БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

30-го Октября 1911 года

 

В 4 часа дня, по исполнении переполнявшими залу (не взирая на дурную погоду) слушателями была пропета молитва Господня: «Отче наш», Братец Иоанн взошел на кафедру и после пения молитвы: «Царю Небесный», сказал: «Ныне за литургией читается Евангелие из 16-й главы Евангелие от Луки», – и затем стал читать и изъяснять 11–31 стихи этой главы:

– «Иисус сказал книжникам и фарисеям: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? и если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»?

Мы часто обижаемся, сетуем на Господа за то, что Он отнимает у нас наше достояние, как-то хозяйство, торговлю и тому подобное и, вместо блага, посылает нам всякия беды и несчастия. Но все это бывает за то, что мы были неверны в чужом, а потому мы не в праве пользоваться и своим.

– Прости, дорогой Братец, – восклицают слушатели; а Братец продолжает:

– И Спаситель проповедывал: «ищите прежде царства Божия и правды Его (Матф. 6, 33), а все остальное приложится вам», само собою придет к вам, по благоволению Отца Небеснаго. И если мы неверны (лжем, обманываем) в благах небесных, то можем потерять и настоящее, земное богатство. Если ты привык говорить неправду, обманывать, то тебе не будут верить, скажут: «знаем, знаем: ты только говоришь о Боге, а живешь-то ты не по Божью»… Если ты, находясь на службе, получаешь замечание за неверность в ней, то, как ты получишь себе высшее назначение?.. Но если ты делаешь правду, то тебе поверят. Если ты будешь верен в благах земных, то тебе Бог поверит и небесное.

– Верно, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а Братец продолжает чтение Евангелия:

– «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другаго любить, или одному станет усердствовать, о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамону».

– Другими словами: нельзя служить истине и лжи. Если ты богатеешь богатством небесным, то земное  придет к тебе само собою. Об этом и Христос Спаситель говорил: «ищите прежде царство Божие, а все остальное приложится вам само собою»; и Давид еще раньше сказал: «я был молод и состарелся, и не видел праведника оставленным и потомков просящими хлеба» (Псал. 36, 25). Если же ты неверен в богатстве чужом, то эта самая неверность твоя не даст тебе благополучия. Нельзя служить Богу и мамоне. Многие взяли в пословицу: «не солжешь, не наживешь; не обманешь, не продашь». Нет, и нужно и можно жить по правде, говорить истину. Ты только начни всегда правдиво поступать, говорить одну истину, – и увидишь на опыте, что лучше перенести бедность, в правде, нежели отступить от слова Божия, и солгать. Тогда ты и будешь, действительно, полезен, церкви, обществу, государству.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели; а Братец читает далее из Евангелия.

– «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над ним».

– Но Господь, замечает Братец, посмеялся над иудеями, разрушив и отдав другим царство их, которым мы ныне и пользуемся.

Спаситель сказал им: «вы выказываете себя праведниками пред людьми; но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость перед Богом».

Это Господь Иисус Христос говорил о тех людях, которые высоко превозносили себя, выказывали себя праведными, но Бог не свидетельствовал об их правде Своими чудесами, т. е. не давал им просимаго в молитве; напротив, Бог свидетельствовал, что эта праведность фарисеев была показная, ложная: ибо оные люди выказывали себя праведными только пред ближними, а не пред Богом. Потому-то Христос говорит далее:

– «Прежде до Иоанна были закон (Моисеев) и пророки, а с сего времени царствие Божие благовествуется, и всякий с усилием входит в него».

Иными словами, – разъясняет Братец, где проповедуется правда Божия, там всякий, хотя и погибший человек, слышит эту проповедь и всеми силами старается принять слово Господа и войти в царство Божие.

– «Но скорее небо и земля пройдут, читаем далее в Евангелии, нежели одна черта из закона пропадет».

Все исполнится, говорит Братец, людям только кажется, представляется все новым, а когда они будут читать слово Божие, то увидят, что все это есть и уже было.

– Было, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а Братец продолжает читать по Евангелию:

– «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует; и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».

К пришествию Спасителя на землю, объясняет Братец, люди были жестокосердые: они занимались тем, как бы это развестись мужу с женой, а жене с мужем на самом законном основании. Так как прямо разойтись супругам был неудобно, не прилично, то в ре времена и создали человеческий закон, который позволял им разводиться; и разведенная жена стала говорить: «я по закону и по правде развелась, теперь могу выйти за другого». На самом же деле в разводе нет закона, нет правды Божией; а есть одно лишь беззаконие, прелюбодеяние, жестокосердие: и если бы мы не были жестокосерды, жестоковыйны, то у нас не было бы и разводов… А раз между супругами нет слова Божия, не стало и правды, нет у них и мира; без правды Божией распадается семья, без правды Божией супруги сердятся друг на друга и расходятся, на законных правах прелюбодействуют. И теперь мы всюду видим разврат. Потому нам нужно устыдить людей, чтобы они возненавидели развод; тогда возненавидят и разврат, возлюбив слово Христово.

– Грешны, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный». Братец продолжает:

– Повторяю еще раз: «Всякий разводящийся с женою прелюбодействует  и женящийся на разведенной прелюбодействует»: Помните это слово Евангельское. Нельзя обмануть Бога, как ты обманываешь человека. Исполни слово Христово, и Христос исполнит твою просьбу в молитве.

– Будем исполнять, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

Братец читает Евангельскую притчу о богаче и Лазаре:

– «Некоторый человек был богат одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях. И желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде; будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его».

Эта притча, говорит Братец, как и все Евангелие, относится ко всем людям. Она написана для того, чтобы мы научились питать, кормить бедных хотя бы крупицами, крошками Евангельскими. Одни из людей богаты, а другие бедны. И вот, бедные, видя богача, говорят ему: «подай нам хлеба: мы бедны, голодны»; но они не просят себе у Бога того хлеба духовнаго. В свою очередь и богатый, хотя и накормит нищих земным хлебом, но не напитает их хлебом небесным; и они остаются по-прежнему бедными и голодными, потому что если накормить голодных людей одним лишь хлебом земным, но не напитать их хлебом Евангельским, то они не избавятся от нужды и лохмотьев, от пороков и болезней, и останутся вечно нищими и больными. Поэтому необходимо, чтобы люди делились не только хлебом земным, но и духовным, т. е. правдою Божией. С правдою Божиею нищие не скорбят, а без правды Божией и богатые плачут. Почему? – потому что они питают только тело свое, а душа их остается ненакормленною и страдает наравне с бедным. Много и теперь бедных Лазарей в струпьях валяются за городом, и мимо них проходят богатые и бедные, православные и неправославные, наша обязанность – кормить этих Лазарей хлебом небесным, словом Божиим, а не проходить мимо, и они исцелятся от струпьев своих – болезней и нищеты и прославят Отца Небеснаго.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а Братец продолжает чтение притчи Евангельской:

«И, возопив, богатый сказал отче Аврааме умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочить конец перста свой в воде и прохладить язык мой: ибо я мучусь в пламени сем».

Иными словами, говорит Братец, «некому напоить меня». Итак, если ты духовно богат, то ты должен голоднаго накормить хлебом духовным, и когда ты напитаешь его этим хлебом, то у него не оскудеет и земной хлеб. Если мы станем кормить голодных и нищих одним хлебом земным, то этим мы не сократим, а распространим нищенство. Конечно, кормить нищих, помогать бедным вещественно нужно, но в тоже время нужно, и еще нужнее, накормить их хлебом духовным. Тогда человек избавится от духовной бедности, от душевнаго голода: тогда у него исцелятся язык и глаза: он не будет завидовать богатым, а также руки и ноги: он не будет воровать; словом, как струпья, спадут его недуги и нужды; тогда в нем появится страх божий, тогда у него будет мир с ближними. В наши дни человеку в его несчастии, бедности говорят: «сходи к богатому; он поможет тебе», но не посоветуют пойти к священнику попитаться духовно, хотя бы крошками Евангелия. В наше время люди богаты земною наукою, а лет 150–200 тому назад люди были неграмотные или малограмотные. Однако же тогда неграмотным жилось лучше, чем теперь грамотным. Тогда и сами не читали и не искали таких, которые почитали бы им каких-нибудь романтических повестей, а читали сами и искали таких, которые бы почитали им пророков и апостолов, писаний церковных и священных. И теперь если бы ты, пришедши к скорбящему, больному, почитал ему слово Божие, то он сказал бы: «я знаю теперь, за что я наказан! я должен пострадать, как разбойник; от меня люди плакали, и мне нужно пролить слезы в болезнях». Ты напитаешь его духовно, у него умножится вера, а чрез веру он исцелится от болезни, и не забудет тебя до гроба, назовет тебя «отцом родным», «братом родненьким».

Ты наш – «отец родной» и Братец дорогой! – восклицают слушатели; а Братец продолжает свое изъяснение:

Если ты взыщешь слово Божие, то и в бедности будешь благодарить Бога: сразу прохладится язык твой, и ты скажешь самому себе: «так мне и нужно»! Ты будешь говорить: «от меня отступили люди», а тебе скажет Христос: «днесь со мною будешь в раю»!

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а Братец продолжает объяснение.

Евангельский богач не мог войти в царство небесное потому, что был занят земным богатством, ему некогда было научиться правде Божией, между тем у богатаго Авраама была сильная вера, и он находил время учиться правде Божией. Если и мы взыщем слово Божие, если и мы поучимся у Авраама правде Божией, то тогда нам не повредят ни богатство, ни бедность. И если ты, подобно Евангельскому Лазарю, будучи бедным нищим, не сердишься, не ругаешься, не заведуешь ближним, то Господь пошлет тебе человека, который оденет и напитает тебя. А если ты, находясь и в лохмотьях, в тоже время не принимаешь слово Христова, сердишься и ругаешься, то тебя никто не полюбит, тебя не покормят и не оденут. Сердитых – богатых и бедных не любят, а кротких – и богатых и бедных все любят. Но кротость является через слово Божие.

И те, кто не питается крошками пророков и апостолов, крупицами святого Евангелия, все одинаково мучатся. Нынешние богачи и бедняки далеки и от Авраама и от Лазаря, и между богачами и бедняками в наше время утвердилась пропасть великая, идет кровопролитие, резня. А между тем, если бы те и другие говорили о Боге и Христе, то в душе, их не было бы мучения, и у них был бы мир.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели. Братец продолжает свою речь:

– Вот это самое и есть наше богатство – завещание Христово, которое оставлено всем – и богатым и нищим, и царям и рабам; и если мы будем жить по всему этому, то не будет у нас ни нужды, ни болезней. Святое Евангелие для того и написано, чтобы привести нас к Аврааму и Моисею, пророкам и апостолам, и чтобы накормить и обогатить нас. И когда люди проникнутся Христовым Евангелием, тогда они и исцелятся от своих струпьев – пороков, и супруги тогда не будут разводиться, как и Авраам не разводился с своей женой Сарой. А где не напитались крошками слова Божия. – Небесным хлебом, там происходят ссоры, драки, убийства, как у богатых, так и у бедных, – как в супружеской жизни, так и во всякой другой.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели. Братец продолжает читать Евангельский текст:

– Авраам сказал богачу: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне де он утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между ними и вами утверждена великая пропасть; так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Иными словами, – говорит Братец: ты, богач, наслаждался благами земными, а о Боге никогда не говорил, слово Божие никогда не судило тебя, и ты бегал от царскаго суда; но как ты не бегаешь, все-таки приведут тебя, избитаго и израненнаго, на Божий суд и мучение. Каждодневно пиршествовавший блистательно богач, как видим, не может подойти к богатому Аврааму; Авраам говорит о Боге, а этот богач говорит лишь о том, как бы позабавиться, повеселиться.

В Евангелии читаем далее:

– Тогда (пиршествовавший на земле) богач сказал Аврааму: «так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего: ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».

Моисей, говорит Братец, учил избранный народ правде Божией и вывел его из Египта в обетованную землю. И доныне учение Моисея, святая библия, слово Божие, хранимое и возвещаемое Православной Церковию, ведет людей от трудной работы к легкой и, подобно тому, как Авраам вывел своего племянника из плена, и нас научает выводить людей из плена, пьянства, разврата. И если мы, еще раз повторю, будем заботиться о богатстве духовном, небесном – о царстве Божием, то все остальное придет к нам, приложится само собой.

– Истинно, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Твоя песнословцы Богородице».

_________________

 

– Еще напомню вам, – говорит Братец.

– Напомни, дорогой Братец!

– Слово Апостола Павла из 6-й главы послания к Галлатам, и Братец читает и изъясняет 1–10 стихов этой главы:

– «Братий! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».

– Вы поясняет Братец слова Апостола Христова – духовные: как же вы живете-то не по-духовному; мы – православные: зачем же мы живем не по-православному? Ведь людей узнают по речам и поступкам их. Кому не известна старинная и до настоящаго времени существующая пословица: «попа и в рогоже узнают!». Так и православнаго узнают по делам, хотя бы он был  и в лохмотьях. Мы не привыкли говорить в духе кротости, т. е. в духе Евангелия, оттого у нас происходят ссоры, брань из-за каждаго слова, даже драки и убийства. Поэтому-то Апостол далее и говорит:

– «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов».

– Если же мы, – говорит Братец, – укоряем, озлобляем друг друга, то скажите, как же исполнится закон Христов? Если вы духовными мерами, в духе кротости, не сердясь будете вразумлять, исправлять человека погибшаго – пьяницу, развратника, то вы, таким образом, действительно, исполните закон Евангельский, Христов.

Далее в послании Апостола читаем:

– «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи нечто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром, с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет! Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; и сеющий в духе от духа пожнет жизнь вечную».

– Иными словами, говорит Братец: «Посеет человек ложь, а пожнет ложь; посеет вражду и пожнет ее. Сеет человек слово Божие, от слова Божия он и пожнет, и будет радоваться; если он сеет семя зла, то всегда будет находиться в унынии. Поэтому Апостол и пишет алее:

– «Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. И так, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».

– Дай, Господи! – восклицают слушатели. Братец изъясняет прочитанныя слова Апостольския.

– Христос Спаситель был кроток и смирен сердцем. Взыщи же слово Его, и ты обрящешь покой душе своей. Будем сеять веру в слова пророков и апостолов, святых отцов и учителей Церкви. И тогда мы, а равно и те, в ком мы посеяли эти слова, будут разумны и здоровы, кротки и радостны. А если не станем сеять этих слов, то люди будут порочны, голодны, сердиты, будут мстить, грабить, убивать.

Слушатели поют: «Седяй во славе на престоле Божества»…

_________________

 

– Еще напомню вам, –  говорит Братец.

– Напомни, дорогой Братец.

– Из 19-й главы книги пророка Исаии: пророчество об Египте.

– О нас, дорогой Братец! – восклицают слушатели.

Конечно, не для одного Египта, а для тех, кои поступают – живут по Египетски, – говорит Братец и читает 1-23 ст. из 19-й главы кн. прор. Исаии:

– «Вот Господь возседит в облаке легком и грядет в Египет, и потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Я вооружу Египтян против Египтян: и будут сражаться брат против брата, город с городом, царство с царством».

Господь, говорит Братец – Господь грядет во Египет, и от лица его потрясутся идолы Египетские, т. е. кои живут по-египетски, и будут они сражаться друг против друга, пока не изгрызутся. Каждому известно, что, когда Адам и Ева забыли слова Господа, то Господь в наказание за это сказал: «вражду положу»… За что же? именно, за то, что прародители наши не послушали слов Господних и вкусили запрещеннаго плода. И теперь, где вкушают запрещенное Богом, противозаконное учение, забыв слово Божие, бывает тоже вражда: жена жалит мужа, как змея, в пяту языком, а муж стирает ей голову кулаком. Часто супруги жалуются друг на друга, говоря: «вместе жить нам нельзя». Да ты взыщи слово Господне, и тогда будет у вас согласие, мир, любовь; не будет ни драк, ни убийств, ни самоубийств.

Далее читаем у прор. Исаии:

– «И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, – и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям».

Саул, когда славил Господа, помнил слова пророка Самуила, кто не прибегал к ворожеям, даже истреблял гадателей, а когда забыл Господа, то сам пошел к гадалке. Так бывает и между православными: когда они забывают Бога и Его слово, то идут к ворожеям и гадалкам. А между тем если бы ты не прибегал к гадателям, то Господь не предал бы тебя в «руки властителя жестокаго», о чем говорит Пророк в дальнейших словах.

– «И предал Египет в руки властителя жестокаго, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь Саваоф».

Почему, спрашивает Братец, почему Египетский царь был жесток? – да потому, что не было закона Божия в стране Египетской, и сделались Египтяне безбожниками, а безбожники своим поведением заставляют властелинов быть жестокими. Взыщи слово Божие, и у тебя будет истина и правда да и властелины будут милостивы к тебе. Если в людях нет закона Божия, слова Господня, то все освирепеют, а когда начнутся дерзости, семья распадется.

– «И истощатся, читает далее Братец по книге прор. Исаии, воды в море и… оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут, камыш и тростник завянут. Поле при реке, по берегам реки, и все посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет».

– И это, поясняет Братец происходит потому, что изсякла у людей вера в Бога. И вот, пошла междуусобная резня, и все святое пересохло и завяло. Возьмите в пример Иосифа, который помнил слово Божие, и сам был счастлив и сохранил от голода всю страну Египетскую.

– «И восплачут рыбаки, говорится далее у пр. Исаии, и возрыдают все бросающие уду в реку, и ставящие сети в воды впадут в уныние; и будут в смущении обрабатывающие лен и ткачи белых полотен; и будут сокрушены сети и все, которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе».

– И это все, говорит Братец, потому, что люди угрызают друг друга. Все это происходит и ныне. И теперь хозяева фабрик, заводов не редко не знают, что и делать, бывают в смущении, прекратить ли им свое дело или нет, когда рабочий народ своими безчинствами разоряет хозяев. Но если покаются, обратятся люди ко Господу Богу, взыщут слово Его, то опять все возстановится: когда в нас будет слово Божие, тогда всем будет хорошо: тогда и фабрика будет приносить пользу хозяину, и рабочий класс получит себе пользу.

«И обезумели, читаем далее у прор. Исаии, обезумели князья Цоанские: совет мудрых советчиков фарооновых стал безсмысленным… Господь послал в Египет дух опьянения, – и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его… И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трост. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую он поднимет на них».

– Господь, читает Братец,– послал Моисея, пророков, Христа, апостолов, чтобы вразумить людей; но они не поверили ни пророкам, ни апостолам, ни Моисею, ни Самому Христу, за то евреи и лишились своего государства.

Далее Братец читает по кн. прор. Исаии:

– «В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским (как бы французским, поясняет Братец), и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца. В тот же день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут ко Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника и избавит их».

– Если бы, изъясняет Братец, если бы не было притеснителя и притеснения (слез и рыдания, делания кирпичей), то евреи не обратились бы ко Господу. Для того и бывают притеснения, беды и несчастья, чтобы люди взыскали спасителя и избавителя: чрез то только они могут взыскать слово Господне.

– «И Господь, – продолжает Братец речь Пророка, Господь явится в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары и дадут обет Господу и исполняет».

– Исполним, дорогой Братец! – воскликнули слушатели. Братец продолжает чтение.

– «И поразит Господь Египет, – поразит и исцелит: они обратятся ко Господу, и Он услышит их и исцелит их».

Если бы, поясняет Братец пророческие слова, если бы Господь не поражал и не исцелял, то люди не знали бы силен ли Господь поразить и исцелить. Господь поражает и исцеляет: ведь и родители наказывают детей не за всякий проступок, чтобы не озлобить их… Спаситель, когда был младенцем во Египте то те, кои прикасались к Нему благовонными сердцами, веровали в него получили исцеления…

В тот день, – читает Братец последния слова из книги пр. Исаии, из Египта в Ассирию будет большая дорога, и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.

Другими словами: большая дорога будет переход чрез Христа и Его слово к трезвости, воздержанию. Что было в Египте, то есть и у нас. Большая дорога – это свободный выход из невоздержной, пьяной, развратной жизни, как из Египта. Все пойдут на эту – большую дорогу, чтобы хорошо, праведно жить. И все Египтяне будут тогда служить Господу и от радости будут воспевать песни.

Слушатели поют псалом: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых»…

 

_____________

 

Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой Братец.

– Житие св. священномученика Зиновия, епископа Эгейскаго, память коего совершается сегодня 30-го октября. И я поздравляю сегодняшних именинников, т. е. носящих имя св. Зиновия, с ангелом.

– Спасибо, дорогой Братец.

Затем Братец прочитал из книги: «Жития святых на русском языке, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», изд. 1904 г. месяц октябрь, на странице 630-й следующее место:

«Св. Зиновий получил от Господа дар исцелять недуги прикосновением своих рук. Так те руки которыя щедро раздавали милостыню нищим, Бог ущедрил силою чудотворения. Каким бы недугом человек ни был одержим, какою бы болезнью он ни страдал, он получил исцеление, лишь только касался его своею рукою святый Зиновий, Великую милостыню подавал, а угодник… Божий в течение всей своей жизни, то раздавая убогим имение, то ниспосылая по Божией благодати исцеления болящим, множество нечистых духов он отгонял от людей, утешал находившихся в печали, помогал бывшим в бедах. Сияя добродетелями и прославленный чудотворениями, он был избран во епископство в родном городе. Сей добрый пастырь ревностно пас Церковь Божию: постоянно помогал и благодетельствовал людям и исцелял недужных».

– Так читаем мы в житии св. Зиновия, говорит Братец и затем изъясняет по поводу прочитаннаго: Бог прикасается к твоим рукам, когда ты творишь ими добро. Но если ты руками похищаешь чужое, если ты в неправедном богатстве не бываешь верен, то кто поверит тебе истинное Евангелие? и если ты и чужом не был верен, то кто поверит тебе твое?

– Однажды, продолжает чтение жития св. Зиновия Братец – однажды к святому Зиновию пришла из Антиохи некая женщина, у которой по груди было неисцелимая рана. Много средств истратила сия женщина на свое лечение, стараясь найти у врачей исцеление от своей болезни, но они не оказали ей никакой помощи. Наоборот, ея лютый недуг все более и более усиливался, так что ей уже угражала смерть. Увидев ее, св. Зиновий сжалился над нею, он прикоснулся своей рукой к ея язве и ознаменовал пораженное место крестным знамением. Тотчас язва пропала, и женщина ставшая после того совершенно здоровой с великой радостью возвратилась к себе в Антиохию».

– От прикосновения рук св. Зиновия, говорит Братец, исцелились болезни. И мы все должны прикасаться к слову Божию, к учению Христову и проникаться им. Некоторые из православных христиан носят имя Зиновия, но не все прикасаются к святой жизни небеснаго покровителя своего, св. Зиновия, не все даже знают, и не все хотят знать, каков был святый священномученик Зиновий, что он делал и что мы должны делать. Но когда ты прикоснешься к его святой жизни, поймешь, как он жил, тогда и твои руки исцелят тебя и твой пример будет целить человечество.

Этим и закончилась беседа Братца Иоанна.

 

______

 

После этого Братец сошел с кафедры, и народом была пропета песнь: «Богородице, Дево, радуйся», Братцем прочитана молитва: «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый», пропета была присутствующими: «Небесных воинств архистратизм», Братцом прочитана была другая молитва: «Господи, огради мя силою креста Твоего честнаго» и народ стал подходить к Братцу под благословение и целовать его руку. А в это время исполнялись неоднократно и поочередно следующия песнопения: «С нами Бог: разумейте языцы», «Всемирную славу», «Память праведнаго с похвалами», «Пречистому образу Твоему поклоняемся», «К тому возопию Владычице?», «От юности моея» и в заключение: «Спаси Господи люди Твоя»… При восторженных восклицаниях народных: «Спасибо, дорогой Братец», – Братец ровно в 6 ? часов вышел из зала.

 

С. П. Ц.