Беседа Братца Иоанна

 

3-го апреля 1911 года

 

 О воскрешении Лазаря

 

В воскресенье, 3-го апреля, «Братец Иоанн» сказал:

– Нынешнее Евангелие о воскрешении Лазаря читается из 11-ой главы Евангелии Иоанна: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ея. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! тот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал и доныне говорит: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий».

Все болезни, которыя посылает Господь, не к смерти, но к славе Божией.

Далее читаем: «Иисус же любил Марфу и сестру ея и Лазаря».

Марфа, Мария и Лазарь слушали слово Христа, потому Он и любил их.

Если и мы будем слушать Евангелие, то и нас Христос будет любить. И как в древнее время Он целил больных, хромых, слепых, увечных, которые принимали Его слово, так и ныне Он целит нас Своим словом.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Когда же услышал Иисус, что Лазарь болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним».

Учение Христа есть свет и день, и кто ходит во свете этого учения, тот не спотыкается. Учение же человеческое есть тьма и ночь, и кто ходит во тьме этого учения, тот спотыкается и покушается на самоубийство.

– Далее читаем: «Сказав это, Иисус говорит ученикам: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его».

– Разбуди, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

Ученики поняли слово Христа по-человечески и потому подумали, что Он идет разбудить Лазаря от телеснаго сна. Но слово Христа как в древнее время пробуждало, так и в настоящее время пробуждает от сна духовнаго, т. е. от пороков и преступлений, нужды и печали.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Иисус говорил о смерти его; а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

Есть люди, которые говорят, что Лазарь не умер, а умерла любовь Лазаря к его сестрам и якобы оне просили Иисуса воскресить эту любовь. Это могут сказать только те люди, которые не имеют веры в воскресение тела.

Но я не отрицаю фактической стороны. Лазарь, действительно, был мертв, и Христос воздвиг, воскресил его. Если бы Христос не сотворил чуда воскресения, то не уверовал бы в Него народ. Христос воскресил Лазаря для того, чтобы народ уверовал, что Он есть Творец мира.

Далее читаем: «Иисус пришед нашел, что Лазарь уже четыре дня в гробе, и многие из иудеев пришли к Марфе и Марин утешать их в печали о брате их. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».

И ныне мы скажем: если бы в человеках была наука Христова, тони не умирали бы. Но как Лазарь умер потому, что Христа не было там, где был Лазарь, так и мы умираем без Христа, без науки Христовой. Если же мы будем просить и молить Христа за братьев своих так, как Марфа и Мария просили, то Он и нас воскресит духовно и телесно от пьянства и разврата. Мы только говорим, что любим Бога и Христа, но слова Божия, науки Христовой мы не принимаем. Мы лицемерно любим Бога и Христа, потому мы и умираем.

– Прости!

– Далее читаем: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли сему?».

Слово Христа никогда не оставалось и не останется безсильным, но всегда воскресало и воскресает мертвых. Но многие не верят этому. Они говорят: «если бы Христос в настоящее время жил и чудеса творил, то мы поверили бы в Него». Но Он теперь разговаривает с нами чрез Евангелие. И кто проникается словами Евангелия, того и воскрешает Христос от пороков и преступлений.

Далее читаем: «Марфа говорит Иисусу: так, Господи! Я верую, что Ты Христов, Сын Божий, грядущий в мир. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя».

Где собраны двое или трое во имя Евангелия, там и Христос, туда и зовет Он всякаго. И если мы пойдем туда и будем слушать, разговаривать и разсуждать о Христе, то и мы воскреснем духовно, и в нас появится вера, хотя с горчичное зерно, и тогда и для нас ничего невозможнаго не будет, тогда и мы будем по вере передвигать горы. Нет надобности нам передвигать настоящия горы: оне Богом установлены в порядке. Наша обязанность передвигать людей из пьянства к трезвой жизни, от порока к честной жизни.

Далее читаем: «Мария, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Пришедши туда, где был Иисус, и, увидевши Его, она пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам воскорбел духом и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри».

Будто Христос не знал, где положили Лазаря. Он знал, но сказал так для того, чтобы не проявлять Себя великим и чтобы другие не возвышали Его и тем дать нам пример не выдавать себя за великих.

Далее читаем: «Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его!»

Если и мы будем так ревностно искать слова Христа, как Марфа, Мария и Лазарь, то Он и нас точно так же будет любить. Ведь и мы любим тех, которые слушаются наших слов, и не любим тех, которые не слушаются. Так же и Христос любит тех, которые слушаются Его.

Далее читаем: «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и, камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень».

Неужели  Христос не в силе был отнять камень? Он сотворил небо и землю и одним мановением мог бы   сдвинуть камень. Но Он поступал яко бы простой человек для того, чтобы людям легче было у Него учиться. Если бы Он показывал себя всемогущим Богом, то люди сказали бы: «Он – Бог, а мы – люди» и не стали бы у Него учиться. Это все равно, как если бы кто имел товарища, с которым он вместе рос и который потом выучился и сделался мастером. Таковой скажет: «я рос вместе с этим товарищем и если он выучился и сделался мастером, то и я буду учиться и буду таким же мастером». А если кто видит какого-нибудь мастера из иностранцев, то говорит: «он – иностранец, а я русский, и мне трудно научиться и быть таким, как он, мастером», и он не захочет учиться. Христос пришел, как человек, для того, чтобы научить человеков, дабы они могли научиться у Него делать то, что Он делал. Поэтому если Он и спросил, где положили Лазаря, и велел отвалить камень от гроба, то Это Он сделал для того, чтобы унизить Себя и тем дать нам пример, чтобы и мы унижали себя. И если мы унизим себя по Писанию, то Бог по Писанию и возвысит нас.

Далее читаем: «Сестра умершаго, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».

Частенько и от нас смердит. Разве от пьянства и разврата не смердит?

– Смердит, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Поэтому и отворачиваются родные отец и мать от пьяницы и развратника и говорят ему: не конфузь нас, не срами нашего дома и не ходи к нам».

Далее читаем: «Иисус говорит Марфе: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?

– Если и мы будем верить в слово Божие, то также увидим славу Божию, потому что будем получать просимое по вере. А если не будем верить, то не будем иметь ни в чем успеха.

Далее читаем: «Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда  услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящаго, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Бог молится Отцу. Для чего? Для того, чтобы научить учеников Своих молиться.

Далее читаем: «Сказав это, Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитой по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

–  Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– И мы должны развязывать духовно умерших. Христос велел нам уговаривать своих братьев. И если послушает, тебя брат твой, то ты приобретешь себе брата, а он выйдет из могилы разврата и пьянства, и ты скажешь: «этот был мертв и ожил, пропадал и нашелся, Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – воскликнули дружно все слушатели, хотя это было еще только вербное, а не пасхальное воскресенье.

И затем «Братец» и слушатели запели: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» сказал:

– Чаю воскресения мертвых. Евангелие для того и написано, чтобы воскрешать духовно умерших. Я не отрицаю всеобщаго воскресения, но нельзя отвергать и духовнаго воскресения. Христос воскресил Лазаря – это факт, но и ныне Он может проявить Свою силу и воскресить духовно умерших.

Теперь прочту еще из 12-ой главы Евангелия Иоанна: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, котораго Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардоваго чистаго драгоценнаго мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира».

Если и мы будем слушать слово Христово и проникаться им, тои наша жизнь будет благоухать. А если не будем его слушать, то от нашего пьянства и разврата будет идти смрад. Сами по себе без слова Христова, мы не можем быть трезвыми и чистыми, а если мы будем просить Бога и беседовать с людьми о слове Божием, то мы тогда легко исправимся.

Далее читаем: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?».

Иуда давно ненавидел Иисуса, но так, без всякой причины уйти от Христа ему было неудобно, стыдно: скажут: «от такого Учителя и ушел», и он искал какого-нибудь случая, чтобы предать Его.

Поэтому, когда Мария помазала миром ноги Христа, иуда и сказал: «лучше продать миро за триста динариев и раздать нищим». Этим он хотел показать, что якобы заботился о нищих, а Христос якобы не любил нищих.

На самом же деле, как читаем далее, Иуда «сказал это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный  ящик и носил, что туда опускали».

Тогда Иуда носил ящик и сделался вором, но ныне хотя кто и носит ящик, но вором не бывает.

– Бывает, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего;  ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда».

Как будто Христос не любил нищих, а Иуда якобы их любил. Иуда говорил, что он якобы заботился о нищих, для того, чтобы оправдать себя.

Далее читаем: «Многие из иудеев узнали, что Иисус там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, котораго Он воскресил, а простой народ прославлял Христа за воскресение Лазаря и за исцеление людей».

Далее читаем: «На другой день множество народа, пришедшаго на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев! Иисус же, нашед молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сиона! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Захария, 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых; потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо».

Если бы Христос не воскресил Лазаря и не исцелял больных, слепых, хромых, прокаженных, то народ не оказал бы Ему такой чести, но так как Он многим делал великое добро, то народ вышел и оказал Ему честь, кто чем мог: тот – вербой, тот – пальмой, – иной – одеждой, а некоторыя жены возливали миро; а книжники и фарисеи встречали Христа с уксусом, желчью и камнями; они видели, что весь народ идет за Христом, и положили убить Его и Лазаря.

И если Христа, который никому не сделал никакого зла, а всем делал одно только добро, положили убить те, которые не верили в Его слово, но и теперь не верующие в Его слово и не разсуждающие о нем хотя и не убивают физически тех, которые верят в Его слово и разсуждают о нем, но зато убивают в них дух христианский, т. е. учение Христово.

Но как Христос не боялся смерти, так и тот, кто верует во Христа, не боится смерти, не боится никакой клеветы.

– И мы не будем бояться, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– В древнее время люди встречали Христа, постилая под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды и пальмовыя ветви. Иисус проходил по ним, и постлавшие их брали и сохраняли их, как святыню, на память об этом событии. И в настоящее время мы, подражая тем, идем с вербой в храм Божий. Тогда встречали Христа по вере те, которые исцелились от всяких болезней, а мы идем с вербой по одному только обряду, потому что нам нечем похвалиться. Нам Господь не слушает и не дает нам просимаго за наше неверие. Нам легче взять вербу и нести ее в храм и из храма, а идти в храм за словом и принести слово из храма – это нам кажется тяжело.

– Прости! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу пророка Иезекииля, главу 37-ю: «И была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно мертвых костей». Т. е. Иезекииль пришел туда, где было убийство и резня.

«И сказал мне Господь: сын человеческий! изреки пророчество на Израиля и скажи им: «кости сухия! слушайте слово Господне!».

– Будем слушать, – говорят слушатели, а «Братец» читает слова Господа:

– «Вот, Я введу дух в вас – и оживете; и обложу вас жилами и вырощу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, – и оживете и узнаете, что Я – Господь».

Это пророчество читается на утрени в страстную субботу для того, чтобы люди ожидали всеобщаго воскресения. Но прежде, чем верить во всеобщее воскресение, надо поверить в духовное воскресение. Если духовно умершие воскреснут, то они могут поверить и во всеобщее воскресение. Но если кто не верит в духовное воскресение, то как он может поверить во всеобщее воскресение? Он только говорит о нем. Но кто верит в духовное воскресение, тот может верить и во всеобщее воскресение. Слово Христово оживляет человека. Слово Христова воскресает человека. И если слово Христово вселится в человека, то он и оживет.

Далее говорит пророк: «Я изрек пророчество, как повелено было мне; и тогда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них».

– Помолись, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Где духа пророческаго учения нет, там убийство и резня. Пророки, Христос и апостолы своим учением вселяют дух кротости, а кто не принимал сего учения, там были мертвыя кости от междуусобной брани.

– Верно! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Тогда сказал Господь пророку: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, – и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище».

Пока пророк не пророчествовал, до тех пор не было полчища, а как только стал пророчествовать, то кости стали сближаться и из них образовалось великое полчище.

Если и мы будем говорить и разсуждать о словах пророков и о словах Христа, то и у нас будет великое полчище трезвых.

– Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И сказал Господь пророку: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот они говорят: изсохли кости наши, и погибла надежда наша: мы оторваны от корня».

Из этого мы видим, что кости стали уже разговаривать.

– Чрез тебя, дорогой Братец, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете».

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» читает далее:

– «И было слово Господне к пророку: ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»; это – жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзнаго с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твой было одно. И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?» тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей».

Т. е. евреи, язычники, магометане, буддисты – все будут одно, когда примут учение пророков, Христа и апостолов. Тогда они соединятся в одно и скажут: «так лучше и легче, как учат пророки, Христос и апостолы».

– И Братец, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Тогда, говорит Господь, соединю все народы в одно братство и между ними не будет ни войн, ни драк, ни убийство, потому что все они проникнутся одной верой в учение Христа. А пока нет общей веры в учение Христа, до тех пор будут войны, драки, убийства, нужда, бедность, воровство, грабежи и болезни.

Далее говорит Господь пророку: «На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами и уже не будут вперед разделяться на два царства».

Где нет духа пророков, Христа и апостолов, там идет разделение, а когда Иезекииль вдунул дух в людей, то у них сделались одни мысли, и они перестали разделяться, и стало одно стадо.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, – и будут Моим народом, и Я буду их Богом».

Когда люди проникнутся учением Христа, тогда им стыдно будет совершать и защищать преступления. Христос сказал своим учением: «Отец Мой – виноградарь, Я – виноградная лоза, а вы ветви, и вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Иоанн. 15, 1–3).

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Слово Христово чистит сердце и мысли человека. Кто не принимает слова Христова, тот не может очиститься, тот бывает сердитым и корыстолюбивым и других делает таковыми.

Далее читаем: «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно».

Мы видим, что Евангелие царствует, как царь, а псалмы Давида, как князь пред царем – Евангелием. Выше Евангелия нет никакой более сильной мудрости.

Если Библию читать, то в ней не все ясно, а если читать Евангелие, то тогда мы легко можем понимать и Библию, и потому Евангелие более укрепляет веру, нежели Библия.

Далее говорит Господь пророку: «И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними».

Этот вечный завет есть Евангелие, но мы халатно относимся к нему. Между тем это самое важное завещание, которому мы должны поучаться день и ночь. И если мы будем это делать, то у нас будет вера, а по вере для нас все будет возможно.

Далее говорит Господь: «И устрою их и размножу их и поставлю среди них святилище Мое навеки».

Ныне мы и видим, что церковь, утвержденная Новым Заветом, стоит уже двадцать веков.

Далее говорит Господь: «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки».

Так сказал Господь тогда чрез пророка, а ныне мы видим, что сухия кости слушают слово Господне и от слов пророков, Христа и апостолов обростают трезвыми жилами и оживают.

– Спасибо! По твоим молитвам, – говорят слушатели и поют: «Блажен муж».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам Евангелие о воскрешении Лазаря и 37-ю главу книги пророка Иезикииля о том, как сухия кости обросли плотью и жилами, как вошел в них дух Божий и как они сделались великим полчищем.

– Спасибо!

– Еще напомню вам житие святого Марка, празднуемаго 5-го апреля.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за апрель, начиная с 92-ой страницы, следующее место:

«Однажды авва, т. е. настоятель, одной из египетских обителей, Серапион, узнал о великих подвигах святого Марка, который, имея сто тридцать лет от роду, подвизался на пустынной Фраческой горе, в Эфиопии, уже девяносто пять лет, и во все это время не видал ни одного человека.

Желая повидаться и побеседовать с ним, Серапион, предпринял очень трудное путешествие к нему. Придя к нему ночью и найдя его живущим в пещере на высокой и пустынной горе, Серапион вступил в беседу с ним и просил его разсказать, каким образом  и почему он пришел сюда.

И святой Марк такими словами начал свое повествование: «родился я в Афинах, где изучал философские науки. По смерти моих родителей, я сказал сам себе: как родители мои умерли, точно так и я умру, т. е. добровольно отрекусь от мира сего раньше, чем случится мне быть восхищенным от него. И немедленно, снявши с себя одежды, я встал на доску и отправился на ней плавать по морю. Носимый волнами, по Божественному промышлению, я пристал к этой горе».

Когда Серапион таким образом вел беседу с святым Марком, то наступил день и Серапион увидал преподобнаго Марка, обросшаго волосами, на подобие зверя, и ужаснулся, так как его нельзя было признать за человека ни по чему, кроме как по голосу и исходящим из уст его словам. Заметив смущение Серапиона, Марк сказал ему: «не пугайся при взгляде на тело мое».

Потом Марк спросил Серапиона: «по прежнему ли обычаю стоит мир в законе Христовом?».

Серапион отвечал ему: «ныне, по благодати Христовой, даже лучше прежних времен».

– Лучше, – говорят слушатели, а «Братец» читает:

– Марк снова спросил его: «продолжаются ли и доныне идолослужение и гонение на христиан?».

Серапион отвечал ему: «помощию святых молитв твоих гонение прекратилось и идолослужения нет».

– И мы не поклоняемся пьяному идолу Бахусу, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– Услышав это, святой Марк возрадовался великой радостью. Потом он снова спросил Серапиона: «есть ли ныне, среди мира чудеса, как сказал Господь в Евангелии: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет, невозможнаго для вас» (Матф. 17, 20)?

В то время, когда святой Марк произносил эти слова, гора сдвинулась с своего места приблизительно на полверсты и приблизилась к морю. Святой, заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней: «я тебе не приказывал сдвинуться с места», но я беседовал с братом; встань на свое место». И гора тотчас же стала на своем месте».

Увидавши сие, Серапион упал ниц от страха. Святой, взяв его за руку и поставивши на ноги, сказал ему: «разве ты не видывал таких чудес?» – «Нет, отче», – отвечал Серапион.

Тогда святой Марк, вздохнувши, горько заплакал и сказал: «горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени называются, а на деле не таковы».

Нам нет надобности передвигать горы. Мы должны передвигать людей из пьянства в трезвую жизнь, из разврата в честную жизнь. Если мы будем беседовать о Евангелии, то люди будут передвигаться с пьянаго и развратнаго места на честный и справедливый труд.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Слава Тебе, Господи, передвинулись, – говорят другие.