БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

 1-го января 1912 года 

 

НОВЫЙ ГОД 

 

Когда Братец, войдя в зал, подошел к иконам, то запел с слушателями: «Рождество Твое, Христе Боже наш»…

Потом он всходит на кафедру и поет с слушателями: «Дева днесь Пресущественнаго раждает», «С нами Бог, разумейте, языцы»… и «Христос раждается, славите»…

Затем Братец говорит:

– С Новым годом!

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели.

– С новым евангельским счастьем, – говорит  Братец.

– Спасибо! – восклицают слушатели.

– Не будем срамить и позорить стараго года, – говорит Братец, – тогда и новый год не будет гневаться на нас, и тем мы заслужим доверие у новаго года, и он принесет нам изобилие.

Если же мы будем проклинать старый год, говоря: «сякой-тякой старый год», то новый год скажет: «сто было старому году, то будет и мне».

А за наше недовольство и гнев вся стихия вооружается против нас: просим дождя – и получаем засуху, просим тепла – и бывает безвременный холод, просим мороза в зимнее время – и является безвременный дождь. Все это мы получаем за наш ропот и гнев.

В нынешний день новаго года читается следующее Евангелии из 2-й главы Евангелия Луки (стихи: 21–50):

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве».

Пророк Исаия свидетельствовал о Христе, говоря, что Он родится от девы. А теперь о Нем и ангел возвестил. Для чего? Для того, чтобы не поколебалась в нас вера в Иисуса Христа.

– Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужескаго пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Исх. 13, 2); чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных».

Из этого мы видим, что младенец Иисус Христос был принесен в храм для представления Господу, во исполнение Моисеева закона, по которому всякий первенец мужескаго пола должен быть посвящен Господу. Обряд посвящения первенцев Господу берет свое начало со времени исхода евреев из Египта. В то время египетские первенцы были истреблены за непослушание просьбы Моисея об освобождении еврейскаго народа из Египта, а еврейские первенцы были чудом избавлены от смерти за исполнение повеления Моисея о помазании кровью дверных косяков, и в знак избавления их от истребления родители их охотно отдавали их на служение Богу.

Поэтому и Матерь Божия должна была представить Господу первенца своего Иисуса Христа и принести в 40-й день после его рождения двух горлиц в знак своего очищения. Она не нуждалась в очищении, потому что была чиста, но сделала это для того, чтобы исполнить обряд Моисеев. И этим она дала нам, согрешившим, пример для того, чтобы и мы не гнушались обрядами, установленными в законе Христианском.

Далее читаем: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Когда он читал и переводил то место из книги пророка Исаии, где сказано, что Христос родится от девы, то Симеон усомнился в этом и хотел счистить слово «дева» и поставить взамен его слово «жена». Но явившийся ему ангел взял его за руку и сказал ему, что он не умрет, пока не увидит Христа. Его продолжительная жизнь была для него в роде наказания за неверие.

И ты до тех пор не умрешь, пока всех болезней и несчастий не перенесешь за свое неверие. Для того и посылаются тебе болезни и несчастия, чтобы ты чрез них пришел в покаяние.

Далее читаем: «И пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля».

Симеон говорит, что он увидел исполнившимся то, о чем он читал в книге пророка Исаии.

Но мы частенько всматриваемся в книги пророков и апостолов и не верим написанному в них.

– Прости!

Симеон ожидал пришествия Мессии, т. е. Христа, но сомневался, чтобы Он родился от девы. Но для Бога все возможно: если Бог сотворил из земли человека, то как же Он не может сотворить человека от девы?

Симеон называет Христа светом к просвещению язычников, потому что Его учение просветило язычников и избавило их от тьмы пороков и заблуждений.

«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем».

Иосиф и Мария, слушая Симеона, наверное, думали: если бы и мы не поверили, то вот старец свидетельствует об Иисусе.

«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се лежит Сей на падение и на возстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

Т. е. одним Он принесет спасение от пороков, болезней, нужды и несчастий, а для других он будет камнем преткновения.

Далее Симеон говорит Матери Иисуса: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Жизнь Иисуса Христа открыла многим глаза к Писанию и они увидели то, что было сокрыто в книгах пророков.

Пока Симеон только читал о деве со Младенцем, но девы с Младенцем не видал, то он не мог верить Писанию; а когда он увидел деву с Младенцем, тогда и поверил Писанию.

Так и многие другие пока только читали о Мессии, но Мессии еще не видали, то не могли верить; но когда они Мессию Христа увидали и в Писании о Нем прочитали, тогда поверили в Него.

Так и в настоящее время мы тогда только поверим Писанию, когда увидим делателей Писания, которые делают по Писанию.

Далее читаем: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Из этого можно понять, что пророки и пророчицы постились, молились и увлекались Писание, как Симеон и Анна, и потому пророчествовали согласно Писанию.

Также и ныне кто увлекается Писанием, тот получает откровение от Бога и у того открывается язык для проповеди слова Божия.

Далее читаем: «И она, т. е. Анна пророчица, в то время подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Она говорила так, как было написано, и потому нельзя было ей не верить.

Тогда вдова анна служила Господу и всегда беседовала из слова Божия, а нынешния вдовы не служат Господу, но, как говорит апостол Павел, оне ходят по домам, бывают болтливы, любопытны, некоторыя совратились вслед сатаны и желают вступить во второй, третий и даже четвертый брак. Таковыя сластолюбивыя вдовы, по словам того же апостола, подлежат большому осуждению и оне заживо ищут смерти (1Тим. 5, 6–15). За что это? За то, что не верят во Христа и отвергли его учение. Покайся!

– Грешны!

– А если найдешь слово Иисуса Христа, тогда и Христос найдет тебя вовремя нужды твоей и в скорби твоей утешит тебя.

– Спасибо!

Далее читаем: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарее. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Иисус был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник; когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его; но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневный путь, стали искать Его, между родственниками и знакомыми; и не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Чрез три дня нашли Его в храме, сидящаго посреди учителей, слушащаго их и спрашивающаго их; все слушавшие его дивились разуму и ответам Его. И увидевши Его удивились».

Все иудеи ходили в Иерусалим только на поклонение, но Иисус ходил туда для беседы о слове Божием. Он не только слушал учителей, но и спрашивал их и беседовал с ними.

Поэтому и в настоящее время не достаточно ходить по святым местам. Нет, надо еще, по примеру Христа, слушать, спрашивать и беседовать о слове Божием. А то Господь скажет тебе: «что мне с твоих поклонов, раз ты не принимаешь Моего слова и не беседуешь о нем». Поэтому Христос и говорит: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не исполняете воли Отца Моего?» (Матф. 7, 21).

Возьмите пример: если нищий попросит у тебя милостыни, а ты только поклонишься ему, то он скажет тебе: «что мне с твоего поклона, лучше бы ты не кланялся, да подал мне кусок хлеба». Такой сухой поклон не принес пользы нищему, а также и Богу.

Я не против поклонов: поклоны делай, но еще главнее вникай в слово Божие, беседуй о нем и проникайся им. И тогда ты будешь не только молитвенником, но и хорошим проповедником и делателем на ниве Христовой.

– Спасибо!

Далее читаем: «И Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов».

А Он этими словами доказывал им, что надо прежде всего искать царства Божия, т. е. слова Божия, спрашивать о нем и слушать его, и тогда все остальное приложится нам.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Все мы приходим в храм для поклонов, но выносим ли оттуда таланты евангельские? Очень редко. И Ирод хотел идти поклониться Младенцу Христу, но не потому, что он веровал в Него, но потому, что искал погубить Его. Так и в настоящее время многие ходят в храм, но не верят в слово Божие, и даже злоупотребляют им, говоря в свое оправдание: «и то не грех и другое не грех». Чревоугодники говорят: «не грех в уста, а грех из уст». Пьяницы говорят: «вино веселит сердце человека; ныне праздник, ныне разрешение вина и елея». Блудницы оправдываются тем, что Христос простил блудницу: «и меня простит Он», говорят оне.

Так все грешники оправдываются словами Божьими, чтобы им не мешали грешить.

И посмотрите: они погибают, как мертвыя осенния мухи, которых дворники сметают метлой и бросают в мусорную яму. Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– О том, как совершен был законный обряд над Иисусом Христом.

С этого времени идет новое счисление времени. Поэтому с этим событием связано и начало новаго года. И жизнь Иисуса Христа дает нам новую, воздержную жизнь и новое евангельское счастье.

– Спасибо!

 

___________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни!

– Книгу Моисея «Исход», главу 13-ую:

«И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждаго первенца мужескаго пола, от скота до человека, потому что они – Мои. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства».

– И мы были в рабстве пьянства, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле».

– Братец дорогой вывел нас из рабства пьянства, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И не ешьте кваснаго».

Почему? Потому что во время выхода из Египта нужно было спешить, а для приготовления кваснаго хлеба требуется много времени. Пресный же хлеб или опресноки можно изготовить за час, то сказать, что выходит после изготовления опресноков, все равно, что сказать, что выходит через час.

И теперь, если у кого нет часов, то он говорит: «чайку попью и выеду», т. е. он выедет приблизительно через час.

Но не все израильтяне послушались Моисея; некоторые из них замесили себе кислый хлеб; поэтому и сами остались кислыми в Египте.

– Прости, дорогой Братец!

– Далее читаем: «И когда введет тебя Господь в землю, о которой клялся Он оцтам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, – то совершай сие служение в месяце Авиаве, т. е. в месяце колосьев; семь дней ешь пресный хлеб, и не должно находиться у тебя кваснаго во всех пределах твоих, и в седьмой день праздник Господу».

Моисей дал законодательство о семидневном ядении опресноков для того, чтобы евреи, вкушая их, вспоминали, что Господь вывел их из Египетскаго рабства.

Далее говорит Моисей: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь Бог сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих; ибо рукою крепкою вывел тебя Господь Бог из Египта».

Ты был рабом в Египте и там месил кирпичи, а теперь сделался хозяином, и имеешь сам рабов, – так смотри же – не обижай их.

Далее говорит Моисей: «Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. И когда введет тебя Господь Бог твой в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, – отделяй Господу все мужескаго пола разверзающее ложесна, и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужескаго пола, посвящай Господу».

Моисей заповедует посвящать первенцев Господу потому, что они умерли бы во время истреблении египетских первенцев, а Господь чрез Моисея спас их.

– Поэтому Моисей и говорит далее: «в благодарность за избавление первенцев от истребления посвящай их Господу».

Но в настоящее время люди забыли, как Господь истреблял первенцев египетских, и не посвящают себя Господу, и потому подобно египетским первенцам истребляются: стреляются, давятся, топятся, травятся. Покайся!

– Грешны!

– Но кто посвящает тебя на служение Господу, т. е. кто исполняет волю Господа, а не свою, тот не истребляется и остается во всем благополучным, потому что его охраняет вера в слово Божие и чрез веру он бывает на все воздержен.

Далее говорит Моисей: «И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства».

– Чрез тебя, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Но мы не привыкли говорить о слове Божием и потому наши дети не почитают нас за родителей и ни о чем не спрашивают.

Я уже не раз говорил вам: я вам никто, я пришелец, для вас неизвестный, однако вы спрашиваете меня и исполняете мои слова, потому что я говорю вам о слове Божием.

Так и ты научи своих детей слову Божию, и они будут уважать и слушаться тебя, а если они не послушаются, то будут наказаны, и тогда они скажут: «это за то, что мы не послушались родителей и тем нарушили пятую заповедь: чти отца твоего и матерь твою».

Но в настоящее время родители говорят с детьми не о слове Божием, а увеселяют их в театрах, трактирах, гостиницах и на домашних пирушках, отчего и происходит неуважение к родителям и величайший разврат, и потому дети таковых родителей, если с ними случается какая беда, объясняют ее случайностью, а не тем, что они не послушались своих родителей.

Для чего это написано? Для того, что если мы будем верить в слова Моисея и слова Иисуса Христа, то избавимся от рабства разврату и пьянству и посвятим себя на служение Господу.

Но, как видится, ныне многие люди без слова Божия посвятили себя на служение Диаволу, и он ввергает их на самоубийство.

– Прости, дорогой Братец!

– Но еще не поздно, и ты можешь покаяться и исправиться, и тогда ты перейдешь от египетской, пьяной и развратной жизни к жизни трезвой и честной, как евреи перешли через Чермное море.

И когда потом спросят тебя: «как это случилось?», то ты скажи: «рукою крепкою вывел меня Господь из дома рабства и пьянаго разврата».

– Спасибо!

Поэтому и Моисей говорит: «Когда сын твой спросит тебя: что это? то ты скажи ему: когда фараон упорствовал отпустить нас, то Господь умертвил первенцев египетских, от первенца человеческаго до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужескаго пола, а всякаго первенца из сынов моих выкупаю».

Если бы и теперь первенцы не истреблялись, я бы ничего не сказал. Кто же эти первенцы? А это те, которые получили большой образование и занимают первые места в общественной жизни.

Вот из них-то многие и покушаются на самоубийство и в свое оправдание пишут в своих записках: «меня заставило это сделать критическое положение».

А посмотрите на такого самоубийцу: у него дорогое пальто, золотое кольцо, дорогие сапоги, и при нем иногда находят еще и деньги, и если все это оценить, то всего будет рублей на 500. Какое же это критическое положение? Значит, не критическое положение заставило его покушиться на самоубийство, а мрачная, темная жизнь, потому что у него не было светлаго слова Божия.

А вот посмотрите на этого простого, беднаго, но верующаго человека: он имеет большую семью, у него всего полмеры мучицы, а он радуется и говорит: «слава Тебе, Господи, у меня есть еще мучица» и, утешая свою жен4у и детей, говорит им: «вот скоро пойду на работу, заработаю и баранков вам куплю». И дети от радости бегают вокруг него, и он сам радуется. Почему? Потому что он верует в Бога и надеется, что его не оставит Господь.

А те, у которых житницы полны хлеба, ведут мрачную жизнь и покушаются на самоубийство, потому что не верят в слово Божие.

Поэтому если и ты не будешь верить в слово Божие, то и тебя постигнет мрачная жизнь и потянет тебя на самоубийство. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит Моисей: «И да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими; ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– И мы можем сказать теперь: Господь вывел нас из Египта пьянства и разврата рукою крепкою, т. е. верою в слово Божие.

Поэтому если ты посеешь в ком веру в слово Божие, то он пройдет всякую морскую пьяную пучину, как по суше.

Далее читаем: «И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской».

И нам нужно быть вооруженными словами Евангелия для того, чтобы воевать с пьянством, развратом и другими пороками. Если же мы не вооружены словами Евангелия, то мы не можем спастись от этих пороков.

Поэтому мы должны не только ходить в храмы для молитвы и поклонов, но, главное, мы должны еще и запасаться там оружием для войны с пороками. И тогда мы спасем себя и других будем спасать.

– Спасибо!

– Далее читаем: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда».

Так каждый здравомыслящий человек говорит: не оставь меня, Господи, и спаси меня от пьяной и развратной жизни.

Но многие, не имеющие здраваго смысла, говорят: «хотя погибну, но зато повеселюсь», и погибают.

Если и ты останешься в разврате и пьянстве, тои тебе грозит такая же погибель. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Господь же шел пред ними днем в столце облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью».

Ныне вместо того огненнаго столпа вот уже 1900 лет ведет нас огонь Евангелия, а слова пророков служат нам, как облачный столп во дни Моисея. Но если в тебе нет огня Евангелия, то ты никогда не выйдешь из египетскаго пьянства и разврата.

Если же в нас есть этот огонь, то мы благополучно выйдем из египетскаго пьянства и разврата и тогда у нас устроится христианское трезвое общество.

– Дай, Господи!

– Далее читаем: «И не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа, пока он не вошел в обетованную землю».

Точно также если мы будем вникать в слово Божие и проникаться им, то оно будет освещать путь нашей жизни и введет нас в жизнь блаженную и вечную.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «С нами Бог, разумейте, языцы».., «Христос раждается, славите».., «Дева днесь Пресущественнаго раждает».., «Тебе Бога хвалим»…

После пения Братец говорит:

– Спасибо за ваше стройное пение.

– Спасибо и тебе, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Кто к чему стремится, тот тому и научается. Кто стремится к разврату и пьянству, тот научается развратничать, пьянствовать и срамословить. А кто стремится к слову Божию, тот научается жить трезво и честно и подобно ангелам будет с пастырями славословить.

– Спасибо!

 

_________________

 

Еще напомню вам…

– Напомни.

– Святого отца Церкви, Василия Великаго, архиепископа Кесарийскаго, воспоминаемаго 1-го января, из жития которого мы видим, как утверждалась святая Церковь.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за январь, на 33 и 34 страницах, следующия места (сокращая, исправляя и пополняя их):

«Византийский царь Валент принуждал Василия Великаго принять арианскую ересь. Будучи приведен в Антиохию, Василий предстал на суд епарха (начальника области), и на вопрос: «почему он не держится той веры, какую исповедуют ариане?» – отвечал: «никогда не будет того, чтобы я, уклонившись от истинной христианской веры, стал последователем нечестиваго архианскаго учения; ибо я от отцов последовал веру в Господа Иисуса Христа, которую исповедую и прославляю». Судия грозил ему смертию, но Василий отвечал: «что же? пусть я пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз; я давно желаю этого, – только вы не измените своему обещанию». Епарх донес царю, что Василий не боится угроз, что убеждения его нельзя изменить, что сердце его непреклонно и твердо. Царь, воспылав гневом, стал думать о том, как бы погубить Василия. Но в это самое время сын царя, Галат, внезапно заболел и врачи уже обрекли его на смерть. Его мать, придя к царю, с раздражением говорила ему: «так как ты неправильно веруешь и гонишь архиерея Божия, то за это отрок и умирает».

Всегда были, есть и будут наказания за противление слову Божию, и также всегда были исцеления чрез Моисея, пророков, Христа, апостолов и отцов церкви.

– И чрез Братца дорогого, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Услышав сие, Валент призвал Василия и сказал ему: «если Богу угодно учение твоей веры, то исцели своими молитвами сына моего!».

– Исцели, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Святый Василий отвечал: «о царь! если ты обратишься в православную веру и даруешь покой церквам, то сын твой останется живым».

А ныне говорят: «не надо чудес». Если не будет чудес, то Церковь опустеет. Поэтому молитесь, чтобы Господь выслал деятелей Своих на жатву, подобных Василию Великому.

– Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Когда царь пообещался это исполнить, то святый Василий тотчас же обратился к Богу с молитвою, и Господь послал исцеление царскому сыну».

Все пророки, Христос, апостолы и отцы Церкви творили чудеса: порочных и больных исцеляли, бедных обогащали, несчастных успокаивали, и этим укрепляли веру в Бога.

Правда, многие лечатся и лекарствами, но есть разница между лечением чрез лекарства и исцелением чрез веру. Кто исцелился верою, у того есть страх Божий и он боится грешить, зная, что болезни посылаются за грехи; а кто вылечился лекарствами, тот не имеет страха Божия и он продолжает грешить: пьянствовать, развратничать, воровать, грабить, убивать и над святыней насмехаться.

В это время раздается резкий крик какой-то женщины, а Братец продолжает пояснять:

– Если не будет чудесных исцелений верою, то останутся одни насмешники, воры и разбойники и истребят друг друга. Если же будут чудесныя исцеления верою, то они утвердят церковь, а раз утвердиться церковь, то устроится трезвое общество.

Далее читаем: «После сего Василий отпущен был с почестями на свой престол. Ариане, слыша и видя сие, воспламенились завистью и злобою и говорили царю: «и мы могли бы это сделать!». Они снова прельстили царя, так что он не воспрепятствовал им совершить крещение над своим сыном. Но когда ариане взяли царскаго сына, чтобы окрестить его, он тотчас при погружении в воду умер».

Крестить все могут, но исцелить не все. Ариане могли только окрестить царскаго сына, но не могли посеять в нем веры в слово Божие, а без веры человек, как скотина, как глина, даже хуже скотины. Скотина и птица знает, откуда и куда она идет и летит, а человек без веры в слово Божие не знает, что делать и куда идти и идет туда, куда ведут его похоти и пороки.

Поэтому ариане могли только окрестить, но не могли исцелить, а Василий Великий крестил и целил.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Это видел своими очами один сановник Анастасий и разсказал о сем царю Валентиниану, царствовавшему на Западе, брату восточнаго царя, Валента. Валентиниан же, удивившись такому чуду, прославил Бога, а святому Василию через Анастасия послал большие дары, приняв которые Василий в городах своей епархии устроил больницы и дал там приют многим немощным и убогим».

Вот чем утверждалась святая Церковь. Поэтому святой Василий Великий и считается столпом Церкви.

Если и в настоящее время мы будем ходить в храмы не для одних только поклонов, Нои для того, чтобы спрашивать, разсуждать и беседовать о слове Божием, тогда мы будем полезными себе, людям и всему человечеству.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

 

__________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Напомню еще другой случай из жизни Василия Великаго, для того чтобы утвердить веру и по вере жизнь.

Сказав это, Братец стал читать и объяснять из той же книги «Жития святых», за январь, на 54–56 страницах, следующее:

«В Кесари жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что определял, по наблюдению над движением крови в жилах, день наступления смерти больного за три или за пять дней, и указывал даже на самый час кончины. Василий Великий очень любил этого еврея, и предвидел будущее его обращение ко Христу».

Из этого мы видим, что святой Василий Великий любил всех, какой бы веры они ни были, и этим он дал и нам пример любить всех и любовью призывать их к Церкви.

И если ты будешь всех любить, даже врагов своих, как заповедал Христов (Матв. 5, 44), тогда в тебе будет любовь, а где любовь, там и Бог, и тогда чего попросишь у Бога, он не откажет тебе, как Василию Великому.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Василий Великий часто приглашал к себе еврея к беседе с собою, уговаривал его оставить еврейскую веру и принять святое крещение. Но еврей отказывался, говоря: «в какой вере родился я, в такой хочу и умереть». Святый же сказал ему: «поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, пока ты не родишься от воды и духа (Иоанн. 3, 5), ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божие.

Затем, желая убедить еврея словами из ветхозаветнаго закона, Василий Великий говорит ему: «разве отцы твои не крестились в облаке и в море (1 Кор. 10, 1)? Разве не пили они из камня, который был прообразом духовнаго камня – Христа, родившагося от Девы ради нашего спасения? Сего Христа твои отцы распяли, но Он, будучи погребен, на третий день воскрес и, взойдя на небеса, сел одесную Отца и оттуда придет судить живых и мертвых». Много и другого, полезнаго для души, говорил ему святый, но еврей все пребывал в своем неверии».

Еврей любил Василия Великаго, но не хотел изменять своей отцовской вере.

«Когда же наступило время преставления смерти святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросил его: «что скажешь ты обо мне, Иосиф?». Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его: «приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти».

Доктор мог определить смерть, но не мог определить жизни, а Василий Великий мог определить и жизнь.

Поэтому он и сказал еврею: «ты не знаешь, что говоришь!». Еврей отвечал: «поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца». Тогда Василий сказал ему: «а если я останусь жив до утра, до шестаго часа, что ты тогда сделаешь?». Иосиф ответил: «пусть я умрут тогда!» – «Да, – сказал на это святый, – умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!».

– Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– Еврей отвечал ему: «знаю, знаю, о чем ты говоришь владыка!».

– Знаем, знаем, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– Еврей говорит: «вот я клянусь тебе владыка, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание!». Тогда святый Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения еврея, – и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал, уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым, то пришел как бы в изступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном: «велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме того, Которому верует святой Василий. Ныне я отрекаюсь от богопротивнаго иудейства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святый отец, немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему».

Вот чем утверждалась и утверждается святая Церковь, а не то, что не надо никаких чудес, как говорят некоторые, даже духовныя лица. Нет, чудеса всегда нужны. А то без чудес будут верить только по обряду, а обрядовая вера не крепкая. А если мы будем по вере получать чудеса, тогда только утвердится Церковь.

Далее читаем: «Святый Василий сказал еврею: «я окрещу тебя сам, своими руками». Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святаго и сказал: «силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое в конец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам». Тогда святый Василий сказал: «мы имеем Создателя, укрепляющаго нас».

Василий Великий как бы так говорил: «ты не считай меня мертвым. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф. 22, 32).

Далее читаем: «И, возстав, святый Василий вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему вместо прежняго имени Иосифа имя Иоанн, совершил в тот день литургию и причастил новокрещеннаго Иоанна святых Таин. Преподав наставление новокрещенному и обратившись с словом назидания ко всем своим саовесным овцам, святитель оставался в церкви до девятаго часа. Потом, дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все Его неизреченныя благодеяния и, наконец, испуская дух, сказал: «в руце Твои предаю дух мой, Ты же мя благослови, помилуй и даруй мне живот вечный».

Василий Великий любил еврея и хотел, чтобы Бог его спас.

Поэтому и в нас должны быть такия же любвиобильныя христианския чувства ко всем одинаково, как у святого отца нашего Василия, и тогда Господь будет также и нам помогать во всех делах наших.

И тогда только поправится наша православная Церковь.

– Спасибо!

 

Трезвенник.

 

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте