БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

11-го декабря 1911 года

 

28-я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ 

 

Сегодняшнее Евангелие (от Луки гл. 14, ст. 1–24): «Случилось Иисусу в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним, не исцелит ли Он в субботу».

«И вот предстал пред Него человек страждущий водяной болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись исцелил его и отпустил».

И до сего дня если прикоснется к нам слово Иисуса, то оно исцелит нас от всякаго порока. И придется тогда замолчать тем, которые отвергают чудеса.

– Прости! – говорят слушатели и поют: «Царю небесный».

После пения Братец продолжает читать:

– «При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это».

Пришлось им замолчать. День субботний был предписан Моисеем для того, чтобы святить его, т. е. чтобы в этот день беседовали о слове Божием и о чудесах Божиих, и чрез это они исцелятся от пороков, нужды и печали.

Далее читаем: «Замечая, как званные выбирали первыя места, Иисус сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя; и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Спаситель этими словами предупреждает и избавляет тебя от стыда, от конфуза на случай, если ты будешь позван на брак. О чем, о чем только не учил Христос! Он учил для того, чтобы отблагодарить человечество, чтобы мы не возносили, а смиряли себя друг перед другом. И тогда между нами будет мир и любовь.

– Помолись!

– Далее читаем: «Сказал же Иисус и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

Христос делал призыв, чтобы люди заботились о бедных, больных и несчастных. Но теперь стараются позвать богатых, а бедных больных и несчастных забыли.

– Прости!

– Поэтому ищи бедных, больных и несчастных и позаботься о них – и блажен будешь. И если они исцелятся от твоего обеда или хлеба, то вечно будут в долгу пред тобой и вечно будут молиться о тебе и благодарить тебя.

– Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает далее:

– «Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»!

Христос призывал людей к Царству Божию, т. е. к слову Божию, и слушатели, слушая Его проповедь, не могли умолчать и воскликнули: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»!

И слушатели Братца также громко воскликнули:

– Спасибо, дорогой Братец, и мы не можем молчать.

После этого Братец говорит:

– Далее читаем: «Еще сказал Иисус: один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти».

Все благородно извинились или, иначе сказать, оправдались.

– Прости! – говорят слушатели, – Братец продолжает читать:

– «И возвратившись раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных».

Из этого Евангелия мы видим: Спаситель звал сначала богатых и счастливых, но все они отказались. Поэтому он позвал потом нищих, больных и несчастных, и они вкусили Его ужина и исцелились: слепой стал видеть, хромой – ходить, нищий – обогатился.

– Спасибо!

– Спаситель звал их для того, чтобы накормить их словом Божиим, исцелить и обогатить. Из них-то и образовалось христианское государство. А те, которые не вкусили ужина Христова, обеднели, и от ихняго государства не осталось камня на камне и они сделались скитальцами на земле.

Для чего это Господь устроил? Для того, чтобы в нас укрепилось Писание и утвердилось государство, хозяйство, семейство и все то, чем мы пользуемся.

– Спасибо!

– Спаситель звал на обед сначала богатых, земледельцев, торговцев и новобрачных, но они по-благородному отказались. Один отказался потому, что купил землю. Да будешь ли пользоваться ею? Другой отказался потому, что купил волов. Да будешь ли ты работать ими? Не постигнет ли смерть волос твоих? Третий отказался потому, что женился. Да будешь ли ты жить с своей женою? Будет ли между вами мир? Не будет ли ссора, драка и ножовщина без слова Божия? Так и бывает.

– Прости!

– Но кто вкусит слова Божия, тот делается благородным, у того устроятся хозяйство, укрепляется богатство, держится здоровье. Для того и зовет нас Господь на ужин слова Божия, чтобы насытить и облагородить нас, исцелить и сделать нас счастливыми. И когда ты насытишься – тогда и других насытишь и блажен будешь. Но у нас мало блаженных. Почему? Потому что мы не вкусили слова Божия, а вкусили романическия повести, от чего многие и покушаются на самоубийство.

В   настоящее время люди привыкли оправдываться и говорить: «время молиться, время веселиться». Но двум господам нельзя служить. Нельзя Богу молиться и на балалайке веселиться. Если рабочий при хозяине работает хозяйскую работу, а без хозяина на балалайке забавляется, то будет ли ему платить жалованье хозяин?

– Нет, – громко отвечают слушатели.

– Так и Господь не дает исцеления, богатства и здоровья тому, кто только лицемерно в храме молится, а вышел из церкви – на балалайке забавляется. О таковых говорит ап. Павел: «через вас хулится имя Божие у язычников». Покайся!

– Грешны!

– Сегодняшнее Евангелие призывает весь мир на этот брачный пир или, иначе сказать, ужин. И если ты вкусишь слова Божия, то сам насытишься и других насытишь и в семье твоей будет мир и радость и тебе будет почет от семейства твоего и от окружающих тебя. Если бы я не говорил вам о слове Божием, то разве вы могли бы уважать меня, такого ничтожнаго человека? Так и вас будут почитать, если вы вкусите слова Божия. Но мы часто по-благородному отказываемся от ужина Христова, говоря, что мы заняты делами; поэтому и Господь отказывается помогать нам тогда, когда мы молимся Ему. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам книгу пророка Аггея, главу 1-ую и 2-ую: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца было слово Господне чрез Аггея пророка к Зоровавелю, правителю Иудеи, и к Иисусу, великому иерею. Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время – строить дом Господень».

Народ израильский взял привычку говорить: «не пришло еще время строить дом Господень».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– И было слово Господне чрез Аггея пророка: «а вам самим пришло время жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении».

– Прости!

– Еще не пришло вам время строить дом Господень и каяться.

– Прости!

– А строить свои дома у вас есть время, говорит пророк. Вы оставили в запустении дом Господень. Поэтому и ваши дома будут пусты. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Стройте храм Божий».

– Помоги, Господи!

– Но вы не хотите строить храм Божий. Поэтому говорит Господь чрез пророка: «вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дыряваго кошелька. Так говорит Господь Саваоф; обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь», т. е. у вас будет вера и чрез веру успех в делах. А теперь вы «ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею. За что? говорит Господь Саваоф; за Мой дом, который в запустении». Нельзя ли его поправить и перестроить?

– Помоги нам! Постараемся! – говорят слушатели.

– Спрашивается: из какого же материала строить Божий дом?

– Скажи, из какого?

– Строй из негниющаго дерева, т. е. из слова Божия, из слов пророков, Христа и апостолов, и будет дом молитвы, дом Божий. А то вы устроили из себя дом разбойников, дом развратников, дом балалаечников. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Посему-то небо заключилось и не дает вам росы и земля не дает своих произведений, и ты работаешь для дыряваго кошелька».

Когда пророк говорил это, то израильтяне пришли к покаянию и поняли, что это наказание постигло их за то, что они относились небрежно к храму Божьему. И ныне мы видим: такия же наказания совершаются и у нас, но мы привыкли говорить: «это так случилось». Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Говорит Господь: и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека и на скот и на всякий ручной труд».

Но если ты позаботишься о храме Божием, то и Бог позаботится о тебе.

Поэтому пророк далее и говорит: «И послушались Зоровавель и Иисус и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланнаго Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, сказал к народу: «Я с вами! говорит Господь».

Когда израильтяне послушались слова Господа и позаботились о храме Божием, тогда Господь сказал: «Я теперь с вами». И весь народ возревновал о Господе и сказал: «а правду говорил Аггей».

– Правду! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– И стал Израильский народ строить дом Божий.

– И мы постараемся строить дом Божий, – говорят слушатели, – а Братец читает:

– «И возбудил Господь дух Зоровавеля, правителя Иудеи, и дух Иисуса, великаго иерея, и дух всего остатка народа, – и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога Своего. И в седьмой месяц было слов Господне чрез Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, правителю Ииудеи, и Иисусу, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней его славе, и каким видите его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись, Зоровавель, ободрись, Иисус, великий иерей, ободрись весь народ земли, говорит Господь и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами, при исшествии из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь»!

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Если вы не хотите заботиться о постройке храма Богу, то и Бог не позаботится о вас, и потому вы сеете много, а собираете мало и работаете для дыряваго кошелька. Это говорит Господь тем.

– Нам! – восклицают слушатели.

– Но кто строит дом Божий и поступает по закону Божию, тому говорит Господь: «не бойтесь! Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф. И слава последняго храма будет больше, нежели слава прежняго при Моисее.

– Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «И на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф».

– Дай, Господи! – снова восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– И ты будешь вкушать ужин Христова и у тебя будет мир.

Далее читаем: «Так говорит Господь Саваоф через пророка Аггея: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо варенаго, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи, сделается ли это священным? И отвечали священники: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, сделается ли это нечистым? И отвечали священники: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто».

– Прости!

– Так и я скажу: если нельзя было приносить жертвы нечистыми руками, то тем более нельзя строить храм Божий нечистыми руками. Как хозяин не платит жалованья нерадивому работнику, то так и Господь не дает благ тому, кто нерадиво исполняет Его закон. Но кто ревниво и свято исполняет Его закон, тому Он дает все необходимое.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. Приходили вы бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили в виноградник, чтобы набрать пятьдесят мер винограда, а получили только двадцать». Почему? потому что все у тебя нечисто.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Придешь от обедни и устроишь пирушку на славу и на балалайке забавляешься – и вот вместо 50 мер у тебя всего 20. Где же 30? Пропали из дыряваго кошелька.

– Прости!

– Далее читаем: «Говорит Господь: поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: «Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода;  а от сего дня Я благословляю их».

– Спасибо!

– Благословляет Бог только потому, что ты пообещался строить Храм Богу. Но как вы моги получать изобилие имения, когда вы строили храм богу Бахусу, т. е. на ваши деньги строились кабаки? Это храм Бахусу, храм бесу.

– Прости!

– И богу Бахусу приносили человеческия жертвы, – тога приносились и теперь оне приносятся еще в большем количестве, чем тогда. И мы по приношению таких человеческих жертв оказываемся такими же идолопоклонниками Бахусу, богу пьянства. Покайся! Строй дом Божий, пока не поздно.

– Грешны! Помолись! Постараемся!

– Далее читаем: «И было слово Господне к Аггею вторично: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю, и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другого».

И в настоящее время отмщается таковым безбожникам: из-за одного слова они в трактирах, ресторанах и гостиницах подкалывают друг друга. Если бы этого не было, я бы ничего не сказал. Но это все делается у безбожников.

Далее читаем: «В тот день, говорит Господь, Я возьму тебя. Зоровавель, раб Мой, и буду держать тебя, как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф».

– Спасибо!

– Из этого пророчества видно, что если мы будем жить без слова Божия, то придем в разорение. А если будем ревновать о слове Божием, то у нас состроится хозяйство, семейство и мирное государство.

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, на пути грешных не ста и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни получитеся день и нощь».

__________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Житие святого Спиридона, празднуемаго 12-го декабря. Все знают, что в день святого Сиридона происходит поворот солнца с зимы на лето, ночь убавляется, а день прибавляется, почему и говорят: «Спиридон – поворот». Но еще важнее знать, что во дни Спиридона уменьшилась тьма язычества и разврата и увеличился свет Евангелия. Это великий Сиридонов поворот.

Сказав это, Братец стал читать из «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за декабрь, на 331, 332, 344, 345 и 346 стр., следующее:

«На острове Кипре однажды был великий голод. В одном из городов этого острова, в Тримифунте, где св. Спиридон был епископом, жил один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутомимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множество хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он ссыпал его в склады, чтобы потом, с усилением голода, продать его подороже. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость – подать немного хлеба, чтобы ему не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал: «ступай, принеси деньги, и у тебя будет все, что только купишь». Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону.

– К дорогому Братцу, – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «И с плачем поведал ему о своей бедности и о безсердечии богатаго. Святой сказал ему: «не плачь, иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром».

– Спасибо!

– «Бедный вздохнул и пошел домой».

Он думал, что Спиридон даст ему хлеба. В то время верили, что если что скажет святой Спиридон, то это и сбудется.

– Верим, – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошел сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосерднаго сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесенный потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять беднаго брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

– Спасибо!

– Многие знают только один Спиридонов поворот: поворот солнца с зимы на лето. Но из этого жития мы видим, что есть еще другой поворот; сребролюбцы делаются безсребренниками, а нищие избавляются от своей нищеты. От такого поворота утверждается вера в Бога, а одно знание только о повороте солнца не доставляет людям веры в Бога. Я не отрицаю наблюдений за светилами небесными, но главное надо наблюдать за словом Божиим. Тога и наблюдение за светилами будет на пользу наблюдателю. А без веры в Бога и звездочеты работают для дыряваго кошелька.

Для чего это написано? Для того, чтобы исцелять нас от скупости и сребролюбия.

Еще такой пример приведу из жизни Спиридона-поворота.

– Скажи, дорогой Братец!

– «Один купец, житель того же Тримифунта, отплыл в чужую страну торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец пришел в ярость, стал бить ее и не желая с нею жить, гнал ее из своего дома, а потом пошел и разскала обо всем святителю Божию Спиридону, и просил у него совета. Святитель, сокрушаясь душевно о грехе женщины и о великой скорби мужа, призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она согрешила, так как о грехе свидетельствовал уже самая ея беременность, прямо сказал ей: «Зачем осквернила ты ложе мужа своего и обезчестила его дом?» Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась явно солгать, что она зачала не от кого другого, а именно от мужа. Присутствовавшие вознегодовали на нее еще более за эту ложь, чем за самое прелюбодеяние и говорили ей: «как же ты говоришь, что зачала от мужа, когда его двенадцать месяцев не было дома?» Она подняла шум и кричала, что ее Спиридон оклеветал и обидел. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до раскаяния, кротко сказал ей: «Женщина! в великий грех впала ты, – велико должно быть и покаяние твое, ибо для тебя все-таки осталась надежда на спасение: нет греха, превышающаго милосердие Божие, но я вижу, что в тебе прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием – безстыдство, и было бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание; и потому, оставляя тебе место и время для покаяния»…

– Грешны! Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– Мы во всеуслышание объявляем тебе: плод не выйдет из чрева твоего, пока ты не скажешь истины, не прикрывая ложью того, что и слепой, как говорится, видеть может».

«Слова святого в скором времени сбылись. Когда женщине наступило время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великия мучения и удерживавшая плод в ея чреве. Но она, ожесточившись, не захотела признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною смертью. Узнав об этом, святитель Божий прослезился, пожалев, что он судил грешницу таким судом, и сказал: «не буду я больше произносить суда над людьми, если сказанное мною так скоро сбывается».

Вот какой поворот! Вот отчего болезни! Вот почему у женщин и в настоящее время неблагополучны бывают роды и оне умирают за подобныя дела. А потом обвиняют повивальную бабку, как и та женщина обвиняла святого Спиридона, а своих грехов не признают. Потому я и говорю словами Спиридона: не выйдет плод из чрева твоего. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а среди женщин послышались истерическия крики.

После этого, по указанию Братца, все запели: «Правило веры и образ кротости».

После пения Братец сказал:

– Это молитва святому Николаю-Чудотворцу. Многия девицы молятся ему, чтобы он, подобно тому, как об этом говорится в его житии, бросил бы и им кошелек с деньгами, чтобы им выйти замуж с приданым. Все таковыя девицы молятся, чтобы Николай-Чудотворец  помог им справить приданое с шляпами величиною с лукошко, а о проникновении его словами нисколько не заботятся. Я не против нарядов говорю, я говорю против роскоши, которою вы прикрываете пустыя головы. Вы прикрываете свою пустоту роскошным убором и тем хотите обмануть других и ищите себе таких же обманщиков-женихов. Нет, вы просите себе у Господа евангельских талантов и добрых мужей, как просила Сарра и Ревека, и Господь даст вам и духовную красоту и пошлет вам благочестивую супружескую судьбу. Тогда и в лохмотьях вы понравитесь. А то вы ищите себе мужей обманной, штукатурной красотой среди веселой компании и вместо счастливой судьбы получаете позорную смерть. Покайся!

– Грешны!

Еще приведу такой пример из жизни Спиридона-поворота: «Одна женщина, по имени Софрония, благонравная и благочестивая, имела мужа – язычника. Она не раз обращалась к святителю Божию Спиридону и усердно умоляла его постараться обратить ея мужа к истинной вере. Муж ея был соседом святителя Спиридона и уважал его, а иногда они, как соседи, бывали даже друг у друга в домах. Однажды собралось много соседей святого и язычника; были и они сами. И вот, вдруг святой говорит одному из слуг во всеуслышание: «вон у ворот стоит вестник, присланный от работника, пасущаго мое стадо, с вестью, что весь скот, когда работник заснул, пропал, заблудившись в горах; ступай, скажи ему, что пославший его работник уже нашел весь скот в целости в одной пещере». Слуга пошел и передал посланному слова святого. Вскоре затем, когда не успели его собравшиеся встать из-за стола, пришел от пастуха другой вестник – с известием, что все стадо найдено».

– По твоим молитвам, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– Слыша это, язычник был несказанно удивлен тем, что святой Спиридон знает происходящее за глазами, как совершающееся вблизи; он вообразил, что святой есть один из богов, и хотел сделать ему то, что некогда жители Ликаония сделали апостолам Варнаве и Павлу (Деян. ап. 14, 3),т. е. привести жертвенных животных, приготовить венцы и совершить жертвоприношение. Но святой сказал ему: «я не бог, а только слуга Божий и человек, во всем подобный тебе. А что я знаю то, что совершается за глазами, – это дает мне мой Бог, и если и ты уверуешь в Него, то познаешь величие Его всемогущества и силы».

Спиридон делал то, что и Бог делает, а мы делаем то, что бес делает. Поэтому подобные Спиридону люди называются сынами Божьими, а нас за наши поступки называют сынами дьявола. Покайся!

– Грешны!

 

Трезвенник.