БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

13-го ноября 1911 года

 

 24-ая НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ 

 

Взойдя на кафедру, Братец сказал:

– Сегодняшнее Евангелие читается из 8-й главы Евангелия Луки: «И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти».

Никогда Иаир не пришел бы ко Христу и не стал бы кланяться Ему в ноги, не стал бы просить Его, чтобы Христос посетил дом его, если бы дочь его не была при смерти. Также и мы никогда не молились бы и не пришли бы ко Христу, т. е. к Его учению, если бы у нас не было болезней, несчастий и скорби, но болезни, несчастия и скорби призывают нас ко Христу.

Это записано для того, чтобы все мы, читая это, вспоминали свои болезни, несчастья и скорби и обращались бы ко Христу.

Иаир молился в синагоге, но исцеления его дочери не было, и нужда заставила его искать Христа.

Издревле искали людей, т. е. пророков, апостолов, отцов Церкви, чтобы их молитвами Господь исцелял от болезней, нужды и несчастий. Болезнь дочери Иаира заставила его искать Христа и просить его исцелить ее. Также и наши нужды заставляют нас искать Христа и просить Его избавить нас от нужды, болезней и печали.

Далее читаем: «Когда же Он шел, народ теснил Его». Спасителя всегда окружал народ, потому что видел Его чудодейственную силу.

Далее читаем: «И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко мне? когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит; и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к нему, и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя: иди с миром.

Женщина исцелилась, но боялась пред людьми исповедывать исцеление от Христа, потому что ее могли бы укорять, говоря: «ты исцелилась не от синагоги, но от какого-то самозванца, от сына плотника». Она боялась открыто пред народом исповедать Христа из-за того, чтобы люди не осмеяли ее, говоря: «разве можно исцелиться через прикосновение к одежде? Ты – иудеянка, а пришла целиться к Иисусу Христу». Она боялась исповедать Его открыто «ради страха иудейска», как говорит писание: «даже многие из фарисеев и начальников уверовали во Христа, но не исповедали его ради страха иудейска» (Иоанн. 12, 42).

Женщина исцелилась от прикосновения к одежде Христа. И по сие время, по примеру этой женщины, люди прикасаются к разным священным предметам, к гробницам святых, к иконам, но не хотят прикоснуться к учению Христа, к Евангелию, а потому не имеют веры и не получают исцеления. Такия люди без веры похулили всю святыню. О таковых говорит апостол Павел: «ради вас хулится имя у язычников» (Рим. 2, 24).

И вовремена Моисея, когда целил ковчег Завета, люди хотели целиться от ковчега, но не хотели прикасаться к учению завета Моисея.

Поэтому только те исцелялись от Христа, которые, кроме того, что прикасались к Его одежде, прикасались еще и к Его учению, к Его проповеди и чрез проповедь избавлялись от худых дел.

Раз у человека есть вера, то он не может иметь дружбу с скоморохами, балалаечниками, плясунами, пьяницами и развратниками. Таковой будет находить себе таких друзей, которые будут говорить о Христе, а он окрепнет верою во все святое, и тогда он исцелится от болезней, нужды и печали.

Чрез прикосновение женщины ко Христу течение крови у нея остановилось. Так если и мы прикоснемся, как женщина, к учению Христа, то течение крови остановится во всем мире, и тогда не будет революции, не будет резни, а будет мир во Христе.

– Помолись, дорогой Братец! – говорят слушатели и поют: «Царю небесный».

После пения Братец говорит:

– Когда женщина объявила свое исцеление, тогда Христос сказал ей и доныне говорит: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Как тогда Христос говорил, так и доныне мы слышим его голос через Писание.

Кровоточивая, получив исцеление, хотела уйти молча, но Христос хотел, чтобы прославилось Божье имя на земле. Так бывает и с нами, как с той женщиной: мы скрываем исцеление, говоря: «это само прошло или от травки». Мы не привыкли прославлять Христа во исцеление своих, а некоторым бывает даже стыдно говорить о Христе.

Далее читаем: «Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему в утешение и доныне подобным говорит: не бойся, только веруй, и спасена будет».

Этими словами Христос укрепил веру Иаира. Женщина исцелилась, значит, и дочь воскреснет.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Пришедший к Иаиру иудей сказал ему это для того, чтобы Иисус не шел к нему в дом. Иудеи боялись, что если Иисус воскресит дочь Иаира, то Иаир уверует и прославит Его, и тогда поколеблется вера в синагогу, синагога опустеет, и все пойдут за Иисусом Христом. Но Христос не нарушить пришел Писание, а исполнить.

– Исполнил, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Тогда говорили и доныне говорят, что чудеса были только во дни Моисея, Давида и Христа, а теперь их нет. А я скажу: Бог был всегда: днесь, вчера и во веки тот же и всегда Он творил чудеса и будет творить до скончания века.

Далее читаем: «Пришедши же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. Но иудеи смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ея; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ея. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем».

А гадаринскому бесноватому Христос говорил: «иди и разскажи, что сотворил тебе Бог и как помиловал тебя». Начальника же синагоги Иисус просил не сказывать никому о воскресении его дочери. Он был человек благородный и мог бы смутиться, подумав, что Христос заставляет его прославлять сотворенное Им чудо. Поэтому Христос и запретил ему разсказывать. Но так как многие знали, что у Иаира дочь была мертва и по слову Иисуса воскресла, то этого нельзя было утаить, да к тому же Иаир истинно уверовал во Христа Целителя и не мог умолчать о воскресении своей дочери. Христос знал, что чем больше ему запрещать, тем больше он будет разсказывать о чудесах Его.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы могли видеть пример. Христос воскресил дочь Иаира и велел дать ей есть. И ныне до тех пор мы духовно не воскреснем, пока не вкусим хлеба духовнаго – Евангелия. Если мы не будем питаться словами пророков и Евангелия, то наши дочери по трактирам и гостиницам останутся мертвыми. И подобно такие же мертвые погребают мертвецов. Но дайте этим мертвецам духовнаго хлеба и они воскреснут из мертвых и прославят Отца небеснаго.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Чаю воскресения мертвых, чаю воскресения трезвых. Они должны ожить во Христе при первой духовной трубе проповедника. Они пробудятся от балалаек, от пьянства и разврата и будут жить справедливо во Христе.

– Спасибо!

 

_________________

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Первое послание апостола Петра, 4-ю главу: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию», т. е. мыслию страдать: «ибо страдающий плотию перестает грешить», т. е. страдающий плотию оставляет порочную жизнь и пьянство и вы легко можете победить человеческую прелесть.

Поэтому апостол и говорит далее: «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воде Божией».

А если человек не страдает плотию и нет у него никакого несчастья, то он не может оставить своей дурной привычки по доброй охоте.

Христос страдал добровольно, а мы страдаем за свои грехи или иначе сказать от дурных привычек.

Далее читаем: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению».

В прежнее время люди жили по вере языческой, предавались идолопоклонству и нечистотам. И ныне люди точно также поступают и предаются пьянству и разврату. Бог дал человеку все нужное для того, чтобы он пользовался всеми благами по   закону. А так как он не исполняет закона, то он наказуется Богом всякими болезнями, как говорит пророк: «от подошвы до темени нет здорового места» (Ис. 1, 6).

Далее говорит апостол Петр: «Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том распутстве и злословят вас».

Почему дивятся? Потому что были пьяницы и стали трезвые, были развратные и стали жить честно, потому что познали Христа.

– Братца дорогого, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».

Христос говорил: «слово Мое есть дух и жизнь». И кто принял Христово слово, тот принял и дух Христов.

Далее читаем: «Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах».

1900 лет прошло и Христос говорит: «близок конец живущим по вере языческой». Ты должен жить благоразумно, бодрствуя в молитвах, и тогда спасешься ты и весь дом твой.

– Спасибо!

– Далее апостол пишет: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии: служит ли кто, служи по силе, какую даст Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».

Ты полюбишь – и тебя полюбят. Не ищи в других любви, сам люби и тебя будут любить.

Впрочем, я вам скажу, что я вас так не люблю, как вы меня любите. Вы меня более любите, чем я вас и я должен учиться у вас вашей любви.

– Нет, ты нас больше любишь, а мы тебя сначала ругали и гнали. Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– Апостол говорит: «служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог». И ты, чем только можешь, послужи, и тогда мы не будем иметь бедных. Ты сам помоги и послужи если не материально, то хотя хорошим советом, – тогда и тебя полюбят. Тогда тебе и просить не придется: люди сами по любви позаботятся о тебе.

Далее читаем: «Возлюбленные! огненнаго искушения, для испытания вам посылаемаго, не чуждайтесь, как приключения для вас страннаго».

При искушении даст Бог и облегчение.

Далее читаем: «Но как вы участвуете в Христовых страдания, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуйтесь и восторжествуйте».

А мы частенько страдаем не во Христе, но из-за богатства, а ради Христа никогда не страдали.

Далее апостол говорит: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется».

– Спасибо!

– А потому я скажу словами апостола Петра: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?»

Если пострадаешь за имя Христа, то надо прославлять Его за то, что Он тебе такую участь послал.

Ясно, какой конец будет противникам, не покоряющимся Евангелию Божию: какой конец был евреям, не покорившимся Евангелию, такой конец и нам будет за неверие в слова Евангелия.

– Помолись! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения Братец говорит:

– Из этого послания апостола Петра мы видим, что он призывал людей в то время для того, чтобы привести их к покаянию, чтобы удержать за евреями государство. Но они воспротивились и убили Христа, а потому и Господь отнял у них виноградник и дал его тем, которые будут приносить плоды Евангелия.

– Помолись, – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

 

_________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам книгу пророка Иезекииля, главу 3-ю: «И сказал мне Бог: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву». Тогда я открыл уста мои и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед».

Неужели надо буквально понимать эти слова и пророку нужно было есть какой-то свиток вроде бумаги, на котором были написаны слова Господни к Иезекиилю? Не бумагу, не свиток нужно есть, а то, что на нем написано. Что читаешь, то и ешь, потому что чего начитался, тем и напитался. Читал Священное писание и напитался духовно. Поэтому Христос и говорит: «не одним хлебом будет сын человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», т. е. из книг Священнаго Писания, ибо что там написано, то все написано от Бога. Поэтому когда Бог говорил Иезекиилю, чтобы он ел свиток, то Иезекииль понимал Бога и вкушал Священное Писание, т. е. читал его и сам духовно питался и других питал этой пищей и вразумлял, наставляя их на путь истины, на путь учения Божия. Что начитался, что напитался, – это все равно. Кто не съел этой книги, т. е. не напитался ею духовно, тот не может прийти к покаянию и других привести к покаянию.

Далее читаем: «И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами».

Иезекииль видел то же, что и Иоанн Богослов: Иезекииль видел Бога со свитком, и Иоанн Богослов видел ангела – тоже с книгой. И ему также было сказано: «съешь сию книгу, в устах она будет сладка, как мед, а во чреве твоем будет горька». (Откр. 10, 9). Это почему? Потому что когда мы говорим, тогда нам бывает сладко, а когда за это приходится страдать, то становится горько.

В настоящее время и мы можем точно также питаться от книг пророков и апостолов.

Господь говорил пророку Иезекиилю: «говори им Моими словами», т. е. так, как написано в Писании. А то многие проповедуют: «мне снилось, мне виделось, казалось» – и такими словами, такою речью, такою проповедью вводят народ только в заблуждение.

В те времена пророки обличали худые поступки людей и говорили: «поверьте и покайтесь и вы будете спасены». Они говорили это потому, что народ погибал от преступлений и кончал жизнь самоубийством, как и теперь. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Говорит Господь: ибо я посылаю тебя не к народу с речью невнятною и с непонятным языком, но к дому Израилеву; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя; а дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лиц их и твое чело крепким против их лба».

Я это сделал для того, чтобы ты говорил им правду.

Далее читаем: «Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицом их, ибо они мятежный дом. И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которыя буду говорить тебе прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: так говорит Господь Бог! будут ли они слушать, или не будут».

– Будем слушать Братца дорогого, – говорят слушатели, – а Братец, сокращяя главу, читает с 17-го стиха:

– «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконному: «смертию умрешь», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконнаго пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих».

Если б беззаконники смертию не умирали, то Я бы ничего не сказал, а то тогда они умирали и теперь умирают. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконнаго пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу свою».

Т. е. если ты будешь вразумлять беззаконника и беззаконник не послушает тебя, то ты все-таки говори ему и этим спасешь душу свою.

Далее: «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведныя дела его, какия делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит; то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу свою. И была на мне там рука Господа, и Он сказал мне: встань и выйди в поле, и Я буду говорить там с тобою».

Иезекииль говорил по ревности своей и во храме и на площадях.

Далее читаем: И встал я и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава, которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лицо свое. И вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною и сказал мне: «иди и говори этому народу упорному – с крепким лбом: «так говорит Господь Бог! кто хочет слушать, – слушай; а кто не хочет слушать, – не слушай: ибо они мятежный дом».

Господь призывал пророков и апостолов для того, чтобы люди веровали Божьим словам. Что было тогда, то и всегда будет. Но люди говорят, что это новое. Нет, это не новое, это было прежде бывших веков, как говорит пророк. Для чего это написано? Для того, чтобы когда почитаешь книгу пророка Иезекииля, просмотришь книгу Моисея и Евангелие, то увидишь, что это было и есть. И тебе станет все ясно и понятно.

– Очень понятно! – говорят слушатели и поют: «Блажен муж».

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам Евангелие о воскрешении дочери Иаира, напомнил послание апостола Петра и книгу пророка Иезекииля, который приводи Израиля к покаянию, дабы избавить израильский народ от разрушения его царства.

Это же Писание, относится и к нашей жизни, чтобы и нам избавиться от нужды, болезней и печали.

– Спасибо!

– Еще напомню вам житие святаго Иоанна Милостиваго, празднуемаго 12 ноября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», на 287–288 стр., следующее:

«Один купец, потеряв все свое богатство в море, пришедши в крайнюю нищету, просил святого помочь ему. Святой дал ему пять литр золота. Получив золото, купец накупил на него множество товаров и, сев на корабль, отправился поморю в другие города. Но, потерпев кораблекрушение, он снова потерял все и только сам еле живым спасся от потопления. Тогда он снова пришел к святому Иоанну и разсказал ему о случившемся. Иоанн заметил ему: «ты имел еще иное золото, собранное неправдою, и его ты смешал с церковным золотом, данным тебе мною. Вот почему и погибло и то и другое».

– Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать далее:

– «Сказав это, он дал ему еще золота, вдвое более прежняго, около десяти литр. Но в третий раз купца постигло тоже злоключение. Весь товар его погиб в море, и он уже не осмеливался показаться на лицо патриарху, но рыдал, сидя в своем доме, посыпав пеплом голову и намеривался лишить себя жизни. Узнав о сем, святой призвал купца и сказал ему: «зачем ты приходишь в отчаяние от печали? Уповай на Бога, и Он не оставит тебя! Но я думаю, что это несчастие случилось с тобою оттого, что ты владел неправильно приобретенным кораблем».

Вот отчего бывает у нас у всех несчастие и нужда в торговле. Мы частенько обижаемся на Бога, людей и стихийныя обстоятельства, а себя не признаем виновными в том, что мы неправильно приобретали капиталы и корабли, почему они и погибают от несчастия.

– Прости! Помолись!

– Далее читаем: «Сказав это, Иоанн приказал дать купцу церковный корабль, наполненный пшеницею, и затем отпустил его. Получив данный ему корабль с пшеницею, купец поплыл по морю. И вот внезапно поднялся сильный ветер и понес корабль в неизвестную страну. Купец, узрев в видении своего благодетеля, святого Иоанна Милостиваго, патриарха Александрийскаго, стоявшаго на корме и управлявшаго кораблем, оставался в надежде, что по молитвам святого плавание придет к доброму концу. Через двадцать дней и столько же ночей они пристали к берегу Британии (Англии). В сей стране был тогда сильный голод. Народ, узнав, что к городу их подплыл корабль с пшеницею, весьма обрадовался и стал поспешно раскупать пшеницу. Итак, купец сей прибыльно продал там пшеницу, получив за одну половину проданнаго – золотом, а за другую – оловом. На возвратном пути он прибыл в Декаполь (в северной части Палестины). Желая здесь продать олово, он увидел, что оно превратилось все в золото. Обогатившись таким образом, купец с радостию возвратился в Александрию и разсказал всем о своем удивительном чуде, которое произошло по молитве и милости святаго Иоанна».

Вся жизнь человека еще прежде нас записана в Библии, Евангелии и Житиях святых, и когда мы их читаем, то и видим, от чего капиталы исчезают, от чего корабли тонут. Но когда прочитаем их, то всю жизнь узнаем и поймем, за что наказует нас Господь.

– Прости!

_________________

 

Еще напомню вам житие святого Иоанна Златоуста, столпа Церкви, празднуемаго сегодня.

С ангелом поздравляю имянниников!

– Спасибо!

– Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», за 13-ое число ноября, на 322–323 и 366–369 страницах, следующее:

«Угодник Божий, Иоанн Златоуст был сильным мужем не только в словах, но и в деле. Силою Христовою он творил чудеса, исцеляя молитвами недужных. Вот некоторыя из чудотворений святого».

«Некая женщина, по имени Евклия, имела единственнаго сына, который заболел горячкой и уже был при смерти. Придя к святому, Евклия умоляла его, дабы он исцелил больного. Иоанн, взяв воды, трижды сотворил над нею знамение святого креста, во имя святой Троицы, и покропил больного. Горячка немедленно прекратилась и, встав здоровым, больной поклонился святому и прославил Бога».

Когда мы будем получать исцеление от молитвы, то будет вера в Бога, а чрез веру в Бога мы не будем иметь никакой нужды и печали.

Еще такой пример приведу из жизни Иоанна Златоуста.

«Начальником крепости в Антиохи был один последователь Маркиановской ереси, причинявшей много зла благочестивым последователям Иоанна Златоуста. Жена этого начальника подверглась лютому недугу, который не могло искоренить никакое врачевство земное. Когда жесточайшая болезнь усиливалась день ото дня, начальник крепости призвал в свой дом маркиановских еретиков, упрашивая их помочь жене его. Еретики безпрестанно по три дня и более молились за больную с большим усердием, но не имели успеха. Тога жена сказала мужу: «я слышала про некоего пресвитера, по имени Иоанна, проживающаго у епископа Флавиана, что он истинный ученик Христов, и если он чего попросит у Бога, то Бог подаст ему. Умоляю тебя – отведи меня к нему, дабы он помолился о моем выздоровлении, ибо я слышала, что он творит много чудес. Маркиановцы же своими молитвами мне нисколько не помогают. Вот уже три дня они молятся – и мне не лучше. Из сего ясно видно нечестие их. Ведь если бы у них была правая вера, то Бог услышал бы их молитву». Муж послушался жены и отправился вместе с нею к православной церкви. Иоанн велел принести воды и попросил Флавиана сотворить на воде крестное знамение. Флавиан исполнил просьбу святого. Иоанн приказал облить сею водою болящую, и та немедленно встала здоровою, прославляя Бога. После сего дивнаго чуда начальник крепости вместе с своею женою присоединился к святой Церкви. По поводу этого присоединения была великая радость среди православных; маркиановцы же весьма смутились и гневались на Иоанна, повсюду распространяя хулы и клеветы на него и утверждая, будто он волхв и чародей. Но Бог вскоре заградил уста их, наведя на них жестокую казнь. Случилось это таким образом. Во время происшедшаго в Антиохи великаго землетрясения обрушился храм, в котором еретики – маркиановцы имели свои собрания; под развалинами храма погибло их великое множество. Из православных же вовремя сего землетрясения никто не погиб».

О таких и других чудесах Иоанна Златоуста скоро разнеслась повсюду слава. По причине такой славы Иоанна Златоуста многие из маркиановцев стали ненавидеть его. Против него возстали даже многие священники и епископы, которые и научили восточнаго царя Аркадия и его жену, царицу Евдоксию, сослать Иоанна Златоуста в ссылку, что и было сделано. Но Иоанн Златоуст не дошел до места своей ссылки и скончался на дороге.

«Когда о его смерти узнал римский папа Иннокентий, то он «весьма удивился и стал скорбеть о великом угоднике, пострадавшем за правду. Об обстоятельствах изгнания и смерти святого Златоуста папа сообщил западному императору Гонорию, брату Аркадия, и они оба горько сожалели о сем и немедленно написали послания царю Аркадию. Папа от себя писал: «кровь брата моего, Иоанна вопиет к Богу против тебя, царь, подобно тому, как древле вопияла кровь Авеля праведнаго против братоубийцы Каина; и эта кровь будет отмщена, так как ты в мирное время воздвиг гонение на Церковь Божию. Ибо ты прогнал истиннаго пастыря Христова, а с ним вместе ты изгнал и Христа Бога, а паству Его предал в руки наемников – маркиановцев, а не истинных пастырей Христовых».

«Сие и многое другое писал Иннокентий к Аркадию, отлучая его и Евдоксию от Божественных Таин, а вместе с ними и всех сообщников их, которые участвовали в низвержении святого Иоанна».

«Гонорий с своей стороны написал брату Аркадию в защиту Иоанна: «Я не знаю, каким искушением ты прельстился, брат, доверившись жене своей и, по ея настояниям, устроив то, чего не сделал бы ни один благочестивый царь Христианский. Находящиеся здесь епископы и преподобные отцы вопиют против вас с царицей за то, что вы низвергли с престола без суда и вопреки канонам великаго Божия архиерея Иоанна, и, истомив его жестокими муками, предали насильственной смерти».

«В конце этого письма Гонорий призывал Аркадия принести покаяние пред Богом и отомстить тем, которые были виновниками изгнания Иоанна. Получив послание от брата и от папы, император Аркадий впал в сильную скорбь и страшную боязнь. Розыскав в городе тех, которые возставали против Иоанна, он предал их различным казням: одних подвергнул усечению мечем, иных с безсчестием лишил сана. Некоторых епископов, судивших святого Иоанна и находившихся тогда в Константинополе, царь повелел схватить и с позором заключить в народной темнице. Не избежали гнева Аркадия и сама жена его, царица Евдоксия: Аркадий удалил ее от себя, заключил в отдельный дворец и всем, кроме рабыни, запретил к ней приходить. Вместе с этим он отправил в ссылку сродников царицы, которые вместе с нею злоумышляли на святого, и у одних из них отобрал имения, а других заключил в темницы и подверг истязаниям и мукам. Затем он написал к папе Иннокентию о всем, что он сделал, смиренно и с раскаянием спрашивая у него прощения. Он писал также и к брату Гонорию, прося его умолить папу снять с него отлучение. Вскоре Аркадий получил просимое. Прочитав смиренную его просьбу, папа принял его покаяние и писал к блаженному Проклу, который был тогда епископом Кизическим (Кизик – город в северо-западной части Малой Азии), дабы он снял с царя отлучение и сподобил его святых таинств, а блаженнаго Иоанна сопричислил к лику святых.

«Когда все сие так происходило, Бог, – отмщений Господь, – Сам отмстил врагам Своего угодника Иоанна; Он подверг их жестоким наказаниям еще на земле, так что они умерли лютою смертию. При этом все епископы, клирики, светские сановники и вообще все те люди, которые несправедливо возставали на святого Иоанна, покрылись болезненными нарывами, сгноившими всю плоть их и доведши их до смерти; у одних изсохли руки и ноги; у иных загнило все тело и во множестве появились черви, так что в течение долгаго времени от них исходил нестерпимый смрад. Один из числа неправедных судей, осудивших блаженнаго на изгнание, упал с лошади и внезапно умер, переломив правую руку, которою он подписывал несправедливыя обвинения против невиннаго Иоанна. Другой сделался немым и сухоруким и так скончался. У третьяго увеличился язык, изрыгавший хулы на святого Иоанна, и до того распух, что он не мог говорить; тогда он исповедал грех свой, написав его на хартии. И можно было видеть проявления страшнаго гнева Божия, обрушившагося различными казнями над виновниками Иоаннова изгнания».

«Александрийский патриарх Феофил, вследствие кончины римскаго папы Иннокентия, избежал человеческаго суда и наказания, но не избежал суда Божия. Он сошел с ума и от этого недуга умер. У халдиконскаго епископа Кирина сгнили ноги; их неоднократно пилили врачи, дабы он весь не сгнил; но все же плоть его не переставала гнить, и он умер после того, как ноги его были отпилены до колен. Грозный суд Божий также постиг и злосчастную Евдоксию. Будучи уязвлена печалию и стыдом, она заболела сильным кровотечением, и ея плоть кишела червями. От нея неслось такое зловоние, что мимоходящие не могли стерпеть смрада ея плоти; многие опытнейшие врачи врачевали ее и окуривали благовонными ароматами, но безуспешно. Тогда она спросила врачей: «почему вы не можете уврачевать меня от моего недуга?» Они же не осмеливались объяснить ей этого. – «Если вы, – говорила им царица, – не знаете причины, почему я не могу выздороветь, то я вам скажу: я получила сей недуг вследствие божественнаго гнева, постигшаго меня за зло, причиненное Иоанну Златоусту».

Так наказал Господь врагов святого Иоанна; самаго же праведника Он прославил в чудесах.

Это будет согласно Писанию: Иоанн Богослов в Откровении говорит: «от страданий и язв своих кусали языки свои за то, что хулили чудеса Божии и не вразумились воздать славу Богу» (Откр. 16, 10).

Частенько и мы за подобныя дела также страдаем. Но скоро покаешься – скоро поправишься.

– Прости! – говорят слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле Божества».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия, послания апостола Петра книги пророка Иезекииля и жития святого Иоанна Златоуста мы видим: Господь всегда прославлял ревнителей правды и до конца будет прославлять. И ничего дурного не могут сделать тому, кто живет по правде Евангелия.

В заключение разскажу еще в роде сказки, хотя в древнее время люди верили в такия сказки. Один богатырь похвалился своей силой и сказал: «силу небесную и ту сокрушу». Сказав это, он разрубил одного ангела, но из одного ангела стало два, а еще разрубил – стало четыре. И чем больше он их рубил, тем больше их умножалось. Хотя это и сказка, а, пожалуй, будем справедлива.

Возьмите пример: когда убили Христа, то явилось 12 апостолов. А когда убили 12 апостолов, то явились тысячи святых отцов, и чем больше их гнили и мучили, тем больше и больше и больше их появлялось. И никогда их не истребишь, потому, что силы Божьей никогда не победишь.

Мученики всегда воскресали и во все века будут воскресать.

– Спасибо!

 

Трезвенник.