БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

12-го февраля 1912 года 

 

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКАГО ПОСТА

 

В воскресенье, 12 февраля, Братец, взойдя на кафедру, сказал:

– Сегодняшнее Евангелие (от Иоанна гл. 1, ст. 38–51): «Иисус, обратившись, увидел двух Иоанновых учеников, идущих за ним, и сказал им тогда и доныне говорит нам: что вам надобно? Тогда ученики Иоанновы сказали ему: Равви, т. е. Учитель премудрости Божией, скажи, где живешь?».

Значит, им нужно было узнать только, где живет Христос. А остальное, как они верили, все приложится им.

Так если и мы будем искать то место, где живет Христос и будем проникаться его учением, то и нам все остальное приложится. Но мы интересуемся пьяницами, балалаечниками, блудницами и допытываемся, где они живут, и чрез них мы лишаемся всего.

– Прости! – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Иисус сказал им тогда и доныне идущим за Ним говорит: идите за Мною и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет».

И когда они узнали, где Он живет, то сказали: «со Христом хорошо, легко и спокойно жить». Если и мы будем следовать Его учению, то и нам будет хорошо.

– Хорошо! – восклицают слушатели.

– А с пьяницами и развратниками трудно жить, – говорит Братец, – почему многие и покушаются на самоубийство. А кто живет со Христом, тот никогда не покушается на самоубийство, каким бы мучениям его не предавали. Таковой даже рад пострадать за Христа, т. е. за Его учение. И таковой скажет: «так страдали пророки, Христос, апостолы и отцы церкви, так и я готов страдать».

Поэтому ни бедность, ни богатство, и ничто другое не может мешать жить со Христом. А без Христа нам все мешает. Но недостаточно находиться вместе со Христом. Надо еще проникнуться Его учением и жить так, как Он жил. Каждый знает, что Иуда со Христом ходил, но слово Христа не вмещалось в него, и он от тоски удавился.

Также и в настоящее время погибают от самоубийства те, которые не принимают слова Христова.

– Помолись!

– Далее читаем: «И пробыли у Него день тот».

Если и мы пойдем за Христом и проникнемся Его учением, то и мы будем до скончания века со Христом.

– С Братцем, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос».

Т. е. мы нашли Мессию, о Котором писали Моисей и пророки и Который должен устроить царство Божие на земле.

Далее читаем: «И привел Андрей брата своего Симона к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус пошел в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».

Все они интересовались Христом и полюбили Христа за премудрость Его и потому старались и других привести ко Христу.

– Спасибо!

– Так бывает и ныне: если кто побывал а театре и заинтересовался им, то он старается и другого привести в театр.

– Прости!

– Из этого мы видим, как просто тогда призывали один другого ко Христу.

– «Тогда Нафанаил сказал Филиппу: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри».

Как видно, Филипп заинтересовал Нафанаила Иисусом Христом. Для него выше этого интереса ничего другого не было. А теперь заинтересовывают друг друга театром, пирушками–гульбушками, развратом и пьянством. Один побывал и другого тащит туда же. Подобно тому, как слепой ведет слепого. Не оба ли упадут в яму? Так и бывает.

Далее читаем: «Иисус, увидев идущаго к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелом Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Нафанаил поверил Христу только потому, что Христос сказал ему, что видел его под смоковницею. Но ныне нам Христос говорит чрез пророков, апостолов и отцов церкви, – и мы сомневаемся. Тогда видели немногое – и верили, а мы столько чудес видели – и не доверяемся Писанию.

И теперь мы видим многия чудеса, проявленныя на верующих, – и все-таки мы не верим.

В те времена трудно было идти за Христом, потому что Он тогда в первый раз проповедывал премудрость и творил чудеса, и тогда можно было извинять сомневающихся в чудесах Христовых, а в настоящее время легче идти за Ним, потому что за 1900 лет совершилось Его именем через угодников Божиих безчисленное множество чудес, и потому сомневающийся теперь не имеет извинения.

А кто сомневается в слове Божием, тот не имеет радости и потому легко покушается на самоубийство.

В настоящее время устраиваются общества и кружки для того, чтобы спасать людей от самоубийства. Но разве можно без веры в священно Писание спасти человека от самоубийства? Спасти от самоубийства ничем нельзя, как только словом Божиим.

Когда человек проникнется словом Божиим, тогда внутри его водворится царство Божие, и тогда у него всегда будет радость на душе и он никогда не станет лишать себя жизни.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что ученики Иоанновы пошли за Иисусом, и когда Он спросил их: «что вам надобно?», то они сказали: «скажи, где живешь?».

В словах Христа «что вам надобно?» заключается великая премудрость: этими словами Христос хотел испытать верующих, не попросят ли они у Него чего-нибудь материальнаго: хлеба ли, денег ли, одежду ли. Но они спросили Его только об одном: «где Ты живешь, Господи?». И этими словами они сразу доказали веру свою во Христа.

А если бы в настоящее время спросили нас: «что вам надобно?», то мы воспели бы полную свою нужду и сказали бы: «мы – семейные люди и нам всего много надо: денег надо, хлеба надо, одежды надо, чаю, сахару надо и пр. и пр.». Мы сего этого многаго просим. А где Христос живет, мы этого не ищем, и потому ничего не получаем. Но Христос сказал: «ищите прежде всего царство Евангелия, а остальное все приложится вам». И если мы поверим этим словам Христа, то нам все остальное приложится и мы не будем иметь нужды ни в чем.

Первые христиане искали только учение Христа, были воздержны, кротки, и потому их любили евреи и язычники, и они не имели нужды ни в чем. Почему? А вот почему. Тогда спрашивали: «у кого купить?» и отвечали: «у христианина, потому что он верует во Христа и не обманет». Кому продать? – Христианину, потому что он верит во Христа и не обсчитает. Кого взять в рабы? – Христианина, потому что он верный раб. К кому поступить в рабы? – к Христианину, потому что он верует во Христа и не обидит раба. А почему все они верны? Потому что они исцелились от болезней и боятся грешить, чтобы Господь опять не наказал бы их теми же болезнями, как Он и сам сказал: «иди и впредь не греши, чтобы не случилось с тобою худшее». Вот почему к первым христианам имели доверие и евреи и язычники. Вот у таковых-то и явилось богатство и из них-то и устроилось христианское государство или, иначе сказать, царство Божие на земле.

Но мы не идем за Христом и потому бываем невоздержны, хищны, нервны, сердиты, а потому нас никто и не любит. Даже мать боится своей дочери, потому что в ней нет Бога, и гонит ее прочь; и отец боится своего сына, потому что в нем нет Бога, и он берет в свой дом чужого, который исполняет заповеди Божии, и доверяет ему, а своему сыну не верит.

А кто нашел премудрость Христа и проникся ею, тот бывает воздержен в слове и в деле и тот ни в чем не будет иметь  нужды.

 – Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

 

___________________

  После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к евреям.

– К нам, – говорят слушатели, – и Братец начинает читать и пояснять 11-ую главу послания к евреям, от 24 по 34 ст.

«Верою Моисей пришел в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой».

И в настоящее время кто уверует в слово Иисуса Христа, тот откажется называться сыном дочерей разврата и совершит переход из общества пьяниц, как из Египта, в общество трезвых.

Но если кто еще не проникся словами Иисуса Христа, тот не может отказаться от развратных дочерей. Они с ними в трактирах напиваются, на глазах людей режутся и стреляются и погибают, как египтяне в море.

Для чего это написано? Для того, чтобы и нас спасти от такой погибели.

Далее читаем: «И лучше Моисей захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение».

Кто проникся учением Иисуса Христа, тот готов лучше страдать с Богом, нежели услаждаться грехом.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «И поношение Христово Моисей почел большим для себя богатством, нежели Египетския сокровища; ибо он взирал на воздаяние».

Значит, Моисей унизил египетския сокровища, а Христово сокровище возвысил и признал великим богатствам неветшающим и не оскудевающим до сего дня.

И до сего дня мы пользуемся им.

Далее говорит апостол: «Верою оставил Моисей Египет, не убоявшись гнева царскаго, ибо он, как бы видя Невидимаго, был тверд».

Все это делалось через веру. Моисей не боялся царскаго гнева потому, что верил в слово Божие и исполнял закон Божий.

Так если и мы будем делать то, что согласно с законом Божиим, то и мы ничего не будем бояться и будем иметь успех во всех делах своих. Но если мы живем беззаконно, то мы боимся всякаго стука и шороха, и многие от страха ночью вскакивают и бегут, не зная, куда. Преступление делает скитальцем на земле, как Каина.

«Верою Моисей совершил пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их».

Так и в настоящее время верующих в книги Моисея и в Евангелие истребитель не касается: они проходят мимо трактиров, мимо ресторанов, мимо театров и мимо всякаго развратнаго заведения. Таковых слово Божие ограждает.

«Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что, покусившись, египтяне потонули».

Все это делалось через веру. Моисеи сам крепко верил в Бога и в людях сеял крепкую веру, и потому чрез веру они получали все просимое у Бога.

Так когда они единодушно просили Бога избавить их от наре избавил их. Также когда они единодушно просили в пустыне себе пропитание, то Господь дал им манну. А когда не было у них воды, и они единодушно просили ее, то Господь дал им воду из камня.

Также если и у нас будет такая же вера и мы будем просить единодушно одного, – хлеба ли, или дождя, – то Господь и нам не откажет в просимом. А то мы просим вразброд: один просит дождя, а другой говорит: «мне не надо дождя, у меня хлеб закуплен, и мне надо его подороже подать». И от такого разномыслия мы не получаем просимаго. А если бы мы просили все единодушно и единомысленно, то Господь не отказал бы нам.

Далее читаем: «Верою пали стены Иерихонския по семидневном обхождении».

Это все по вере.

«Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными».

Все это по вере.

«И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, об Иефае, о Давиде, Самуиле и других пророках».

Апостол Павел как бы так говорит: «я не буду много говорить, потому что вы неспособны все принять».

– Прости!

– Далее апостол говорит: «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов».

Все это по вере.

У пророка Даниила была крепкая вера и этой верой он избавился от своих врагов. Когда они, желая погубить его, уговорили царя Дария издать такой закон, чтобы в течение тридцати дней никто, особенно Даниил, не смел бы молиться Богу, а Даниил не вытерпел и не переставал молиться Богу, то за это враги его бросили его в Львиный ров, но Бог заградил пасть львам, и они не тронули его. Почему? Потому что он имел крепкую веру в слово Моисея.

Поэтому если и мы будем иметь крепкую веру в слово Божие, то и нам ничто не повредит. Но у нас остался один только обряд без веры, а веру мы потеряли. Тогда как обряд только для того и установлен, чтобы вызвать в нас веру, воскресить нас от болезней и избавить нас из плена пьянства.

Но так как ты не имеешь веры в слово Божие, то тебя самого берут в плен пьяных и ты делаешься сыном дочери разврата и пьянства.

– Помолись!

– А пророки, апостолы и отцы церкви имели веру в слово Божие и потому, как говорит апостол Павел, «угашали силу огня, избегали острия меча, были крепки на войне, прогоняли полки чужих».

– Так если и мы будем иметь крепкую веру в слово Божие и будем проникаться им, то мы будем побеждать полки чужих, т. е. полки пьяных и блудниц.

– Дай, Господи, нам победить их! – говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающияся и обремененные, и Я успокою вас».

 

_________________

 

  После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Евангелие и послание апостола Павла к евреям.

– К нам.

– Еще напомню вам книгу Моисея «Второзаконие» о благословениях тем, которые исполняют слово Божие, и о проклятиях тем, которые не исполняют написаннаго в священном Писании.

– Для чего это написано? Для того, чтобы вызвать в народе покаяние.

– Спасибо! – говорят слушатели, – и Братец начинает читать и пояснять 28-ую главу «Второзакония»: «Если ты будешь слушать и исполнять слово Господа твоего, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли».

 – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Как Христос говорил, что будет хорошо тем, которые будут исполнять Его учение, так и Моисей произносил благословения на исполняющих слово Божие и проклятия на не исполняющих его. Все люди только о том и думают, чтобы им было хорошо.

Поэтому Моисей и говорит: «Если ты будешь исполнять слово Божие, то придут на тебя все благословения сии: благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовыя твои. Благословен ты при входе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, возстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь Бог народом святым Своим, как он клялся тебе и отцом твоим, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе, т. е. Писание исполняется на тебе, и убоятся тебя, если ты будешь слушаться голоса Господа Бога твоего.

– Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает дальше:

– И даст тебе Господь Бог твой изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего и в плоде скота твоего и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела  рук твоих; и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Сделает тебя Господь Бог твой главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям господа Бога твоего, которыя заповедаю тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которыя заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов, и служить им».

Если Бог евреям помогал в те времена за исполнение заповедей Моисея, то и нам поможет. Также если Господь помогал первым христианам за исполнение заповедей Христа, то и нам поможет.

– Поможет, – говорят слушатели.

Затем, переходя к проклятиям, Братец говорит:

– Теперь другой оборот: «Если же ты не будешь слушать и исполнять заповеди Господа Бога твоего, то ты скоро погибнешь за злыя свои дела, за то, что оставил Меня».

– Прости!

– «И придут на тебя все проклятия сии: Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовыя твои. Проклят будет плод чрева твоего, и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злыя дула твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, если ты не будешь слушаться закона, который заповедую тебе.

«Поразит тебя Господь чахоткою, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь». Покайся!

– Грешны!

– И теперь все это есть, а если бы этого не было, я бы ничего не сказал.

Далее Моисей говорит: «Если ты не будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, то небеса твои, которыя над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен».

«Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, и семью путями побежишь от них; и будешь разсеян по всем царствам земли»

И, действительно, евреи разсеяны по всей земле за то, что отвергли закон Моисея и учение Христа и распяли Его самого. И они будут находиться в разсеянии до тех пор, пока не примут учения Иисуса Христа.

«Если ты не будешь исполнять заповедей Господа Бога твоего, то поразит тебя Господь проказою египетскою, почуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться».

И молитва не поможет тебе, пока не покаешься.

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– А когда покаешься и скажешь: «не буду этого делать»…

– Не буду, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Тогда исцелишься от болезней и увидишь успех в своих делах.

Далее говорит Моисей: «Поразит тебя Господь сумашествием, слепотою и оцепенением сердца».

Без закона Божия ты сделаешься злым, сердитым, нервным. Всякое постороннее слово будет раздражать тебя.

– Прости!

– «И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день и никто не защитит тебя.

«С женою обручишься и жить с ней не будешь».

Ныне говорят: «мы повенчались, закон приняли». Да вовсе нет: только свадьбу сыграли, а закона то еще не приняли, и никогда не беседовали о нем, почему и идет ножевщина.

Далее говорит Моисей: «Дом построишь – и не будешь жить в нем; виноградник насадишь – и не будешь пользоваться им».

Если бы такое проклятие не сбывалось на людях, я бы ничего не сказал.

– Прости!

– И потому у вас ссора, драка и ножевщина. У вас браки совершаются на любовной связи без Бога, – и вот жена жалит мужа в пяту, а он поражает ее в голову.

«Вола твоего заколют в глазах твоих. И не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя».

Все будут  обижать тебя. Почему? Потому что ты не исполняешь закона. Тебе говорят: «ты такой же пьяница, как и я» и потому тебя безбоязненно обижают. А если бы ты жил по заповедям Божиим, тогда люди боялись бы обижать тебя, говоря: «он по-Божьи живет и за него меня Бог накажет». Так как Елисея наказал Господь 4- мальчиков: медведица растерзала их. За продажу Иосифа Господь наказал братьев его, осудив их на голод.

Далее Моисей говорит: «Если не будешь исполнять заповедей Господа Бога твоего, то сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих, чтобы спасти их.

«Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, котораго ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что   будут видеть глаза твои».

Почему? Потому что нет веселья в сердце твоем.

«Поразит тебя Господь злою проказою на коленах и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самаго темени головы твоей».

От всех болезней своих ты не исцелишься, пока не покаешься.

– Грешны!

– Далее говорит Моисей:

«Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча. Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить и не соберешь плодов их, потому что поест их червы».

И это все бывает у нас. Если бы этого не было, я бы ничего не сказал.

Далее говорит Моисей: «Если ты не будешь слушаться гласа Господа Бога твоего и соблюдать заповеди Его, то маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя».

«Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен».

Хотя ты ныне и не в плену, но попал в плен пьянства и разврата.

– Прости! Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. За то, что ты не хотел слушаться слова Господа». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Возьмите в пример Иосифа: он верил крепко в Бога, и потому, хотя он был продан в рабы, но Господь поставил его выше всех, сделав его правителем Египта.

Так и ты, если будешь крепко верить в слово Бога, то где бы ты ни был, Господь будет делать тебя выше и выше.

Далее говорит Моисей: «Если ты, не будешь исполнять заповедей Господа Бога твоего, то пришелец будет давать тебе взаймы, а ты  не будешь давать ему взаймы, потому что Господь не будет давать тебе богатства; пришелец будет главою, а ты будешь только хвостом».

«И придут не тебя все проклятия сии и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которыя Он заповедал тебе».

– Прости!

– «Проклятия сии будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем во век. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, при изобилии всего; будешь служить врагу твоему, котораго пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя».

Нужда заставит тебя жить у врага твоего, потому что некуда тебе деться. Ты будешь ругать его и служить ему в голоде и недостатке.

Когда читаешь все это и сравниваешь с теперешней жизнью, то точь-в-точь и теперь делается то, о чем Моисей писал. Проклятия сии написаны и на нашей голове. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, котораго языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши».

Затем Братец переходит к чтению 58–68 стихов той же 28-ой главы:

– «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей, и не будешь бояться сего славнаго и страшнаго имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы египетския, которых ты боялся, и оне прилипнут к тебе».

Все люди знают, что от одного прикосновения болезнь переходит с больного на здороваго. Как же ты не веришь, что и здоровье может переходить от одного на другого? Если кто крепко верит в слово Божие, ведет воздержную жизнь и бывает кроток и смирен, то он сам бывает здоров и другие от прикосновения к нему тоже делаются здоровыми.

– Спасибо!

– Далее говорит Моисей: «И всякую болезнь и всякую язву, не написанную и всякую написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен».

Все эти болезни – писанныя; но бывают у нас еще болезни и не писанныя, которых медицина не может определить, говоря: «не знаем, какая у тебя болезнь».

И это слово, сказанное Моисеем, также сбывается на тебе. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит Моисей: «И останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И разсеят тебя Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ночи твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души».

А раз изнывание, то близка смерть от самоубийства.

«Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят: и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!».

Если день настанет, то ты говоришь: «скорее бы ночь», а если ночь настанет, то говоришь: «скорее бы день». Если поедешь за границу, то говоришь: «как бы скорее домой», а если приедешь домой, то говоришь: «как бы опять поехать за границу разсеять скуку свою». Но без слова Божия нигде не найдешь себе веселья.

«И возвратит тебя господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его».

За что это? За то, что ты оставил слово Божие.

«И там, т. е. в Египте, будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающаго вас».

Раз в тебе ничего законнаго нет, то тогда скажут о тебе: «на что ты мне?» и тебя будут бояться хуже язычника. Отец будет бояться сына, мать – дочери. Почему? Потому что ты не исполняешь закона Божия. А если будешь исполнять его, то тебя будут любить и к тебе будет доверие.

Все эти проклятия Моисей произнес для того, чтобы привести народ к покаянию и устроить из него самостоятельное, справедливое государство.

И я напомнил вам эти проклятия для того, чтобы и вас привести к покаянию. Если бы у нас не было тех болезней и тех несчастий, о которых говорит Моисей, то я ничего не сказал бы.

Но у нас все это есть, и нам остается сказать: «помоги нам Господи, исполнить Твои заповеди, я больше делать этого не буду».

– Не будем! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Тогда и страдать такими писанными и неписанными болезнями и несчастиями ты не будешь. Покайся!

– Грешны!

– Из этого мы видим, что Моисей больше говорил о земном благополучии и о земном царстве, чем о небесном. Но если бы Моисей говорил только о небесном царстве, то евреи не могли бы верить, потому что в то время они не верили в царство небесное. Им надоело мучиться в Египте, как во аде, и они искали выхода из него, как из ада. И вот почему, когда они услышали слово Моисея, то избавились от египетскаго мучения и по вере их устроилось государство.

Так и мы если будем верить в слово Господа, то здесь еще, на земле, избавимся от страданий, болезней и несчастий, будем благоденствовать на земле и получим царство на небеси.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» и «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость, благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

После пения Братец говорит:

– Для чего все это написано? Для того, чтобы устроить Царство Божие на земле и на небе.

В заключение, в 30-ой главе, Моисей говорит: «Когда придут на тебя все слова, сии, – благословение и проклятие, – которыя изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых разсеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешься гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, – тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми разсеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был разсеян от края неба до края земли, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя».

– Спасибо!

– И оттуда приведет тебя Господь Бог твой, только бы ты взыскал слово Божие.

– Помолись, дорогой Братец!

– Для чего это написано? Для того, чтобы избавить нас от проклятий и получить нам благословения.

– Спасибо, дорогой Братец!

– Далее говорит Моисей:

«Тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих в ненавидящих тебя, которые гнали тебя, а ты обратишься и будешь слушать глас Господа Бога твоего и исполнять все заповеди Его, которыя заповеду тебе сегодня; с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей, если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия, которуя я заповедую тебе сегодня не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». И не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили ли бы ее?». Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло».

– Помолись, дорогой Братец!

– «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: и жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери, что тебе лучше».

– Благословение! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Поэтому и ты если поверишь в слово Божие и станешь жить так, как оно велит, то скажешь: так жить лучше и легче, и будешь вечно жить и радоваться.

– Будем радоваться! – восклицают слушатели и снова, по указанию Братца поют: «Помилуй мя, Боже по велицей милости Твоей»… и «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный… яко Давид вопию ти: помилуй мя, Боже»…

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо, дорогой Братец!

– Сегодняшнее Евангелие и послание апостола Павла к евреям…

– К нам.

– О утверждении веры в человеках и о том, что написал Моисей для пользы человека, чтобы он знал, за что благословение и за что проклятие и что получают люди от благословения и что получают от проклятия.

– Теперь многие говорят: «я этому не верю, да это и не касается меня: это было сказано древним евреям». Но ты посмотри: проклятие и на твоей голове, и ты страдаешь, так же, как и те евреи, которые не слушались Господа; и теперь, как и тогда, за неисполнение слова Божия многие погибают, покушаясь на самоубийств, подобно Иуде? Бог поругаем не бывает как тогда, так и теперь. Что сеет человек, то и получает. Покайся!

– Грешны!

– Но те, которые обращают внимание на закон Божий, знают, что он имеет и теперь такую же силу благословлять и проклинать, как и в древнее время и потому имеют страх Божий и живут согласно закону Божию и получают награду на земле и на небе согласно написанному в книге Моисея.

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Царство небесное подробно закинутому в море неводу, который, когда наполнился рыбами, вытащили на берег и хорошия рыбы собрали в сосуды, а худыя выбросили вон (Матф. 13, 47 и 48). И они покушаются на самоубийство. Проклятие на голове таковых. Покайся!

– Грешны!

 

__________________

 

– Еще напомню вам святого мученика Харлампия, празднуемого 10-го февраля.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за январь, на 200–201 стр., следующее:

«Однажды римский царь Север (193–211 г.) отдал святого Харлампия на поругание одной вдове. Когда Харлампий входил в дом сей вдовы, он приклонился к одному стоявшему там столпу, – и тотчас столп этот стал большим деревом, покрывающим ветвями своими весь дом этой женщины. Увидев такое чудо, вдова устрашилась и сказала: «уйди от меня, Харлампий, я недостойна принимать такого мужа».

– Истинно! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Мне кажется, что ты – или Христос, или ангел, или пророк, или апостол».

– Истинно! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Умоляю же тебя, уйди от меня: я недостойна принять тебя под кров свой».

Почему? Потому что такия чудеса делал только Христос, а также пророки, апостолы и отцы церкви.

– И Братец дорогой, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Эта вдова уподобила святого Харлампия Христу, пророкам и апостолам потому, что он делал те же дела, которыя делали пророки, Христос и апостолы. А кто делает злыя дела, того уподобляют диаволу.

Далее читаем: «На другой день, утром, соседи увидев высокое и многолиственное дерево, своею тенью покрывавшее дом вдовицы, говорили друг другу: «что это за чудо?». – Некоторые на это отвечали: «это от того, что там святой Харлампий».

«Войдя в дом, соседи нашли святого сидящим и поучающим вдовицу, которая уже уверовала; он поучал ее, как Христос грешницу, говоря: «блаженна ты, что уверовала во Христа, – блаженна, ибо тебе отпускаются грехи твои».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец прибавляет:

– И сказал Харлампий вдове: «не греши больше».

– Не будем, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И сказал Харлампию пришедший народ: «что же ты нам не скажешь, – действительно ли ты есть Христос?» – Святой отвечал: «Простите мне, чада, – я ваш слуга и раб Христа, и творю все сие Его именем».

Святые люди никогда не называли себя Христом и творили чудеса именем Христа. Поэтому если кто будет называть себя Христом, то Христос чрез такового никакого чуда не сотворит. А если кто будет проповедывать учение Христа, то Христос чрез такового будет творит чудеса. Об этом свидетельствует все Писание.

Далее читаем: «Тогда вдова стала славить святого Харлампия, и многия уверовали во Христа и крестились».

«На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде. Царь Север весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: «если ты не повелишь убить мечем сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами. И все уверуют в проповедуемаго им Христа, и оставив наших богов и нас, все пойдут за Христом».

– Пойдем! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Тогда царь осудил святого на усечение мечем. Услышав об этом, мученик Харлампий радостно воспел псалом Давидов: «милость и суд буду петь Тебе, Господи».

И доныне жизнь Харлампия поет о покаянии нам грешным.

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

___________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню…

– Напомни!

– Святого митрополита московскаго Алексея, празднуемаго сегодня. С ангелом вас поздравляю!

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец читает:

«Святый Алексей был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верою и чистотою, духом и любовию. Слава о святителе Алексее распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, кои не знали Христа. Супруга татарскаго хана Джанибека Тайдула лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многия чудеса по молитвам Алексея, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу, с просьбою, чтобы он прислал к нему человека Божия, дабы он помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При сем Джанибек добавил: «если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечем твою землю». Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексей возскорбел, считая сие делом выше своих сил. Но, по просьбам великаго князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы, он совершил с духовенством молитвенное пение в Успенском соборе. Во время сего молебствия свеча у гроба святого Петра зажглась сама собою, и все видели сие чудо. Из сего святой Алексей уразумел, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучно. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе с своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию».

«Еще до прибытия блаженнаго в столицу монголов, царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексея в архиерейской одежде в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценныя облачения для архиерея и священников по  тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексей приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собою».

Значит, святой Алексей, митрополит московский, не возгнушался молиться в татарском доме с татарами.

«После продолжительной молитвы митрополит московский Алексей окопил освященной водой татарскую царицу Тайдулу, и та тотчас прозрела».

И этим чудом святой Алексей оградил русский народ от пролития крови.

– Спасибо!

– Для чего это написано? Для того, чтобы и мы подражали сему написанному и не гнушались бы никого и молились бы за всякаго.

Но если мы будем только молиться, но не будем от молитв исцеляться, то кто будет верить в наши молитвы? А если мы будем с верою молиться и народ по вере будет целиться, то и татары и язычники уверуют во Христа, и тогда только исправится и прославится наша святая церковь.

– Спасибо!

 

Трезвенник.