БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

8-го мая 1911 года

 

 НЕДЕЛЯ О  САМАРЯНКЕ. 

 

В четвертое воскресенье после Пасхи, 8 мая, на Петровском отросе, на Петровском проспекте, близь дома № 1, около трех часов дня, несмотря на холодную и дождливую погоду, стояла громадная толпа и терпеливо ждала начала бесед Братца Иоанна, выстроившись в длинный ряд по два человека. Многие ждали с самого ранняго утра. В половине 4-го часа привратница и швейцары стали впускать пришедших в зал, который через полчала был уже битком набит.

В 4 часа в зал вошел и сам Братец Иоанн, и собравшиеся приветствовали его словами: «Здравствуй, дорогой Братец!». Когда он, пройдя по узкому проходу между слушателями, остановился у икон, то все запели: «Отче наш».

Затем Братец всходит на кафедру и все вновь восклицают: «Здравствуй, дорогой Братец» и поют: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Сегодняшнее евангелие читается из 4-ой главы Евангелия Иоанна: «Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, в тот самый участок земли, который Иаков подарил сыну своему Иосифу» в награду за то, что он избавил братьев своих от голода» (Бытие 48, 22).

Этим подарком Иаков отличил Иосифа от остальных своих сыновей за то, что он заботился о других.

Поэтому и мы должны заботиться о других.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя».

Христос сел у колодезя для того, чтобы напоить жаждущих. И доныне разрешается черпать воду для всякаго, как сказал Христос: «Кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37).

Далее читаем: «Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить».

Разве Спаситель нуждался в питье? Нет, Он видит, что женщина пришла за водой, то согласно этому и заводит разговор.

Так и мы должны приступать к делу, особенно к беседе о слове Божием. А то  мы часто говорим не к делу и не к месту – и нас слушать не хотят.

 – Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Ученики же Его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудей с самарянами не сообщаются». Иисус сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить» то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?». Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

– Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает:

– «Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Из этого мы видим, что эта женщина нуждалась в воде материальной, а Христос говорил ей о той воде, которая питает духовно.

Далее читаем: «Иисус говорит ей: «Поди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказал в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя быть пять мужей, и тот, котораго ныне имеешь, не муж тебе».

– Прости, дорогой! – говорит одна женщина, а «Братец» продолжает читать:

– «Это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк».

Спаситель знал ея тайны. И все пророки могли знать тайны человеческих сердец.

И мы должны проникать в тайны человеческаго сердца, если хотим, чтобы к нам относились с доверием. Если же не будем проникать в тайны человеческих сердец, то никто не будет верить нам.

Увидев, что Христос есть пророк, женщина говорит ему: «Отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Т. е. наступает и настало уже время, когда люди будут жить по правде Евангелия и тогда они будут справедливы. Но самарянка любила только поклоняться святым местам, напр., колодцу, вырытому Авраамом и подаренному Иаковом Иосифу, но словам Авраама, Иакова и всех пророков она не поклонялась, т. е. не принимала их и не руководилась ими и потому не знала правды.

Так если и мы будем только кланяться святым местам и священным изображениям, а словам святых людей, пророков, Христа, апостолов и отцов церкви не будем кланяться, то наши молитвы не будут приняты. Если нам не нужны слова Бога, то и мы Ему ненужны.

– Прости!

– Поэтому как древний мир за непринятие слова Божия Господь утопил, а Содом и Гоммору сжег, так и в настоящее время Он наказывает болезнями и несчастиям тех, которые не слушаются Его слова. А тех, которые верят в Его слово и исполняют его, Он любит и награждает.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», т. е. в духе правды, а не в духе лжи.

Далее читаем: «Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, т. е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я, который говорю с тобою».

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос был и есть один и, кроме Христа, нет и не будет другого Христа; но последователи, ревнители Христа есть и будут многие.

Далее читаем: «В это время пришли ученики Иисуса и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакожь ни один не сказал: «Чего Ты требуешь?» или «О чем говоришь с нею?».

Ученики Иисуса не смели сделать Ему замечания, потому что всегда видели в Нем справедливость. Трудно судить тех, которые не делают ничего несправедливаго.

Далее читаем: «Тогда женщина оставил водонос свой и пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Мы видим, что Христос проник в тайны этой женщины, и потому она признала Его пророком и Христом. А тайна эта заключалась в том, что эта женщина имела пять мужей; но теперь многия женщины имеют 7 и более мужей, а мужья имеют столько же жен.

– Прости!

– А Христос говорит, что прелюбодей даже тот, кто смотрит с вожделением в сердце своем; поэтому Он учил тогда и ныне учит нас не распускать глаза, не прелюбодействовать глазами.

– Прости!

– Потому что из вожделений происходят пороки, преступления, убийства и самоубийства.

– Прости, дорогой Братец!

– А то часто подруга подруге говорит: «У меня много поклонников, меня сватает такой-то и такой-то». Это есть уже прелюбодение. В древнее время женщины завешивали свои лица покрывалами, дабы мужчины не разжигались и не происходили от этого несчастия. Но в настоящее время мало того, что женщина показывает свое лицо всем: она еще натирает его красками, чтобы более понравиться. И смотришь, у таковой нос провалился. В древнее время прелюбодейц убивали камнями, а в настоящее время оне сами покушаются на самоубийство или на операцию.

Писание, т. е. слово пророков, Христа, апостолов и отцов церкви для того и написаны, чтобы мы их читали и вникали в них. И когда мы будем проникаться ими, то всякие пороки и всякия преступления, как бесы, исчезнут. Но если мы не будем вникать в слово Божие и говорить о нем, то пороки и преступления всегда будут преследовать нас.

Каждый знает, что если ему будут говорить о сладкой пище, то волей-неволей он скажет: «ах! Как бы я ее поел». И мы знаем, что многие сластолюбцы погибали от своего сластолюбия. Но если мы будем говорить о словах пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то у нас явится другой аппетит: вера в слово Божие и мы скажем: «Если тогда Господь помогал верующим в Его слово, то и мне поможет, и я не буду ни в  нужде, ни в болезни, ни в печали».

Далее читаем: «Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь».

Ученики ходили за пищей земной, а Христос ревновал о пище духовной, которая дает жизнь вечную.

– Спасибо!

– Поэтому Он и сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете».

– С женщиной Христос говорил о воде, потому что она пришла за водой, а с учениками Он говорил о пище, потому что они принесли пищу.

Если кто заботится только о земном хлебе, то от такового хлеб бежит. Но кто заботится прежде всего о хлебе духовном, т. е. о слове Божием, то таковому Господь дает и земной хлеб и таковой никогда не бывает голоден. Поэтому Христос и сказал: «Ищите прежде всего царства Евангелия, а все остальное приложится вам».

Поэтому и в сегодняшнем евангелии Христос говорит своим ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Но ученики Его не поняли, о какой пище Он говорит, и говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть?». Тогда Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершить дело Его».

Христос не раз говорил ученикам Своим о хлебе духовном, но они и тогда не понимали Его. Так когда после насыщения хлебом пяти и в другой раз четырех тысяч Иисус сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской, саддукийской и иродовой», то они, разсуждая между собою, говорили: «Это значит, что хлебов мы не взяли». Но Иисус, уразумев то, сказал им: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской, саддукейской и иродовой». Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейскаго, саддукейскаго и иродового» (Мф. 16, 6–12 и Мар. 8, 15–21).

Но у нас есть закваска фарисейская, лицемерная, почему мы и говорим: «Не соврешь – не проживешь». Мы поклонники лжи, а не поклонники правды.

– Прости!

– Далее читаем: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как оне побелели и поспели к жатве; жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут; ибо в этом случае справедливо изречение: «Один сеет, а другой жнет»; Я посла вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».

Так и мы входим в готовое. Пророки, Христос, апостолы и отцы церкви трудились для того, чтобы нас сделать развитыми, понятливыми.

Далее читаем: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня».

Значит, Христос понравился самарянам, и они приняли и, конечно, угостили Его и Его учеников. Зачем же ученики купили пищу? Она осталась лишней. Самаряне полюбили и пригласили к себе Христа, потому что Он хорошо говорил.

– Хорошо, – говорят слушатели.

– Самаряне оказали честь Христу, а чрез Христа и апостолам была честь и уважение.

Далее читаем: «И еще большее число уверовали по Его слову; а женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Светися, светися, новый Иерусалиме».

После пения «Братец» говорит:

– Мы поем: «Светися, светися, новый Иерусалиме», т. е. Иерусалим был старый, а пришел Христос и обновил его, почему он и сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». На это иудеи сказали Ему: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Иоан. 2, 19, 20). Они не понимали, о каком храме он говорил, а не понимали потому, что не вникали в слово Божие и были не кроткие, а те, которые были кроткие, понимали, что Христос говорил о новом Иерусалиме, который создается на краеугольном камне – Христе и Его апостолах из хромых, которые стали ходить, из слепых, которые стали видеть, из прокаженных очищенных.

– Спасибо!

– Вот такой-то Иерусалим и прославился, хотя против него и были воздвигнуты гонения. Если жителей этого новаго Иерусалима гнали в одном месте, то они переходили в другое место. И чем более преследовали их, тем более они распространялись. Кровью Христа, апостолов и отцов церкви новый Иерусалим одержал победу над своими гонителями, почему мы и поем: «Ликуй ныне и веселися, слава бо Господня на тебе возсия». Христос воскресе!

– Воистину воскрес!

– Вот я напомнил вам евангелие о самарянке и о том, как Христос напоил ее живой водой.

– Спасибо!

– Еще напомню вам Деяния Апостолов.

– Напомни.

– В 11-ой главе мы читаем: «Услышали апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие».

– Спасибо!

– «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: «В городе Иоппии я молился и в изступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, а спускалось ко мне; я посмотрел в него и, разсматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «Встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «Нет, Господи, ничего сквернаго или нечистаго никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды; и опять поднялось все на небо».

Петр не хотел есть и пить у язычников, чтобы не оскверниться, и потому они, наверное, обижались на него за то, что он ими гнушается. Но Господь сказал ему: «Заколи и ешь». Не умирать же ему, и он стал есть все, чтобы они не обижались на него.

Но теперь если бы кто сказал: «Петр все ел – буду и я есть все», то таковой погрешил бы. Если бы у тебя не было растительной пищи, то ты был бы оправдан. Но если ты, имея растительную пищу, выбираешь противозаконную пищу, то ты не будешь оправдан. Ты защищаешь не Петра, а свое похотение и потому тебе постигают болезни и несчастия. Но кто воздерживается от мясной пищи, тот бывает здоров и долговечен.

Далее читаем: «И вот, в тот самый час три человека стали пред домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтоб я шел с ними, ни мало не сомневаясь; пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дм того человека. Он разсказал нам, как он видел в доме своем ангела святаго, который стал и сказал ему: «Пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемаго Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда же начал я говорить, сошел на них Дух святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господне, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». И так, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? И вы упрекаете меня. Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

– Спасибо!

– Далее читаем: «Между тем разсеявшиеся от гонения, бывшаго после Стефана, прошли до Фаникии, Кипра и Антиохии. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».

Сначала, когда христиан было немного и их гнали, они боялись называться христианами. Над ними смеялись и говорили: «Это крещенный, купанный, а я обрезанный».

«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, возвестил, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла».

И у нас таких Агавов-сборщиков много, а таких, которые утоляют голод духовный, мало. Но кто утоит прежде всего голод духовный, тот утолит и голод телесный и скажет: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес!

– Всех, которые искали слова Божия, любили и до конца будут любить и не оставлять голодными.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу пророка Исаии, главу 55-ую: «Жаждущие! Идите к водам тихим, даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко».

Из этого мы видим, что пророк Исаия говорил тоже, что и Христос, который сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Самарянка, наверное, читала книгу пророка Исаии и, наверное, когда она слушала Христа, то думала, что Он говорит так, как говорил в древле и Исаия.

Из этого мы также видим, что слово Божие приравнивается к воде, вину и молоку.

Далее читаем: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком».

Все пророки, Христос и апостолы питали и питают наши души словом Божиим и этим делают их тучными, сильными. Если же душа наша не питается словом Божиим, то она безсильна, и над нею господствует тело с своими похотями. Но когда душа накормлена словом Божиим, то она имеет власть над телом. Поэтому люди часто даже плачут, что не могут побороть своих похотей, а не могут они побороть их потому, что душа не накормлена словом Божиим.

– Накорми, дорогой Братец!

– Далее читаем: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменныя милости, обещанныя Давиду. Вот, Я дал его свидетелем для народов, вождем и наставником народам».

Давид был пастухом, но так как он прославил Бога в псалмах и на струнах, то Бог сделал его царем.

А ты не берешь примера с Давида и потому не можешь царствовать даже в семье своей.

Далее читаем: «Вот, ты призовешь народ, котораго ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго израилева, ибо Он проставил тебя».

Т. е. когда ты напитаешь душу свою туком слова Божия, то язычники будут любить тебя и придут к тебе.

Далее читаем: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко».

Во дни Исаии Бог был близко, а когда не стало Исаии, Бог стал далеко. Во дни Христа Бог также был близок к людям, которые принимали Его учение и проникались им. А от тех, которые, как Иуда, только слушали Христа, а не проникались Его учением, Бог был далеко, и они погибали, как Иуда.

Так если и мы читаем слово Божие, беседуем о нем и проникаемся им, то и к нам Бог близок и нам бывает хорошо. И если мы все время будем говорить о слове Божием, то мы никогда не будем совершать преступлений.

Далее читаем: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, – и он помилует его, ибо Он много милостив».

Бог милостив к тем, которые ищут слова Божия.

Далее читаем: «Мои мысли – ни ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

Выше, т. е. чище.

Далее читаем: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто есть, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, для чего Я послал его».

Если дождь падает на землю, то земля приносит хорошие плоды; так если и слово Божие падает на сердце, то оно приносит добрые плоды.

Далее читаем: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь и все дерева в поле – рукоплескать вам».

– Спасибо!

– Горы – это высокие народы, холмы – это народы пониже, а долины – это люди низкие, но приносящие пользу. Тогда будет мир между всеми народами и государствами, потому что тогда все будут напитаны словом Божиим.

Далее читаем: «Вместо терновника выростет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт».

Не о терновнике и не о крапиве здесь говорится, а о людях. Вместо пьяниц, развратников, воров и разбойников выростут трезвые и честные люди.

– Дай, Господи!

– «И это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».

Только, жаждующие, приходите и пейте даром из источника живой воды. Христос Воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– В заключение всего напомню вам еще житие святого Арсения, празднуемаго сегодня.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за 8-е число мая, начиная с 266-ой страницы, следующее место:

«Один брат сказал преподобному Арсению: «Честный отец! Я изучил много книг и псалмов и хочу с умилением сердечным прочитывать их, но не имею умиления, потому что не разумею силы священнаго Писания, и весьма скорблю об этом».

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Преподобный отвечал на это: «Чадо! Тебе должно непрестанно научаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которыя они говорят; однако же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и безпрепятственно отдаются в руки их. Тоже самое можем сделать и мы, хотя бы и не разумели силы священнаго Писания. Ибо когда мы имеем в устах своих слова свящаннаго Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святаго, говорившаго через рабов своих пророков и апостолов».

Когда мы читаем слово Божие и говорим о нем, то дурныя привычки, как, демоны, улетают от нас. Мне думается, что так.

– Так, – говорят слушатели.

– Как заклинатели укращают жало змеи, так и ты, читая слово Божие, будешь прогонять лукавыя свои мысли. Демонов мы не видим, но лукавыя мысли мы знаем, и когда мы будем говорить о слове Божием, то оне улетят от нас и нам сделается легко.

– Легко, – говорят слушатели.

– И тогда камень отвалится от нашего сердца и мы скажем: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! Спасибо! – восклицают слушатели.

Затем Братец сходит с кафедры, подходит к иконам, крестится и поет с слушателями: «Богородице, Дево, радуйся».

Потом он читает две молитвы из молитвенника, между которыми поет с слушателями: «Небесных воинств архистратизи», а после второй молитвы читает составленную им самим молитву: «Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от всякаго зла», которую он читает два раза, заканчивая ее во второй раз словами: «И сохрани нас от нужды и печали».

Наконец, он читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Благослови, Господи, благостию Твоею».

– Спасибо! – восклицают слушатели.

После этого Братец обращается лицом к слушателям, и последние подходят к нему один за другим, целуют ему руку, выходят из залы и уходят домой.

Во время целования руки пелись всеми церковныя песни: «С нами Бог, разумейте, языцы», «Воскресения день, просветимся, людие», «Христос воскресе из мертвых» и другия пасхальныя и непасхальныя песнопения.

К 7 часам все разошлись, а человек двадцать старых трезвенников и трезвениц зашли к Братцу в отдельную комнату на чай, где он вел с ними беседу на тему настоящей беседы и о житейских делах.

Эта частная беседа продолжалась часа полтора.

  

Ив. Трегубов