БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

 17-го апреля 1911 года

 

 О Фоме 

 

Когда в воскресенье, 17-гоапреля, «Братец Иоанн» вошел в зал, то все слушатели воскликнули: «здравствуй, дорогой Братец!» и пропели три раза «Христос воскресе из мертвых».

Взойдя на кафедру «Братец» сказал:

– Христос воскрес!

И все воскликнули:

– Воистину воскрес!

И вновь всеми было пропето три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» сказал:

– Сегодняшнее Евангелие читается из 20-й главы Евангелия Иоанна: «В первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус и стал посреди и сказал им и доныне чрез Евангелие говори: «мир вам».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Ученики Иисуса ревновали о Христе и разсуждали о том, чему Он их учил и желали видеть Его, и Он явился им при закрытых дверях. Он и доныне присутствует духом Своим там, где двое или трое собраны во имя Его Евангелия.

Но мы не привыкли ревновать о Христе и разсуждать о Его учении и не научились запирать двери для того, чтобы никто не мешал нам беседовать о Христе. Ученики Христа запирали двери для молитвы, а мы запираем двери для преступлений. Поэтому мы неспособны понимать слово Божие, мы недоучки, но для преступлений мы все приспособились.

– Прости!

– Но если мы будем затворять двери для того, чтобы говорить о Христе и разсуждать о Его слове, то Он пошлет и нам евангельский мир.

– Спасибо!

– Но где затворяются двери во имя разврата и пьянства, там никогда не было и не может быть мира. Там неудачи, несчастья, болезни, драки, убийства. Почему? Потому что там не привыкли беседовать о Боге и Христе и о Евангелии.

Евангелие для того и написано, чтобы научить нас запираться для добра, но мы не научились запираться для добра. Тогда ученики Иисуса запирались для добра, потому что боялись преследований. Ныне никто не преследует нас за учение Христа, даже язычники, но и мы запираемся, только не для того, чтобы беседовать об учении Христа, а для того, чтобы совершать преступления.

Мы далеки от учения Христа, апостолов и отцов церкви. Поэтому и от нас бывают далеки наши родители. Мы оставляем отцовский дом не ради Христа, а ради преступлений. Мы также лишаемся общества и церкви. И о нас никто не радуется. Но если мы научимся разсуждать об учении Христа и будем проникаться им, то о нас будут радоваться и скажут с нами вместе: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Итак, пришел Иисус, стал посреди учеников и сказал им: «мир вам!».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Сказав это, Иисус показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Апостолы прощали грехи только тем, которые слышали слово о Христе, веровали в Него и плакали о грехах своих.

И в настоящее время Христос прощает только тем, которые плачут о своих грехах и принимают Его слово. Но кому еще не надоело грешить и он не плачет о своих грехах, а только разсказывает о них, таковой своим разсказом заражает еще и других. Но кому надоело грешить, тот плачет о своих грехах, тот принимает слово Христа и говорит: «что я делал – больше этого делать не буду».

– Не будем, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– Слушатели апостолов делались новыми людьми, почему Христос и сказал апостолам: «кому простите грехи, тому простятся».

Далее читаем: «Фома же, один из двенадцати, называемый близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Видевшие Христа ученики говорили Фоме: «ты не веришь тому, что мы видели Христа», и этим пробудили в нем ревность и веру. И по ревности Фома много плакал, и, вероятно, сам себе говорил: «все десять учеников видели своего Учителя, только я один не видел».

«После  восьми дней опять были в доме ученики Иисуса, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Когда мы читаем слова пророков, Христа и апостолов, то все они говорят из наших уст. Если же ты научился словам разбойников, то и будешь говорить, как разбойник.

– Помолись!

– Если ты научишься у Христа, то будешь говорить о мире, и у тебя будет другое выражение лица и если ты нехорошо выразишься, то ты будешь конфузиться и скажешь: «ах! как я нехорошо выразился». Кто от Бога, тот говорит слова Божьи. Вы не от Бога, потому слово Мое не вмещается в вас, сказал Христос.

– Прости! Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос тогда говорил: «мир вам» и доныне Христос говорит чрез Евангелие: «мир вам». А где не говорят о Христе и не проникаются Его словом, там нет мира, там ссоры, драки, убийства и революция.

Евреи никогда не говорили о Христе и потому у них не было мира и они не хотели подчиняться друг другу и разсеялись по всему лицу земли – без мира.

И в настоящее время все те семьи, которыя не проникаются учением Христа, разбегаются в разныя стороны: жены в одну сторону, муж – в другую, а дети – в третью. А кто проникается учением Христа, у того в семье царит полный мир.

Далее читаем: «Потом говорит Иисус Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; и подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».

– Дай Господи! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему; ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Т. е. блаженны верующие, что Христос устроил царство тогда и ныне его строит.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную».

Теперь мы видим Христа начертанным в Писании чернилами и написанным красками на изображениях. Грамотный может узнать Его из Писания, а неграмотный по изображениям. Человек увидит изображение его распятия и скажет: «так и мне нужно страдать. Христос страдал за правду, а мне надо страдать за грехи, как страдал разбойник».

Поэтому заблуждаются те, которые говорят, что не должно иметь священных изображений. Ведь, если мы видим на лавках вывески с изображением кочана капусты или кренделя, то мы легко узнаем по этим изображениям зеленную и булочную. Так и по священным изображениям мы, особенно неграмотные из нас, легко узнаем жизнь и страдания Христа и мучеников и тогда мы легко переносим оскорбления.

Так и наша церковь сотворила знаки для грамотных и для неграмотных. Писание – для грамотных, а изображения – для неграмотных. Но так как и грамотные часто забывают Писание, то и для них изображения бывают полезны: они посмотрят на изображения и вспомнят то, что написано в Писании и что они забыли. Писание и изображения –  это одно и то же. Разница только в том, что Писание написано чернилами, а изображения – красками.

Поэтому неправы иконоборцы, т. е. те, которые боролись и борятся против икон под видом исполнения заповеди о непоклонении кумирам и всяким изображениям. Церковь потому допустила изображения, что они помогают распространению учения Христа. Если кто посмотрит на изображение, то он спросит другого, что на нем изображено, и от этого начнется между ними беседа о слове Божием, а всякая такая беседа полезна для души и тела. Все изображения Христа сделали много пользы.

Даже иконоборцы, которые шли войной против иконопочитателей, и те приносили пользу, потому что, когда они проливали кровь иконопочитателей и мучили их, то многие спрашивали: «за что они страдают?». Им отвечали: «за иконы». И от этого также завязывалась беседа и все сильнее и сильнее распространялось слово Божие.

Все Писание, все четьи-минеи, т. е. жития святых и все изображения написаны для того, чтобы сделать слепых зрячими, глухих слышащими и возбудить в них полный мир.

– Дай Господи! – говорят слушатели и поют: «Воскресение Христово видевшее, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси верни, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши» и три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Сегодняшнее Евангелие о том, как пришел Христос к ученикам в закрытыя двери. Он и к нам приходит в закрытыя сердца и говорит нам: «мир вам», если только мы беседуем о Христе, пророках, апостолах и отцах церкви, и в настоящее время Христос устраивает такой же мир.

– Спасибо!

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Деяния апостолов, глава 5-ая: «Руками апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса».

Если бы Господь не посылал чудес чрез апостолов, то кто мог бы им поверить? А чрез чудеса многие поверили им и потому «ве единодушно пребывали в притворе Соломоновом».

Из этого мы видим, что апостолы учили не против притвора, не против Храма, а против злых дел и против неверия в Писание, говоря: «к вам пришел Христос, из рода вашего, из колена Давидова, а вы отвергли Его и пригвоздили Его к древу».

Далее читаем: «Из посторонних никто не смел пристать, т. е. присоединиться к ним, а народ прославлял их».

Народ прославлял их за их чудеса и знамения. Если кто бывало заболеет и обратится к апостолам, то он сейчас же исцелялся.

– По твоим молитвам, – говорят слушатели.

– Подождите, – говорит «Братец», – тогда исцелялись по молитвам апостолов. И если кто умирал, то по молитвам апостолов воскресал. Конечно, человеку должно умереть, но Господь может прибавить ему жизни. Господь не прибавляет жизни только тому, кто пребывает во лжи и преступлении. Таковой прославляет силу не Божию, а бесовскую.

– Прости!

– А если ты борешься с пороками и преступлениями, то Господь прибавит тебе жизни.

– Спасибо!

– Если бы Господь не творил чудес, то никто не уверовал бы в Него. Если бы апостолы не творили чудес, то никто не поверил бы им. И у всех отцев церкви также проповедь сопровождалась чудесами и знамениями.

– Как и у тебя, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– А у нас нет веры в слова Христа, поэтому нет и чудес. Если же мы будем упражняться в словах Христа, то Господь прославит и нас чудесами и знаниями.

Далее читаем: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицу и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящаго Петра осенила кого из них».

Вишь, как просто! Наверно посторонние смеялись над апостолами и над теми, кто им верил, но апостолы исцеляли и верующие в их слова исцелялись.

А чем больше исцелений и чудес, тем больше страху в народе. А где есть страх Божий, там бывает и мир.

Поэтому если бы люди не видели чудес, то в них не было бы страху, не было бы и миру. Но кто исцелился, тот, как в древнее время, так и в настоящее время говорит: «я страдал, но избавился, как бы мне вновь не заболеть и не пострадать», и он боится более грешить, и в таковом утверждается мир.

Далее читаем: «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».

Все проповеди Иисуса Христа сопровождались знамениями и чудесами, почему Христос и говорит: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет, т. е. исцелится; а кто не будет веровать, осужден будет, т. е. осужден будет на болезни, нужду и несчастия. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар. 16, 15–18).

– Спасибо!

– Кто верует и молится, тот непременно будет исцелен и о его исцелении другие будут говорить и писать. Что кто делает, о том и будет написано: поссорился – напишут, подрался – напишут, помирился – напишут, добро сделал – напишут, зло сделал – напишут. Христос делал добро, Его распяли, Он воскрес, а нашлись такие евреи, которые говорили и писали, что Его украли. Таковые евреи и разсеялись.

Так и апостолы – что видели у Христа, то и проповедывали, то и писали, и проповедью о Христе укрепляли колена хромых.

– По твоим молитвам, – говорят слушатели.

– Подождите, я говорю об апостолах, которые проповедью о Христе исцеляли больных.

Мы уже раньше читали о святом Марке и о том, как гора сдвинулась на полверсты в то время, когда он говорил слова Христа, как написано в Евангелии: «если бы вы имели веру с горчичное зерно и сказали горе: сдвинься, то она сдвинулась бы». Так и ныне словом Христа укрепляются слабыя руки, слабыя ноги, слабыя глаза, слабое сердце, слабый разум от разврата и других пороков.

– Дай, Господи, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Первосвященники же и с ними все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти».

Им было завидно, что к апостолам приносили больных для исцеления, и потому они говорили апостолам: «это не ваше дело исцелять больных».

Но если бы апостолы не исцеляли больных, то кто же бы им поверил?

Так и мы для того и научились учению Христа, чтобы исцелять себя и других от пороков, преступлений, болезней, нужды и несчастий. Тога только и будет мир. А то мы только говорим: «мир, мир», а мира нет. Почему? Потому что потеряли веру и нет исцелений, а если нет исцелений, то нет и мира.

Далее читаем: «И наложили первосвященники руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу, но ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни».

Тогда апостолы были заключены в темницу. Если бы и до сего времени заключали нас в темницу, то у нас было бы больше ревности к слову Божию. Но мы теперь находимся в другой темнице – в уличной темнице. Она затемнила слово Божие, слово жизни и проповедует слово смерти.

Но как тогда ангел вывел апостолов из темницы, так и теперь слово Христа, как ангел, освящает и выводит нас из уличной темницы разврата и пьянства, почему мы и читаем в псалме Давида: «Господи, выведи из темницы душу мою, и я прославлю Тебя» (Пс. 141, 7).

– Выведи, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– В настоящее время слово Христа все более и более процветает и все более и более выводит людей из темниц, и когда научатся все, тогда будет полный мир.

Как во дни апостолов Фома был выведен из темницы неверия явлением Христа и Его словом, так и в настоящее время мы выводимся из темницы грехов, болезней и несчастий явлением Христа в исцелениях людей. Иной выходит из этой темницы от одного слуха: он услышит, что такой-то исцелился и вышел из темницы греха и болезни, и сам выходит из этой темницы.

– Дай, Господи.

– Для чего все это написано? Для того, чтобы и нас вывести из этой темницы и даровать и нам жизнь вечную. Если мы вслушаемся в слово Христа и проникнемся им, то мы по вере все получим.

Еще напомню вам пророка Аввакума.

– Напомни.

– Во второй главе книги пророка Аввакума мы читаем: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет мне Господь. И Он сказал мне: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать».

Аввакум стоял на страже, чтобы видеть то, что Господь откроет ему и чтобы записать это ясно для всякаго читающаго. Поэтому мы и поем песнь: «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносца ангела, ясно глаголюща». Но если мы только поем об Аввакуме, а не читаем того, что написано о нем в его книге, то мы поем без смысла.

Бог говорил Аввакуму, чтобы он записал то, что Он ему говорил и показывал. Тогда Аввакум разговаривал с Господом. И в настоящее время чрез Писание разговаривают с нами пророки, Христос и апостолы. И кто будет вникать в Писание, тому легко будет понять его.

Далее читаем: «И видение относится к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – на долго ли? – и обременяет себя залогами!». Не возстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, – и ты достанешься им на расхищение? А праведный жив будет. Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем».

Т. е. какою мерою меришь, такою и тебе отмерят.

Далее читаем: «Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтоб устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастия! Безславие измыслил ты для твоего дома, изстребляя многие народы, и согрешил против души твоей. Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «все это краденное, горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою!».

Да и самыя камни и стены не твои.

Далее читаем: «Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?».

Это на божественной страже стоял Аввакум, а Господь говорил ему: «напиши все то, что Я тебе говорю». И он записал. Для чего? Для того, чтобы устрашить людей и избавить их от огня. Это первое страхование: какою мерою меришь, такою и тебе будут мерить. Если люди от тебя плакали, то и тебе придется плакать и ты скажешь: «Господь наказывает меня».

Далее читаем: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его».

И говоришь себе: «я куплю ему вина, напою его, и он подпишет мне вексель». Какою мерою меришь, такою и тебе отмерено будет, угнетенною, утрясенною.

– Прости!

– В настоящее время, когда все это читаем и видим, что оно согласно с жизнию, тогда легко и понимаем.

Для чего это написано? Для того, чтобы научить этому людей и этим привести их к покаянию.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Говорит Господь чрез пророка: ты делал других пьяными для того, чтобы видеть их срамоту. И тебе будет стыдно. Ты пресытился срамотой других вместо славы; пей же и ты и показывай свою срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою. Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».

Вот что видел Аввакум на страже. Хотя это видение и замедлилось, но оно исполнилось на человеках.

– Исполнилось, – говорят слушатели.

Далее читаем: «Что за польза от истукана, сделаннаго художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: встань! и безсловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет».

Как истукан не приносит пользы, так награбленное не приносит пользы. Ворованное и награбленное в прок не идет. Покайся! Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых» и «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами»…

После пения «Братец» восклицает:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и опять поют: «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум»… и «Христос воскресе из мертвых»…

После пения «Братец» говорит:

– Теперь мы видим: Господь ясно показал чрез пророков, Христа, апостолов и отцов церкви то, что должно быть.

Что делалось тогда, то и ныне делается. Если тогда Аввакум стоял на страже, так и ныне все пророки, Христос и апостолы стоят на страже и предупреждают нас, чтоб мы исправились.

Если тогда отступники испили чашу гнева Божия, так и доныне приходится им пить горькую чашу.

Для чего это написано? Для того, чтобы оградить человечество от пьяной чаши.

Еще напомню вам день святого Акакия, воспоминаемаго 17-го апреля.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за апрель, начиная с 254-ой страницы, следующее место:

«Святой Акакий, как добрый пастырь словесных овец, предлагал духовную пищу своему стаду, проповедуя слово Божие».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Во время его беседы с народом множество бывших там ласточек своим громким криком заглушали голос святого и мешали народу слушать слова его».

– Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Так что иногда почти совсем не было слышно слов, исходивших из уст святого. Тогда, остановившись на короткое время среди беседы, святой обратился к ласточкам и повелел всем им именем Создателя умолкнуть».

И теперь ласточки поют, но на сердце их и на сердце их слушателей не взыдоша то, что оне поют, потому что слово Божие не вошло в них. И многие ходят в храмы не для слова Божия, а для пения. Они говорят: «в такой-то церкви певчие поют так хорошо, как ангелы» и идут слушать их пение. Но они ничего не понимают, а только слушают пение, которое щекочет им уши, и потому остаются безрассудными. Я не говорю, что не надо пения. Пение нужно, но оно должно быть простое и краткое. Оно нужно для того, чтобы разбудить дремлющих. А то часто стоя без разсуждения и под пение дремлют.

Это подобно тому, как если бы сторож звонил в колокола, а священник не служил бы обедню. Какая польза от одного звона? Так, если слушатели услаждают слух одним пением, а не слышат разъяснения слова Божия и не разсуждают о пропетой молитве, то таковые остаются безплодными и безполезными.

Далее читаем: «И как только Акакий велел ласточкам умолкнуть, так тотчас же оне умолкли и совершенно улетели оттуда, оставив свои гнезда. С того времени ласточки не вили там гнезд, и если какая-либо из них случайно прилетала к тому храму, то не могла здесь щебетать, но как немая, немного полетавши около храма, улетала оттуда, как бы кем гонимая».

В настоящее время некоторыя ласточки поют с кавалерами. Таких ласточек Акакий вон гнал. Молодые люди собираются яко бы во имя Господа, а получается веселый девишник. Всякое собрание без старцев да будет от вас удалено. Собрание должно руководствоваться старцами. Я слышу, что у нас молодежь собирается без старцев и получается смехотворство, а это есть кощунство. Покайся!

– Грешны!

– С этим мы должны бороться. Мы должны извергать из нашей среды таковых ласточек. Если молодые люди будут строить друг другу глазки и ходить под ручку, то чрез это не будет веры, а без веры не будет и исцелений. Святой Акакий гнал ласточек мешавших ему в слове Божием И мы должны удалять из своей среды таковых ласточек, которыя небрежно ведут себя в собрании и тем убивают веру в других. Покайся!

– Грешны!

После этого «Братец» сошел с кафедры, подошел к иконам, и все запели: «Христос воскресе из мертвых» и «Богородице, Дево, радуйся».

После пения «Братец» прочитал несколько кратких молитв, и слушатели стали подходить к его руке и расходиться по домам.

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте