Беседа Братца Иоанна

 

27-го марта 1911 года

 

 5-я неделя. 

 

В воскресенье, 27-го марта, «Братец Иоанн» сказал:

– Сегодняшнее Евангелие читается из 7-ой главы Евангелия Луки: «Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он вошел в дом фарисея».

И до сего дня Христос не отказывается от тех, кто просит Его к себе.

Если и мы будем просить Христа, то Он взойдет и к нам.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Спаситель не отказал фарисею, – говорит «Братец», – тем более не откажет Он и нам.

Далее читаем: «И вот, женщина города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром: и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

По убеждению фарисеев Христос должен приходить только к хорошим. И потому, когда фарисей увидел, что Христос позволил этой женщине подойти к Нему, то подумал: это – городская женщина и всем она известна; мы ее и на глаза бы не пустили, а Он допускает к себе такую грешницу. Значит, Он не пророк.

Далее читаем: «Обратившись к фарисею, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель».

– Скажи, – говорят слушатели, а «Братец» читает дальше:

– «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят: но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты разсудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал; а она, с тех пор как я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. А потому сказываю тебе прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Евангелие учит нас, чтобы мы больше любили Бога и Его слова. Но теперь иные говорят: «я люблю Бога», но слова Его не принимают. Значит, они лицемерно любят Его. Кто что любит, тот о том и говорит. Кто любит торговлю, тот о наживе говорит. Кто любит отца и мать, тот о них и говорит. Кто любит детей своих, тот о них и говорит и язык до-детски ломает. Кто любит вино, тот о чем бы ни говорил, всегда закончит сороковочкой. Кто любит Христа, тот всегда о Нем и говорит.

– Спасибо! – говорят слушатели, и «Братец» читает дальше:

– «Ей же сказал Иисус: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Эта женщина была здорова телом, но больна душой.

– Больна, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Она слышала и видела, что Христос исцеляет больных; хромые ходят, слепые видят, прокаженные очищаются и душевнобольные делаются жизнерадостными, поэтому она и сказала себе: «пойду и я к Нем, Он и меня исцелит».

– Исцелит, – говорят  слушатели.

– И Христос, увидев ее плачущую, сказа ей: вера твоя спасла тебя. Иди с миром.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что женщина принесла Спасителю миро и помазала Ему ноги, но фарисеи приносили Ему уксус и желчь.

– Прости, дорогой Братец!

– Так если и мы скажем: «куплю маслица для лампадочки Господу», а сами остаемся с уксусом и желчью на брата своего, то Господь не простит нам грехи и мы остаемся больные душою и телом. Поэтому мы должны быть с масляным сердцем, с масляными глазами, с масляными словами. И когда увидят тебя таковым добрым, то скажут про тебя: «Вот какой елейный человек!» и пожалеют тебя.

Так и Христос, когда увидел плачущую и скорбящую духом женщину, то пожалел и простил ее. Также и нас Он пожалеет и простит нам наши грехи, если увидит нас скорбящих духом и плачущих.

Сами по себе мы не можем избавиться от грехов, пороков и преступлений.

– Не можем, – говорят слушатели.

– Все знают, – говорит «Братец», – что нехорошо грешить, но грешат. Человек не хочет грешить, но грешит. Но если он будет просить Господа и друзей своих о прощении грехов, то Господь простит тебе, как той женщине.

Но мы не плачем о своих грехах и преступлениях, а если и плачем, то только тогда, когда нас обижают, и тогда мы плачем во гневе от зла, но о грехах мы еще никогда не плакали.

Но если мы научимся плакать о грехах своих, то Господь простит и скажет нам: «вера твоя спасла тебя, иди с миром в дом свой». Кто верит, того вера перераживает. Но мы еще никогда не плакали о грехах своих и потому не переродились. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомню вам…

– Спасибо!

– Евангелие и еще напомню слова апостола Павла к Галатам.

– К нам, – говорят слушатели, а «Братец» читает из первой главы послания к Галатам: «Удивляюсь, что вы от призвавшаго вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию».

Апостол Павел не укорял их, но с любовью укреплял в них веру.

Далее читаем: «есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».

Все пророки учили против преступлений, но находились и находятся и такие люди, которые только смущают других, говоря: «один Бог без греха, а мы люди грешные, нам все можно делать, нам Бог простит». Этим-то они и смущают. Смотришь – не простил Господь и наказал болезнями и несчастиями.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «Но если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».

Т. е. если бы кто говорил не то, чему учит Христос, то мы не должны слушать его, хотя бы он был и ангел. Но если бы даже ослица проговорила человеческим голосом нам, как Валааму: «иди, не проклинай Израиля», то можно послушать ее.

Далее читаем: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».

Но мы отказались от работы Божией.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Работа Божия – это уговаривать братьев от пьянства, распутства и всех пороков и преступлений. Это самая высшая работа.

Далее говорит апостол: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа».

Если бы апостол Павел научился от человеков, то человеческое и проповедывал бы, но он научился от Христа, поэтому Христово учение и проповедывал.

Апостолу Павлу Христос открылся не телесно, а духовно. И теперь Христос открывается многим духовно чрез Писание. Если ты будешь вникать в Писание, то у тебя будут глаза и спереди и сзади, как у того животнаго, о котором говорит Иоанн Богослов. Когда ты будешь читать писание пророков, апостолов и отцов церкви, то у тебя будут глаза сзади и спереди, т. е. ты будешь видеть и то наказание, которое было прежде и то, которое ожидает тебя впереди за непослушание; а также будешь видеть и то блаженство, которое люди получали прежде, и то, которое ожидает тебя впереди за послушание.

Далее апостол говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал церковь Божию и опустошал ее».

Вы то не опустошали церковь.

– Нет, опустошали своим развратом, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– Апостол Павел говорит: «я был неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».

Этими словами апостол намекает на то, что он одобрял убиение Стефана и гнал других христиан, пока был еще неумеренным ревнителем иудейских обрядов.

– Это я такой был, это я такая была, – говорят слушатели.

– И у нас, – говорит «Братец», – есть неумеренные ревнители, которые говорят слово Божие с укоризной. Мы часто елей Богу приносим, а брату своему наливаем в сердце желчь. А если ты поговоришь с братом своим с любовью, то он послушает тебя и избавится от преступлений и тебе покроется множество грехов, как говорит апостол Иаков. Но мы не привыкли уговаривать, а привыкли совращать. Поэтому и нам никто не прощает: ни Бог, ни люди, и мы страдаем болезнями и нуждою. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Когда же Бог избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», т. е. апостол Павел не стал советоваться с своими родными. Если бы он пошел советоваться с своими братьями, то они сказали бы ему: «вот еще вздумал проповедывать о Христе!». И этими словами они разбили бы его мысли, и он навсегда остался бы гонителем христиан.

Далее говорит апостол Павел: «церквам Христовым в Иудее я лично не был известен, и только слышали оне, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял».

Апостол Павел прежде был гонителем христиан, а потом и сам стал проповедывать Христа; и потому, когда Христовы церкви узнали по одному слуху, что он был гонитель, а стал ревнитель, то оне прославили чрез него Бога.

Так и нам нельзя ли сделаться полезными людьми для человечества и прославлять Бога?

И все поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам.

– Напомни.

– Третью книгу Ездры, глава первая: «И было слово Господа ко мне: иди и возвести народу Моему злыя дела их и сыновьям их – беззакония, которыя они совершили против Меня, чтобы они возвестили сынам сынов своих»

Т. е. Бог повелел пророку Ездре напомнить евреям то, что они сделали.

И по сие время Господь напоминает нам чрез Писание для того, чтобы мы знали, что делалось прежде и что делается ныне.

Далее читаем: «Ибо грехи родителей их возросли в них; забывши Меня, они приносили жертвы богам чужим».

А раз бог чужой, то и закон – чужой. Если бы люди кланялись идолу, а Богу работали, то беды еще немного было бы. А то, наоборот, Богу мы кланяемся, а дьяволу работаем. Если ты ходишь в церковь и молишься и кланяешься Богу и в то же время пьянствуешь, то кому ты работаешь? – Идолу Бахусу, богу пьянства. Если при этом еще и распутничаешь, то кому работаешь? – Идолу Венере – богу развратной любви.

Далее читаем: «Не Я ли вывел их из земли Египетской – из дома рабства? а они прогневали Меня и советы Мои презрели. Ты остриги волоса головы твоей, и брось на них все злое, ибо они не слушались закона Моего – народ необузданный!».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Пророки и назареи не стригли волос, а израильтяне были – бритые беззаконники, и потому они укоряли Ездру. Тогда Господь сказал Ездре: «так ты остриги волосы и брось им во свидетельство, а Я накажу их за это».

Далее читаем: «Доколе Я буду терпеть их, которым сделал столько благодеяний? Ради них Я многих царей низложил; поразил Фараона с рабами его и со всем войском его», т. е. утопил фараоново войско. Ты же так скажи им.

– Нам, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Всех язычников от лица их погубил».

Т. е. всех врагов их истребил, а их оставил в живых.

Так и ныне сколько народу погибает! И сколько самоубийств! А нас Господь помиловал и оставил в живых.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Я перевел вас чрез море и по дну его проложил вам огражденную улицу, дал вам вождя Моисея и Аарона священника, а вы Меня забыли, говорит Господь.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

Иные говорят: «это тогда был Моисей, тогда проложил дорогу, а нам некогда об этом разсуждать, нам нужно высчитывать барыши».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос же говорит: «ищите прежде всего царства Божия и правды его, а все остальное приложится вам».

Далее читаем: «Я дал вам свет в столпе огненном, и многия чудеса сотворил среди вас; а вы Меня забыли, говорит Господь. Так говорит Господь Вседержитель; перепела были вам в знамение. Я дал вам станы для защиты, но вы и там роптали и не радовались во имя Мое о погибели врагов ваших, но даже доныне еще ропщете.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Где те благодеяния, которыя Я сделал вам? Не в пустыне ли, когда вы взалкавши вопияли ко Мне, говоря: зачем ты привел нас в эту пустыню? уморить нас? лучше нам было служить египтянам, нежели умереть в этой пустыне. Я сжалился на стенания ваши – и дал вам манну к пищу: вы ели хлеб ангельский».

В древнее время евреи ели манну, которую пророк Ездра и называет хлебом ангельским; но в настоящее время хлебом ангельским служит нам слово Божие. Этот самый хлеб вкушала и та Мария, о которой Христос сказал: «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нея», а Марфе, которая больше заботилась о земном хлебе, Христос сказал: «Марфа, Марфа! ты заботишься и суетишься о многом». Земной хлеб проходит вон, а духовный пребывает вечно. И Христос однажды сказал: «Я есмь хлеб», т. е. хлеб духовный. И многие из Его учеников соблазнились этим словом и отошли от Него, подумав, что Он называет себя хлебом земным.

Но кто питается духовным хлебом, тот получает и хлеб вещественный. Если сапожник называет свое ремесло хлебом, потому что оно доставляет ему хлеб, то как же слово Божие не хлеб? Кто верит в слово Божие, тот имеет и хлеб, а кто в слове Божием не нуждается, у того и хлеба нет.

– Прости!

– Далее читаем: «Когда вы жаждали, не разсек ли Я камень и потекли воды досытости? от зноя покрывал вас листьями древесными. Разделил вам земли тучныя; хананеев, ферезеев и филистимлян изгнал от лица вашего. Почему же вы забыли Меня? Потому что вы потеряли веру в слово Божие.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Так говорит Господь Вседержитель: когда вы были в пустыне, на реке Меры, и жаждущие хулили Меня, не огонь послал Я на вас за богохульства, но вложил дерево в воду и реку сделал сладкою».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Говорит Господь: что сделаю тебе, Иаков? Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои».

Это говорил Господь тем, которые знали слово Божие, а потом забыли его. После этого Он обращается к язычникам и образует из язычников христианское царство».

Далее читаем: «Говорит Господь: так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас».

– Не оставь, – говорят слушатели, а «Братец» продолжал прерванную речь Бога:

– «Просящих у меня милости не помилую».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Когда будете призывать Меня, Я не услышу вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение человекоубийства. Вы как бы не Меня оставили, а вас самих, говорит Господь.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Так говорит Господь Вседержитель: не Я ли умолял вас, как отец – сыновей и как мать – дочерей и как кормилица – питомцев своих, чтобы вы были Мне народом и Я вам Богом, чтобы вы были Мне сынами и Я вам Отцем? Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои, т. е. защитил от коршунов, от всякой хищной птицы. Что ныне сделаю вам? Отвергну вас от лица Моего. Когда принесете Мне приношение, отвергну лицо Мое от вас, ибо ваши дни праздничные и новомесячия и обрезания Я отринул».

Почему? Потому что во время своих праздников вы служите не Богу, а дьяволу, т. е. богу Бахусу, богу пьяному и богине Венере, богине разврата. Обрезание раньше приносило вам пользу, а потом, когда под знаменем обрезания вы стали совершать человекоубийство и такое, что стыдно и говорить, то оно стало ничто.

Далее читаем: «Господь говорит: Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватили их, умертвили – и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь».

А мы хотя и не умерщвляли пророков, но и мы отвергали и отвергаем их. Раз ты слова пророков отвергаешь, то ты и пророков отвергаешь.

Если ты смеешься над словами Христа, то ты смеешься над самим Христом.

Далее читаем: «Так говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст. Развею вас, как ветер мякину».

И мы теперь видим исполнение этого грознаго пророчества: евреи раскинуты по всему миру, как мякина. Домы они строят, а сами в них жить не могут.

Далее говорит Господь: «И сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною. Предам домы ваши людям грядущим, которые, не слышавши Меня, уверуют, которые, хотя Я не наказывал их знамений, исполнять то, что Я заповедывал, не видевши пророков, воспомянут о своих беззакониях. Завещеваю благодать людям грядущим, дети которых, не видевши Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют с весельем».

Т. е. Господь как бы так говорит: «Я вам открывал Свою истину, но она вам ненужна; поэтому придут другие и возьмут ее, а вы будете только поглядывать».

«Итак, говорит Господь, смотри теперь, брат, какая слава, – смотри на людей, грядущих с востока, которым Я дам в вожди Авраама, Исаака и Иакова, и Осию и Амоса, и Михея и Иоиля, и Авдия и Иону, и Наума и Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию и Малахию, который наречен и ангелом Господним».

Вот они и будут их вести.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Да как же Авраам, Исаак, Иаков и другие будут вождями? Ведь они умерли. А так, что те язычники, которые будут читать Писание, где записаны слова и жизнь Авраама, Исаака, Иакова и других, те будут иметь их своими вождями, руководителями. И чем больше они будут читать Писание, и вникать в него, тем выше и выше они будут, а евреи, которые отвергли пророков, Христа и апостолов и не признали их своими вождями, руководителями. И чем больше они будут читать Писание, и вникать в него, тем выше и выше они будут, а евреи, которые отвергли пророков, Христа и апостолов и не признали их своими вождями, все ниже и ниже будут.

Где же теперь Авраам, Исаак, Иаков, пророки, Христос и апостолы? В нас, если только мы вникаем в их слова и имеем их своими вождями.

Но мы часто ищем себе других вождей – учителей разврата и пьянства и потому не имеем ни в чем успеха и точно так же, как и евреи, страдаем и погибаем. Покайся!

– Грешны!

– Но если мы будем читать Писание и проникаться словами Авраама, Исаака, Иакова, пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то они будут нашими вождями, как говорит Ездра.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Блажен муж».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомню вам…

– Спасибо!

– Книгу пророка Ездры, которому Господь сказал, что даст нам в вожди Авраама, Исаака, Иакова и других, если мы будем проникаться их словами.

И Христос в притче о богатом и Лазаре говорит, что у нас есть пророки, которых мы должны слушать это их Писание. А если бы кто и из мертвых воскрес, все равно не поверят, как говорит Христос.

Писание для того и написано, чтобы нам было на что указать. Если бы оно не было написано, то не на что было бы указать. Из Писания мы видим теперь, что древнее еврейское царство за свое неверие рухнуло, а на его место из язычников устроилось христианское царство.

Таким образом, одно умерло, а другое воскресло.

Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой Братец!

– Житие святого Василия Новаго, празднуемаго 26-го марта.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству, четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, начиная с 520-й страницы, следующее место:

«Один виноторговец пришел к святому Василию и просил его прийти к нему и помолиться о том, чтобы побольше продать вина и побольше напоить людей. Когда святой пришел к нему, виноторговец созвал к обеду множество нищих».

Значит, виноторговец прикрывался нищими.

«После обеда виноторговец ввел святого в корчемницу, чтобы он благословил сосуды с вином. Но святой благословил только то виноградное вино, которое было приготовлено для совершения святого причащения во исцеление души и тела, а о бочке, в которой было пятнадцать ведер алкогольнаго вина, он сказал: «Эту бочку надо разбить».

– Разбей, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Тогда виноторговец сказал святому: «лучше разбей голову мою, но не эту бочку; если ты разобьешь эту бочку, то я сделаюсь нищим».

– Богатым, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Но святой, взяв находившееся тут же полено, стал разбивать бочку. Когда она распалась, вино в большом количестве полилось на пол. Видя это, виноторговец сказал себе: «вот на беду призвал я его» и сильно опечалился, а стоявшие с ним начали негодовать на святого и про себя думали, говоря: «ишь ты какой – пришел разбивать». Преподобный, предвидя духом их помышления и хулы, взял трость, находившуюся там, вложил ее в разбитый сосуд, на дне котораго оставалось немного вина и извлек оттуда упившуюся вином мертвую двухаршинную змею и сказал: «зачем вы хулите меня в сердцах ваших дети? Как будто я совершил дурное дело. Ныне вы видите эту змею. Сколько народу могло бы отравиться ядом змеи и в какую беду попал бы тогда хозяин!» покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Сказав это, святой бросил змею на землю; виноторговец же припал к ногам блаженнаго и сказал: «прости, отче, я согрешил пред тобою».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– А раньше он гневался на святого. Вино давно было и всегда оно причиняло людям зло. От вина упился Ной. Из-за винограда евреи пошли воевать. Когда Иисус Навин послал в Палестину соглядатаев и они принесли оттуда громадную виноградную ветвь, то евреи от радости сказали: «о, это доходная земля!» и пошли воевать.

Слышится смех, а «Братец» говорит:

– Если и благословил Христос вино в Канне Галилейской и на тайной вечере, то только для исцеления души и тела, а не для пьянства. А алкогольное вино – это настоящая зеленая змея, которая смертельно жалит в пяту, и народ умирает на улицах.

Иной так привык к вину, что говорит: «лучше умереть, нежели разстаться с вином». Таковой сам сделался винной бочкой. В таком человеке живет зеленая змея, которая и умерщвляет его. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Седяй в славе на престол Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой Братец!

– Напомню еще один случай из жизни святого Василия Новаго. Однажды ученик его Григорий, остановившись на ночь в одной гостинице, нашел пояс, ценою в две златницы, который потеряла дочь хозяина гостиницы. Когда же хозяин и его домашние стали искать пояс и спрашивать о нем гостей, Григорий, по бесовскому наущению, утаил пояс, разсуждая: «потерявшие пояс – богатые люди; поэтому лучше будет, если я продам его и вырученныя деньги роздам нищим».

«Снова, отправившись в путь, Григорий потерял свой пояс, ценою также в две златницы, и дорожный мешок, в котором было четыре златницы. Скорбя о потере, он заснул и в сонном видении увидел преподобнаго Василия, который, указывая на разбитый горшок, сказал: «видишь ли сей разбитый и никуда негодный горшок?» – «Вижу, господин мой», – отвечал Григорий. – «Если кто украдет даже это, – сказал святой, – тот наказан будет вчетверо, и отнимутся от укравшаго блага нынешняго или будущаго века. Если укравший будет богат, то от богатства его отнимется вчетверо более против украденнаго, а если беден, то вчетверо большее наказание он примет в будущей жизни». «Григорий сказал на это: «отче, я никогда ничего не крал». Святой ответил: «ты утаил у себя найденный тобою пояс дочери хозяина гостиницы, а говоришь, что ничего не крал».

«Григорий возразил ему: «я, отче, не украл пояс, но нашел его». Но святой сказал: «знай, чадо, что если кто найдет что-либо потерянное другим и не возвратит ему, хотя бы тот искал потерянное и спрашивал о нем, тот осудится, как вор. Итак тебе подобало возвратить потерянное. Но так как ты утаил чужое, то и у тебя отнято более, чем вчетверо против утаеннаго. Мало того, тебе надлежит остерегаться, как бы не пострадать и более».

«Пробудившись от сна, Григорий был в великой печали, частию от раскаяния в своем грехе, частию от ожидания новой неизвестной беды». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

– Помолись, – говорят другие.

– Спаси, Господи! – говорят третьи.

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте