 24 тысячи за разврат и пляску, так и теперь сколько таковых погибает! Иной проиграется, а потом и говорит: «пойду, утоплюсь». Где игры, пирушки-гульбушки, пьянство и разврат, там всегда бросались и бросаются в огонь и в воду. А где молятся и постятся, там ничего этого не бывает, там нет ни самоубийств, ни убийств.

Для чего это написано? Для того, чтобы напомнить нам древнее. Поэтому апостол Павел и пишет: «не хочу оставить вас в неведении, т. е. хочу напомнить вам то, что было при Моисее.

А я хочу напомнить вам то, что было при апостоле Павле, то, что он говорил и писал. Я поступаю так, как поступил петух, напомнив Петру слова Христа, или как поступила ослица пророка Валаама, которая говорила не свое, а внушенное ей Богом. Но если бы даже сам ангел говорил нам не то, что Божие, то мы не должны слушаться его.

– Не будем слушаться, – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» читает:

– «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя».

Мы часто ропщем, говоря: «тот богат, а я беден, тот здоров, а я больной», а не хотим подумать, почему мы бедны и больны. Не потому ли, что мы заслужили этого? Не потому ли, что Господь наказывает нас за наши пороки и преступления? А мы хотим, чтобы господь и нам дал богатство и здоровье. Да разве можно разделять здоровье?

Но если ты послушаешь слова Божия и проникнешься им, то оно укрепит твою веру, и ты будешь здоров и не будешь иметь нужды.

Все люди знают, что от больных переходят болезни на других, но не все знают, что и от здоровых переходит здоровье на других, как и от святых людей и священных предметов происходят исцеления, если только люди относятся к ним с верою.

А если нет в тебе веры, то твое лобзание святых людей и священных предметов подобно лобзанию Иуды. Даже доктора – и те говорят, что без веры в лекарства, то в слово Божие легко верить.

Далее читаем: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Для злых всегда был и будет конец, а для верующих во Христа царству Его не будет конца.

Далее читаем: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения».

Где молятся и постятся, там нет идолослужения, а где пляски и игры, там идолу служат.

И все запели: «Твоя песнопевцы, Богородице».

После пения «Братец» читает далее:

– «Я говорю вам как разсудительным; сами разсудите о том, что говорю».

Т. е. я говорю вам не как глупеньким, а как разумным. Вы можете отличать зло от добра.

Далее читаем: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?».

Тогда было преломление хлеба во исцеление души и тела, а мяса не ели. Но теперь люди привыкли есть мясо и пить вино, и потому хотя они и причащаются, но им нет исцелений и они в суд себе принимают, подобно Иуде.

– Прости!

И все поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

Далее читаем: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

– Когда апостолы преломляли хлеб, то говорили: «так Христос преломлял свое тело, когда страдал, так и мы будем страдать».

Далее читаем: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу, но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

– Помолись, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».

Нельзя и Богу молиться и для беса веселиться. Нельзя пить чашу Господню и чашу бесовскую.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «Неужели мы решимся раздражать Господа?». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Мы причащаемся чаши бесовской и потому чокаемся бокальчиками, а потом чокаемся и головами друг о друга, производим драку и убийства и жалуемся на свою судьбу. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» говорит:

– А если мы не будем делать этого, то получим исцеление от пороков и болезней и будем иметь успех в своих делах.

И все поют: «Седяй в славе на престоле Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню…

– Напомни.

– Книгу Моисея Числ, главу 20-ю и 21-ю «И пришли сыны Израилевы, и все общество остановилось в Кадесе, и не было у них воды для общества, и возроптал народ на Моисея и Аарона и сказал: «о, если бы мы умерли тогда, когда были в Египте».

И до сего дня, когда люди не имеют духовной пищи и духовнаго пития, то также поднимают ропот и также просят себе смети.

И сказали израильтяне Моисею и Аарону: «Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вы вывели нас на это негодное место, где нельзя сеять, где нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?».

Так и мы частенько жалуемся: нет у нас хлеба, нет чаю, нет родственников, которые помогли бы нам, и тогда мы бываем злые, презлые, и обвиняем Бога и родственников, а себя оправдываем. Почему? Потому, что изсякла в нас вера в слово Божие.

Далее читаем: «И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явились им слава Господня. И сказал господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь воду из скалы и напоишь общество и скот. И взял Моисей жезл от лица Господа. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую я даю ему».

Моисей прославил не Господа, а себя, и за это Господь сказал: «не взойдешь в землю, которую даю народу твоему. Ты прославил не Меня, а себя».

Для чего это написано? Для того, чтобы и мы не дерзали много о себе думать и говорить.

Далее читаем: «И эта вода будем называться водою Меривы, потому что у этой воды вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою. И послал Моисей из Кадеса послов к царю Едомскому сказать: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которыя настигли нас; отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали египтяне с нами и отцами нашими; и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш и послал Ангела и вывел нас из Египта; и вот мы в Кадесе, городе у самаго предела твоего».

Израильтяне сначала разсказали царю Едомскому те чудеса, которыя сотворил им Господь, а потом говорят ему: «позволь нам пройти землею твоею; мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо, ни налево, доколе не перейдем пределов твоих. Но Едом сказал им: не проходи чрез меня, иначе я с мечем выступлю против тебя».

Такой сердитый был царь! он говорил израильтянам: «что вы разсказываете мне о чудесах? я в это не верю».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И сказали царю Едомскому сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ни чего не стоит. Но он сказал: не проходи чрез меня. И выступил против меня Едом с многочисленным народом и с сильною рукою. Итак не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и Израиль пошел в сторону от него. И отправились сыны Израилевы из Кадесы, и перешло все общество к горе Ор».

Чрез несколько времени царство Едомское рухнуло. И ныне таковые сердитые гибнут.

Далее читаем в 21-й главе: «Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с израильтянами и несколько из них взял в плен. И дал Израиль обет Господу и сказал: если предашь народ сей с руки мои, то положу заклятие на них и на города их. Господь услышал голос Израиля и предал хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: Хорма, т. е. заклятие. От горы Ор отправились они путем Чермнаго моря, чтобы миновать землю Едома. И опять стал малодушествовать народ и роптать против Бога и Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».

Народу израильскому опротивела манна, а раньше он так хвалил ее. Теперь он стал роптать из-за хлеба, а раньше роптал из-за воды.

Далее читаем: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе меднаго змея и выставь его на знамя и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей меднаго змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив.

Но многие не соглашались смотреть на змея. Они говорили: «если бы, как в Египте, нам было велено помазать двери кровью, то мы согласились бы сделать это, а на этого, сделаннаго из меди, змея мы не хотим смотреть. Это новшество».

А, между тем, этот медный змей был прообразом Христа, распятаго на кресте. И как тогда кто смотрел на меднаго змея, тот исцелялся, так и потом кто смотрел и смотрит на крест Христа и, подражая Христу, старается нести свой крест, тот исцелялся и доныне исцеляется от болезней и избавляется от нужды и несчастий.

И как тогда медный змей разделил еврейский народ на одних, которые не хотели смотреть на него, и на других, верующих, которые смотрели на него, так и потом крест Христа разделил и теперь делит людей на одних, которые не верят в него и которые болеют и страдают от нужды, несчастий, бунтов и революций, и на других, которые верят в крест Христа и сами несут каждый свой крест и избавляются от болезней, нужды и несчастий.

Но если мы только прикладываемся к кресту Христа, а к учению Его не прикладываемся, то мы не исцеляемся от болезней и не избавляемся от нужды и печали. Если кто прикладывается к лику Спасителя, а к учению Его не прикладывается, то таковой соглашается на все дурное. А кто не только прикладывается к лику Спасителя, но и к Его учению, то оно пробуждает в нем веру, а вера исцеляет его от пороков и болезней и избавляет от нужды и несчастий.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Блажен муж».

После пения «Братец» говорит:

– Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет, – говорит Давид. Эти слова Давида мы поем для того, чтобы и мы вспоминали путь праведных и погибель нечестивых и избавлялись от всяких неприятностей.

– Спасибо!

– Вот напомнил я вам Евангелие, послание апостола Павла и книгу Моисея, в которой говорится, что за ропот многие израильтяне погибли. Это написано для того, чтобы и нам избавиться от ропота, болезней и несчастий.

– Дай, Господи! – говорят слушатели.

– Напомню еще…

– Напомни.

– Житие святого Анина, безмезднаго врача людей и животных, воспоминаемаго 18-го марта.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго, за март, начиная с 370-й страницы, следующее место:

«Святой Анин был безмездным врачем не только для людей, но и для животных, потому что Бог дал ему власть и силу исцелять всякий недуг и всякую болезнь в людях. Слава о святом распространилась по всей стране той. К нему приводили многих недужных, и всех он исцелял по благодати Божией. Вследствие этого святой уже не уходил в пустыню, но пребывал постоянно в своей келлии ради  приходящих к нему людей; для того Бог и даровал его той стране, чтобы приходящие к нему, как бы к некоему источнику исцелений, не отходили не утешенными, но чтобы каждый получил от него врачество, соответственно своей болезни: один получал у него исцеление своим телесным недугам, другой врачевал свои душевныя болезни, слушая его наставления и поучения».

Значит, святой Анин врачевал и душу и тело; а кто может врачевать душу, тот может врачевать и тело. Но кто не может успокоить душу, как же он может исцелить тело? Больному телом надо исцелить сначала сердце.

– Исцели, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «В виду того, что место, где жил святой, было безводным, а потребность в воде была большая, вследствие большаго количества людей, приходящих к святому, святой ископал небольшой колодезь, в который собиралась дождевая вода. Один раз к святому пришли несколько человек и попросили дать им воды. Святой велел одному из своих учеников почерпнуть воды из колодезя. Но ученик сказал ему, что вода уже вся истощилась в колодезе, так что не осталось ее там ни одной капли. Тогда преподобный сказал ему: «я надеюсь на дивную силу Божию. Иди, и ты найдешь воду, которою утолится жажда пришедших».

Мы видим из этого, что святой верил в силу Божию, и Бог дал ему воды, как и Моисею из скалы.

Далее читаем: «Ученик отправился и, к удивлению своему, нашел колодезь наполненным водою до верха. Прославив Бога, он почерпнул воды в колодезе и, принеся ее к своему учителю, разсказал ему о совершенном силою Божиею чуде. Тогда братия воскликнули: «благодарение Господу, давшему нам воду по заслугам святого отца нашего». Но святой, наблюдая всегда смиренномудрие, сказал братии: «простите меня, братия! Я человек грешный! Вода сия дарована вам Богом не ради меня, но по причине великой вашей жажды».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Для чего святой сказал это? Для того, чтобы нас научить не думать и не говорить о своей святости. А если мы будем величаться ею, то Господь отнимет у нас все, и мы сделаемся хуже, чем раньше были.

И если святой Анин сказал: «я человек грешный и вода сия дарована не ради меня, но по причине великой жажды народа», то и я скажу: и то, что Господь посылает вам, бывает не ради меня, а ради вашей веры и духовной жажды. Что делали пророки, то делали и апостолы, а что делали апостолы, то делали и отцы церкви, то можем и мы делать по вере в их слова.

Для чего все это написано? Для того, чтобы и мы научились у них веровать. Но теперь в нас нет веры и потому Господь говорит и нам: «о, род неверный, лукавый и развращенный». Наука мира сего убивает веру в слова Христа.

– Прости.

– Но когда в нас родится вера в слово Божие, тогда мы исцелимся от пороков и болезней и избавимся от нужды и печали и не будем бросаться в огонь и воду, и будет между нами великая тишина.

– Спасибо!

После этой беседы слушателям раздавался у дверей миссионерский листок под заглавием «Моим слушателям».