БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

20-го ноября 1911 года

 

25-ая НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ 

 

Сегодняшнее Евангелие читается из 10-ой главы Евангелия Луки: «После сего Господь избрал других семьдесят учеников и послал их по два пред лицеем Своим во всякий городи место, куда Сам хотел идти, т. е. послал их проповедывать то, что они видели и слышали от Него. И в настоящее время каждый человек, если он что видит и слышит, то он это может в точности разсказать. Но если он только слышит, а не видит, то он не может верить. Если он только слышит слова о чудесах, которыя были раньше, а не видит чудес в настоящее время, то он не может верить и не может целить ни себя, ни других. Если кто говорит одно только поучение, а не может подтвердить его делами и чудесами, то он не может распространять правду. Если кто будет учиться мастерству у мастера, который только говорит, как что надо делать, а сам этого не делает, то такой ученик будет учиться до старости и все-таки не научится мастерству.

Далее читаем: «И сказал Христос и доныне говорит: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою», т. е. делателей Евангелия, правды и трезвости.

– Спасибо! – говорят слушатели,– а Братец поясняет:

– Христос говорит о делателях Евангелия. И в настоящее время нужны делатели Евангелия, но если мы только говорим, а не делаем, то кто нам будет верить? Христос говорит: «молитесь Господу, чтобы Он выслал делателей». Но мы еще не молились об этом.

– Прости! – говорят слушатели.

– Мы молимся только о том, чтобы Господь дал нам хлеба, одежду и прочее материальное, а о делателях Евангелия не молились, и потому Он не исполняет нашей молитвы. Но если мы будем молиться Господу, чтобы Он выслал делателей Евангелия, то Он в точности исполнит нашу молитву. И когда мы увидим дела этих делателей, увидим, как они исцеляют слепых, хромых, прокаженных, Томы скажем: это в точности истина.

– Истина, говорят слушатели.

– Далее говорит Христос: «идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков». Этими словами Христос указывал своим ученикам на страдания, которыя им придется переносить. И как Христос, апостолы и древние христиане страдали за правду, так и мы должны страдать. Но как добрый пастух спасает овцу от волков, так и Господь спасал и спасет тех, которые страдали и страдают за истину Евангелия.

Далее говорит Господь: «не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте». Я бы не знал этого, если бы мне самому на самом себе не пришлось это узнать. Когда я лишился всего материальнаго и стал разсуждать и ревностно говорить о Христе, то мне все приложилось по слову Христа: «ищите прежде всего царства Евангелия, остальное все приложится вам». И тогда я только понял, почему не нужно брать с собою ни мешка, ни сумы, ни обуви. Все это посылает Господь чрез людей тому, кто ревнует о слове Божием. И такого все любят: и бедные, и богатые, и знатные, и низкие. Таковой служит всем в утешение. И весь мир будет защищать такового и ему не нужны будут наемные защитники.

Далее говорит Христос: «не приветствуйте никого на дороге». Почему? Потому что если ты будешь приветствовать того, кто еще не уверовал во Христа, то он может похулить Его. Ты  должен только говорить, беседовать с ним, но не приветствовать его на своем пути.

Вот почему Христос посылал своих учеников без охраны и без сумы. Правда сама будет охранять ученика Христа, но для этого надо быть истинным учеником Христа, а не по одному лишь названию. Теперь же люди только хвалятся Христом, но не идут за Ним и стыдятся  говорить о Нем.

– Прости! – говорят слушатели.

– Недостаточно одного имени «православный». Надо делать еще дела православныя, которыя делали все пророки, Христос, апостолы и древние христиане. И когда ты будешь делать эти дела, то и тебе скажут: «ты похож на всех пророков».

– Похож, – говорят слушатели.

– И тогда поверят тому, что ты говоришь, и молитва веры исцелит болящаго.

– Далее читаем: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится; в доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом. И если придете в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат». А если предложат мясо и сороковку? Хотя Христос и сказал: «ешьте все предложенное», но не все предложенное надо есть. Мало ли что нам предложат. Бывают, что предложат мясо или сороковку. И если ты не откажешься, тогда в твое слово о Евангелии верить не будут. Тогда и исцелений не будет.

– Далее читаем: «И исцеляйте находящихся в том городе больных и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие».

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Сказать: «Царство Божие», все равно, что сказать: «учение Божие». Все знают царство Божие и хотят в него войти, а в учение Божие не хотят взойти. Как же ты без учения Божия взойдешь в царство Божие? Если же кто взошел в учение Божие, тот взошел и в царство Божие. Царство Божие зависит от учения Божия.

Далее читаем: «Если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако ж, знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие, т. е. опять-таки учение Божие. Мы отрясаем прах, потому что мы говорили вам о Царстве Божием, а вы нас изгоняете из города. Так и евреи не приняли учения Христа и потому лишились своего государства.

Далее читаем: «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленныя в вас, то давно бы они, сидя во вретнище и пепле покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам».

Т. е. Содому и Гоморре будет отраднее, потому что там не сотворил Господь никаких чудес. А в Иерусалиме были явлены силы чудотворений и исцелений и потому Господь не простил и предал Иерусалим в руки римлян.

Далее читаем: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Капернаум славился, как просвещенный город, и возвышался до небес, но он отверг правду, возвещенную Христом, и погиб. Поэтому Христос далее и говорит: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшаго Меня».

– Прости! – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, сшедшаго с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змий и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Все пророки делали то, что написано в книгах пророческих. Так и мы должны делать то, что написано в Евангелии. Это и значит: «имена ваши написаны на небесах». На небесах, т. е. в книгах небесных: в Библии и Евангелии.

Христос говорил своим ученикам: «сатана просил Меня сеять вас, как пшеницу, но Я просил Отца Моего, чтоб не оскудела ваша вера». Христос старался посеять в учениках веру, а раз будет вера, т. е. вера в учение Христа, то все приложится нам.

Далее читаем: «В тот же час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение».

Христос славит Отца за то, что Он укрепил в Его учениках веру и чрез веру дал им силу творить чудеса: слепым отверзать очи, глухим – уши, мертвых воскрешать. И как тогда помогал Господь верующим апостолам, так и доныне Он таковым по вере в слово Его помогает.

– Спасибо!

– Далее читаем: «И обратившись к ученикам, Христос сказал: все предано мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите, и блаженны слышащие то, что вы слышите: хромые ходят, слепые видят, прокаженные очищаются, ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. И тогда один законник встал и, слушая Его, сказал: учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Как написано, так и живи. Он же сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближняго твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал: так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний»?

– Братец дорогой! – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Подождите, не перебивайте: дело не о Братце, – и затем продолжает читать:

– На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

– Мимо нас все прошли, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– Самарянин же некто проезжая нашел на него и, увидев его, сжалился и подошел перевязал ему раны.

– Это ты, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Нет, не я, а Христос, – и затем продолжает читать:

– Возлив масло и вино и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день отъезжая вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай также». Спаситель говорил законнику, чтобы он делал добро больным, увечным и несчастным, но законник этого делать не мог, т. е. того, что делал Спаситель. А мы хотя и заботимся и представляем людей в гостиницы, но там обучают их разврату. Также и деньги даем на пропой и разврат и говорим в оправдание: «Я пожалел, как самарянин». Поэтому если ты веришь во Христа, то представляй больных и несчастных туда, где говорят и беседуют о Христе. Поэтому Христос и сказал законнику и нам говорит: «иди и ты поступай также», т. е. как поступил Христос.

– Помолись, дорогой Братец, чтоб нам так поступать, – говорят слушатели, а Братец говорит:

– По вере вашей будет вам.

И все запели: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим: Господь призывал законника поступать так, как поступал самарянин. Но законник умел только законы читать и не понял того, что ему Христос говорил о самарянине, о масле, вине и динариях, которые истратил самарянин. И мы должны поступать также и давать масло, вино и динарии евангельские тем, которые в них нуждаются.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам слова апостола Павла к ефесянам.

– К нам, – говорят слушатели.

– Апостол Павел говорит: «итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Апостол был узником, а народ видел его терпение и слушал его проповедь.

Далее он говорит: «умоляю вас поступать со всяким смиренномудрением и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира».

Теперь много союзов, а мира нет.

– Прости! – говорят слушатели.

– Теперь только говорят о союзах, и устраивают союзы, но нет мира и на самом деле везде идет ссора, драка и убийство, и люди дерутся между собою, как собаки из-за падали. Почему? Потому что их союзы основаны не во Христе, но на золоте и серебре. А союзы, основанные во Христе, у апостолов и отцев церкви, отличались миром и крепостью. И в настоящее время может быть мир только во Христе.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: вошед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшед» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподния места земли? Нисшедший Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все».

Христос не только учил одними словами, но и Своею жизнью, страданиями и смертью подтвердил то, чему учил, и потому Ему крепко верили. Так если и мы будем не только учить одними словами, но и жить согласно учению Христа, то тогда и нам будут верить.

Далее читаем: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

Когда были пророки, тогда не было апостолов. А когда появились апостолы, тони не смешивали себя с пророками и потому в отличие от них называли себя апостолами, хотя имя «апостол» было сначала позорным именем. А мы стараемся называть себя почетным именем «православных ристиан трезвенников» и в то же время позорим его своею жизнию. Если же мы будем вести христианскую жизнь, то хотя бы мы и не называли себя православными христианами, другие со стороны, видя нашу жизнь, скажут: «вот это настоящий православный».

Поэтому мы должны стараться лучше жить по-христиански, нежели называться прежним высоким титулом. Иначе и хороший титул загрязнится.

И тогда, как говорит апостол, мы «придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимия и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, который есть глава – Христос».

Тогда мы не будем говорить: «Писание нам не нужно» и не будем подражать человеческому пожеланию.

Далее читаем: «Из Христа все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждаго члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего; будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дошедши до без чувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

А если мы будем верить в Евангелие и поступать согласно с ним, то мы не будем напрасно суетиться, не будем иметь омраченный разум и ожесточенное сердце, но святое Евангелие будет просвещать наш разум и смягчать наше сердце. Но мы не привыкли к священному Писанию и потому из кротких делаемся злыми, ожесточенными и впадаем в распутство. Если же мы будем проникаться священным Писанием, то из злых и распутных будем делаться кроткими и честными людьми.

Поэтому ап. Павел и говорит далее: «Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях».

И в настоящее время эта обольстительная болезнь есть: у того нос провалился, у того спина согнулась. Отчего? от похотливой страсти.

А если мы живем по Евангелию, то примером доброй жизни и других спасаем.

Поэтому апостол и пишет далее: «обновитесь духом ума вашего и облекитесь в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины».

Только вникнем в Писание, прочитаем в нем, как в древности люди предавались порокам, а потом, будучи наказаны Богом, исправлялись, и мы также покаемся и исправимся. И тогда мы получим честь и уважение от людей и от Бога.

И все вновь запели: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия и послания апостола Павла к ефесянам мы видим, что мы должны облечься в новаго трезваго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины. Что Бог делал чрез Христа и апостолов, то и мы должны делать то, чему учил Христос. Но если мы назвались христианами, а не делаем того, чему учил Христос, то мы обманываем самих себя.

Еще напомню вам книгу пророка Амоса.

– Напомни, – говорят слушатели.

И Братец стал читать из 3-й главы книги Амоса: «Говорит пророк: трубит ли в городе воинственная труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?».

Бедствия всегда бывают с нами только тогда, когда Господь их попускает. Так Иова постигли бедствия потому, что Господь позволил сатане искусить его, послав ему бедствия, но не касаясь его души. Господь, позволив сатане коснуться тела Иова, запретил ему касаться его души, сказав: «мучить – то его мучай, но души не касайся». Бог оградил душу Иова от искушений сатаны. Так и Христос ограждал и ограждает нас своим учением. И как Иов не похулил Бога ни в богатстве, ни в бедности, ни в болезни, так и мы никогда не должны хулить Господа, ни в болезнях, ни в несчастиях, ни в бедности, и за все благодарить Господа.

Далее читаем: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны рабам своим пророкам. Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое безчинство в ней и на притеснения среди нея. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои».

Тогда было великое безчинство, да и теперь немалое.

– Верно, прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! он низложит могущество твое, и ограблены будут чертоги твои. Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы». Так пастух спасает: остается только часть уха. А если Господь спасает, то Он спасает всего человека. Поэтому есть разница между спасением чрез пастуха и спасением чрез Господа.

Затем Братец стал читать 4-ю главу книги пророка Амоса: «Слушайте слово сие, телицы Васанския, которыя на горе Самарийской, – вы, притесняющия бедных, угнетающия нищих, говорящия господам своим: «подавай, и мы будем пить!» Клялся Господь Бог святостью своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших – удами. Вы умножаете преступления; вы приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши через каждые три дня. Вы приносите в жертву благодарения квасное, провозглашаете о добровольных приношениях ваших и разглашаете о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. Зато и дал  Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «За то Я удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя.  И сходились два, три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Покайся!»

– Прости! – говорят слушатели, –а  Братец поясняет:

– Из этого мы видим страдания евреев. За что? За то, что не слушались Господа и не обратились к Нему. В другом месте говорит пророк:  «я вас так наказывал, что от подошвы ноги до темени не было у вас здороваго места» (Ис. 1, 6).

Еще далее читаем: «Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших и маслин ваших пожирали гусеницы, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечем юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говори Господь».

– Прости! – говорят слушали, – а Братец читает дальше:

– Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль». И мы должны приготовиться встретить Господа. А где Он? Там, где двое или трое собраны во имя Его Евангелия. Там и Он посреди вас будет.

– Спасибо!

И все запели: «Блажен муж».

После пения Братец сказал:

– Еще напомню вам житие преподобнаго Никона Радонежскаго, празднуемаго 17 Ноября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго» за ноябрь, 477 стр.:

«Однажды, когда происходила осада Троице-Сергиева монастыря врагами и среди осажденных появились от голода болезни, Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются снегом». Иринарх с трепетом проснулся и на утро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И, действительно, ночью вышел снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым».

Теперь мы видим наоборот: немного случилось походить по снегу – и простудился. Почему? Потому что не было веры. Дело не в снеге, а в вере и послушании пророкам, Христу, апостолам и отцам церкви. Елисей пророк велел Неману искупаться в реке. Тот искупался – и стал здоров. Христос велел рыбакам закинуть сеть, говоря: «по слову моему закиньте сеть». Те закинули – и поймали множество рыб. А без слова Его всю ночь мучались и ничего не поймали. Всегда нужно послушание, дисциплина как на небе, так и на земле.

Поэтому и те, которые послушались Никона, исцелились от болезней.

Еще приведу такой пример из жизни святого Григория Неокессарийскаго, празднуемаго то же 17 ноября.

Сказав это, Братец стал читать из той же книги, на 463 странице, следующее:

«При кончине своей св. Григорий спросил предстоявших: «сколько еще неверующих в Неокессарии?». Ему отвечали: «только семнадцать держатся идолопоклонения, весь же город верует во Христа». Святой сказал: «когда я пришел в Неокессарию на епископство, я столько же нашел христиан – семнадцать всего, а весь город был бесовский; ныне же, при отшествии моем к Богу, остается столько неверных, сколько вначале нашлось верных, весь же город стал Христов».

– Дай, господи! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Подобно тому и я скажу: когда 17 лет тому назад я пришел сюда, то здесь ни одного не было трезваго и этот народ был в пьянстве бесовском, потому что ему не говорили о Христе. А когда стали говорить ему больше о Христе, то он оставил бесовское пьянство и узнал Христа.

– Спасибо, дорогой Братец!

 

Трезвенник

 

 

 

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте