БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

26-го февраля 1912 года 

 

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКАГО ПОСТА

 

В воскресенье, 26 февраля, Братец, взойдя на кафедру, сказал:

– Сегодняшнее Евангелие (от Марка гл. 8, ст. 10–38 и гл. 9, ст. 1): «Иисус вошел в лодку с учениками Своими и прибыл в пределы Далмануфские. Тогда вышли фарисеи и начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал и доныне говорит: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам: не дастся роду сему знамение».

Т. е. знамение не дастся им за то, что они о многом спорили, но мало веровали в Бога, а потому ничего и не получали от Бога.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– О чем только Христос не напоминает нам? О чем только Он не говорит нам? Тогда Он говорил и ныне напоминает нам чрез Писание все это для того, чтобы мы не спорили, а больше бы веровали в слова и дела Его, которыя Он сотворил пред глазами нашими; и тогда мы получим просимое. Если же мы только спорим, а не веруем в слово Божие и не делаем того, что оно велит делать, то, понятно, и не получаем просимаго.

Для чего это написано? Для того, чтобы искоренить в нас всякий спор.

– Помолись!

– Далее читаем: «И оставив их, т. е. фарисеев, опять вошел Иисус в лодку и отправился на ту сторону».

Так Иисус переходил из стороны в сторону. Где Его не принимали и не слушали, оттуда Он уходил; а где принимали и слушали, там Он проповедывал. Так проводил Христос свое время, уча и наставляя.

«При сем ученики Его забыли взять хлебов и, кроме одного хлеба, не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, разсуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что разсуждаете о том, что нет у вас хлебов? еще ли не понимаете и не разумеете? еще ли окаменело у вас сердце? имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не понимаете?».

Из этого видно, что Христос как бы укорял Своих учеников за неверие к словам Его.

– Прости! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Тогда Иисус, желая пояснить Своим ученикам, говорит: «Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь хлебов преломил для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же неразумеете?».

Т. е. если Я пятью хлебами накормил 5000 человек и оставшихся кусков было 12 коробов и если 4000 человек накормил семью хлебами и оставшихся кусков было семь корзин, то что же вы заботитесь о хлебах, имея при том один хлеб, и говорите: «что мы там будем есть?». Как же вы не веруете, маловеры?

Для чего это написано? Для того, чтобы напомнить народу, что Христос столько чудес творил тогда.

И вот прошло 1900 лет, и Он не перестает творить чудеса и до сего дня и до скончания века будет творить их.

Поэтому если мы не будем следовать закваске фарисейской и саддукейской и не будем спорить о Боге, а будем веровать в Него и проповедывать Его знамения на людях, т. е. Его чудеса, тогда Господь не откажет и нам в знамениях. И как тогда Он не отказывал просящим, так и ныне не откажет нам в просимом.

– Спасибо, дорогой Братец! Помолись, дорогой Братец! – говорят слушатели и поют: «Царю небесный».

– Далее читаем: «Приходит Иисус в Вифсаиду; и приводят к Нему слепаго и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепаго за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему в глаза, возложил на него руки, и спросил его: видит ли что? Он, взглянул, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно».

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Мы много примеров взяли у Христа: крестились в воде, как Христос; волосы имее6м такие же длинные, как и Христос. Может быть, и мы, по примеру Христа, тоже взяли бы себе в обряд плевать в глаза больному, но от нашего плевания не бывает исцеления. Так и было некогда среди необразованных: один увидел человека с больными глазами и плюнул ему в глаза, а тот разсердился и ударил его, и вместо исцеления произошла драка, а потом разошлись оба с подбитыми глазами.

– Прости! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Приведшие слепого просили Иисуса Христа прикоснуться к его глазам, а Христос вместо прикосновения плюнул ему в глаза, и тот по вере своей не огневался и исцелился.

– Спасибо!

– Повторяю: мы много примеров взяли у Христа: и кресты, и одежду и длинные волосы; но силу Его веры не приняли, т. е. не делаем того, что Он делал. Надо нести такой крест, какой Он нес, т. е. надо страдать так, как и Он страдал и за такия же дела, какия и Он делал. А мы несем крест свой, как разбойник, за разврат и за преступления. Если бы ты сознался и покаялся, как разбойник на кресте, то сразу нашел бы покой и сказал бы: «я достоин страдать и терпеть, потому что я много делал зла людям, и они плакали от меня, вот теперь и мне пришлось поплакать». К таковым Христос и говорит: «ныне будешь в раю», т. е. ныне же получишь облегчение от нужды своей и от болезни.

– Спасибо!

– Но мы, хотя и страдаем и болеем и мучаемся и имеем нужду и несчастия и несем крест разбойника за дела наши, все-таки говорим не так, как покаявшийся разбойник, а, как другой разбойник, признаем себя ни в чем неповинными и ропщем на Бога. Этот разбойник злословил Христа и говорил: «если ты Христос, спаси Себя и нас», т. е. «сойди со креста и нас с ними».

Подобно этому нераскаянному разбойнику и ныне говорят: «пусть Христос избавит меня от нужды и болезни, тогда и я уверую в Него».

Но как тот разбойник не получил Царства Небеснаго, так и ныне те, которые так говорят, также не находят себе покоя.

Только через покаяние мы можем избавиться от нужды и бедности и исцелиться от болезней и через покаяние мы можем получить Царство Небесное.

Тогда нераскаянному разбойнику сказал другой: «побойся Бога, мы осуждены справедливо по делам нашим, а этот, называемый Иисус, ничего худого не сделал. Он больных исцелял, слепым даровал зрения, голодных кормил и наравне с нами разбойниками распят. И сказал он Иисусу: «помяни меня, Господи, во царствие Твоем».

Вот если и ты покаешься и будешь говорить, как покаявшийся разбойник, то и ты получишь прощение и исцеление и сойдешь со креста страданий твоих. А если скажешь, как тот нераскаявшийся разбойник, то ты напрасно страдаешь, то до тех пор со креста не сойдешь, пока всех страданий не превзойдешь. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «И послал Иисус его, т. е. исцеленнаго слепого домой, сказав: не заходи в селение и не разсказывай никому в селении».

Христос запрещал разсказывать о Своих чудесах, но чем более Он запрещал, тем более разглашали о Нем и чрез это прославлялось имя Господне.

Из этого Евангелия мы видим, что фарисеи спорили со Христом и требовали знамения от Него. Этот же слепой не требовал от Христа знамения, а веровал в Него и по вере получил исцеление.

Наверное, слепой слышал о Христе, что Он многих исцеляет. И когда его привели ко Христу и Христос взял его за руку, то он оставил своего поводыря, который водил его в слепоте, и охотно пошел за Христом. Значит, он верил во Христа, поэтому и прозрел.

И потому, если мы не оставим своих развратных поводырей, которые водят нас в слепоте, и не пойдем за Христом, то мы никогда не прозреем.

– Прости!

– Если же мы доверимся Христу и пойдем за Ним, то Он не оставит и нас и исцелит нас от слепоты. Но мы не верим Ему и требуем от Него знамений, потому что мы не хотим сознаться в том, что страдаем, болеем, имеем несчастие, нужду и нищету на наши прегрешения.

Христу всегда верили и будут верить, потому что все то, что делал и делает Христос, было и есть на пользу людям. Но никто не будет верить тому, кто умеет только спорить, лгать и обманывать, потому что как можно ему верить, если он одного обидел, другой плачет от него, третий пошел по миру собирать? А те, которые шли за Христом и следовали Его учению, никогда не были сбирунами, не плакали, не обижали никого и ни в чем не имели недостатка.

Христос всегда делал пользу: то целил больных, то накормил 5000 человек голодных, а потому везде куда бы Он не пришел, верили Ему. Даже и слепые, которые не видели Его, а только слышали о Нем, и те верили в Него.

И это написано для того, чтобы и мы верили во Христа и шли за Его учением. Но многие имеют глаза и не видят, имеют уши и не слышат того, чему учил Христос. Они даже не могут быть поводырями, потому что сами слепы и ведут слепого и оба падают в трактирную яму.

– Помолись!

– Далее читаем: «И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за одного из пророков».

Люди почитали Христа за одного из пророков потому, что Он много исцелял и много кормил голодных. Такое добро делали народу одни только пророки. А Христос по делам своим похож был на всех пророков.

– И Братец дорогой похож, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Иисус говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты – Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшиами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть за все те добрыя дела, которыя Он делал человеком. И говорил Он о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Христос сказал это Петру.

– Нам, – говорят слушатели.

– Да, и нам, потому что мы научились у Христа только креститься, носить длинные волосы и длинныя одежды, но не научились так добровольно страдать, как Он страдал. А раз нет добровольнаго страдания, то ты не можешь нести крест Христов. А, между тем, только крестом и терпением ты и можешь достигнуть всего и накорить своих врагов. Иначе нечем.

«И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Т. е. кто отдаст жизнь свою за то, чему учил Христос, тот сбережет свою душу.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?».

Т. е. нельзя выкупить свою душу деньгами, а только можно загладить грехи терпением и страданием по примеру Христа, апостолов и отцов Церкви.

Далее говорит Христос: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и тому не даст просимаго и Христос, когда прийдет к славе Отца Своего со святыми ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе и славе, т. е. во исцелениях».

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Которые не стыдились проповедывать о Христе и страдали за эту проповедь, таковых и Христос не стыдился и посылал им все просимое, и потому у таковых всегда был успех в делах, в службе, торговле и хозяйстве. Которые же не ищут Бога, не исповедуют учения Христа и не страдают за него, таковые ничего не получают от Бога и потому такие неудовлетворенные говорят: «нет Бога!». Да, правда, и я скажу: нет Бога у тех, которые Его не ищут и не исповедуют Его чудотворную силу. А которые ищут и исповедуют Его, с таковыми всегда Бог был, есть и будет до окончания века. И потому если таковые чего просят у Бога в своих молитвах, то Он посылает им просимое.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас есть». (Лук. 17, 21). А что сказать: «Царствие Божие», что сказать: «учение Божие», – это все равно. Все те люди, которые слышали и приняли слово Спасителя, не вкусивши смерти, ощущали Царствие Божие внутри себя. А те, которые, подобно Ироду и Иуде, не приняли слова Христова, не вкусивши смерти, ощущали ад внутри себя и мучали себя и других. Поэтому кто не принял учения Божия, тот не принял и Царствия Божия. Кто же принял учение Божие, тот принял и Царствие Божие. А раз в тебе есть Царствие Божие, то чего ты ни попросишь у Бога, Он никогда не откажет тебе в просимом, как не отказывал во дни Моисея, пророков, Христа, апостолов и отцов церкви. Если же ныне Бог не слышит наши молитв и не помогает нам, то это потому, что мы забыли учение пророков, Христа, апостолов и отцов церкви и остался у нас один лицемерный обряд.

Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви сами имели веру и в других сеяли веру, и потому пользовались благами небесными и земными.

И ты взыщи веру в слово Божие хотя с горчичное зерно при этом же обряде, какой ты имеешь, и тогда не будешь иметь нужды, не будешь иметь бедности, не будешь иметь болезни, а если бы таковая и случилась, то как скоро покаешься и скажешь: «Господи! я больше никогда этого делать не буду», то тогда только и получишь от нужды избавление и от болезни исцеление. И когда исцелишься, то скажешь: «я был наказан, а теперь по милости Божией, исцелился от болезни». И тогда твоя вера еще более укрепится, и этой верой ты будешь двигаться сам и людей будешь двигать и от радости воспоешь песнь.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что книжники, фарисеи и законники приходили ко Христу для того, чтобы спорить, но не для того, чтобы искать в Его учении пользы для себя, потому что они не верили в Него и не искали веры у него. Поэтому они остались несчастными и по сие время лишились государства. За что? За неверие и за спор с Иисусом Христом. Покайся!

– Грешны!

– А больные, хромые, увечные и бедные поверили словам Иисуса Христа, исцелились, обогатились и из них образовалось сильное христианское государство.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы видели, как были наказаны те, которые не признали Христа и не приняли Его учения; еще для того, чтобы показать, как прославлял Господь пророков, апостолов и отцов церкви и как до сего времени не оставляет без славы верующих в слово Его; и еще для того, чтобы возбудить веру в неверующих, несчастных, бедных и больных и облегчить их участь.

– Спасибо, дорогой Братец!

 

___________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к евреям.

– К нам.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из послания к евреям 8-ю главу, от 1 от 19 ст. и 4-ую главу, от 1 по 16 ст.:

«Итак, братия святые, участники в  небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его».

Т. е. как Моисея послал Бог на землю, так и Иисуса Христа послал Бог.

Далее апостол говорит: «Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую часть имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо, а устроивший все есть Бог».

Слава Иисуса Христа больше славы Моисея и всех пророков, но Он был похож на Моисея и на всех пророков. Моисей кормил в пустыне израильтян манною, так и Христос, преломив хлебы, накормил в первый раз пятью хлебами 5000 человек, а во второй раз – семью хлебами 4000 человек. Моисей творил чудеса, так и Христос творил чудеса.

Для того, чтобы привлечь народ к вере, надо показать ему силу Божию, а сила Божия проявляется в чудесах Божиих. Если же не сотворить пред народом чудо именем Господним, то он поверит в Бога. Необходимо этому строптивому и развращенному народу дать знамение, – и тогда он уверует в Бога. И тогда в народе они поверят и буду получать благо, а другие не поверят и, не получивши просимаго, ожесточатся, как и фарисеи, и чрез это верующие отделятся от неверующих.

Далее читаем: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца».

Дом Его – мы, потому что Он, т. е. Бог, живет в нас посредством слова Христова. И если мы твердо верим, то завет Христа твердо сохраним до конца.

Далее читаем: «Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет».

Во дни Моисея многие роптали на Моисея и погибли за это. Так и вы, говорит Дух Святой, не ожесточите сердец ваших пред словом Иисуса Христа, чтобы и вам не погибнуть.

Далее читаем: «Посему Я, говорит Дух Святый, вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Псал. 94, 7–11).

Так и те, которые не познали слова Иисуса Христа, никогда не найдут себе покоя, и потому они часто покушаются на самоубийство. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Господь покарал народ во дни Моисея. Точно также и апостол Павел говорит: Дух Святый говорит чрез учение Иисуса Христа, что и теперь Господь покарает народ за то, что он непрестанно заблуждается сердцем и не познал путем Божьих. Поэтому говорит Господь: «Я поклялся во гневе Моем, и этот непокорный народ не войдет в покой Мой», т. е. в покой учения Иисуса Христа.

– Помолись, дорогой Братец!

– Далее читаем: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукаваго и невернаго, дабы вам не отступить от Бога живаго».

Это говорит апостол Павел евреям.

– Нам, – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорит: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу. Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

Апостол Павел учит нас для того, чтобы избавить нас от рабства греху и устроить из нас истинное христианское государство и царство Божие внутри нас.

Далее апостол говорит: «Не все вышли из Египта с Моисеем, потому что некоторые возроптали и остались в Египте. На кого же негодовал Бог сорок лет? не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие».

Они не вошли за ропот на Моисея и за неверие в его слова. Так и мы не можем войти в Царствие Христово за неверие в Его учение и не можем получить того, что получили первые христиане, почему ныне и качается православие.

Взыщи слово Божие, и ты будешь пользоваться тем, чем пользовались древние христиане.

– Помолись, дорогой Братец!

– Далее читаем (4-ую главу): «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

– Так как в то время не у каждаго были часы и евреи не могли определить времени для выхода из Египта, то Моисей велел делать вместо квашенаго теста пресное и печь из него опресноки, потому что уход за квашеным тестом берет много времени, а приготовление опресноков требует не более часу. Поэтому опресноки служили для евреев, как бы часами для определения времени их выхода из Египта. Но некоторые из евреев не послушались Моисея и поставили квашеное тесто, желая из него спечь себе хлеба. Так как квашенаго хлеба надо было ждать целую ночь, а Моисею с еврейским народом надо было неожиданно выйти из Египта ночью, чтобы фараон не переменил своего решения, то те, которые квасили тесто, опоздали и остались в Египте и этим доказали свое неверие в слово Моисея. А верующие в один час спекли опресноки и явились к Моисею на указанное им место своевременно и вошли в обетованную землю.

– Спасибо!

– Из этого мы видим, что опресноки служили как бы часами и доказательством веры в слова Моисея.

Из этого мы также видим, что при Моисее труднее было переходить из Египта в обетованную землю, потому что на переход потребовалось 40 лет. А при Христе переходить легче и скорее, почему, напр., Христос и сказал разслабленному: «прощаются тебе грехи, возьми постель свою и ходи». Разслабленный поверил, встал и пошел.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Ибо и нам обетование возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших».

Те, у которых слово было растворено верою, вышли из Египта; а те, у которых не было веры, опоздал и выйти, потому что квасили тесто и сами остались кислыми. Поэтому апостол Павел и говорит: «мы входим в покой уверовавшие, так как Бог сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Псал. 94, 7–11), т. е. в покой седьмого дня. Ибо сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих (Быт. 2, 2).

Когда евреи с Моисеем вышли из Египта, то они познали тогда седьмой день и в нем нашли покой. У нас же в седьмой день совершается как раз самая большая работа для домашних, для детей и по хозяйству. Тогда происходит купля, продажа и, кроме того, работа дьяволу: пьянство, пляски, разврат и всякое безобразие. Все это происходит в седьмой день. Поэтому мы и не входим в покой седьмаго дня: мы не находим его потому, что наши сердца не растворены верою в закон  Моисея и в учение Иисуса Христа. Напротив, в наших сердцах растворилось учение разврата, пирушек-гульбушек и плясок, и при таком беззаконии мы хотим получить у Господа милость, но вместо милости мы наживаем одни только долги и, не видя исхода, говорим: «чем мне страдать, лучше покушусь на самоубийство: отравлюсь, утоплюсь, повешусь, или застрелюсь», что и бывает. И до тех пор это будет продолжаться, пока в нас не растворится вера во Христа.

– Помолись, дорогой Братец! – а Братец читает далее:

– «Итак, поелику некоторым остается войти в покой, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за покорность словам Моисея и пророков, то Бог еще определяет некоторый день, ныне, говоря чрез Давида, после столь долгаго времени, как выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство».

Субботство или суббота есть еврейское слово. Оно значит: покой, в который и входит народ Божий, т. е. верующие в слово Божие и живущие согласно ему.

Кто принял слово Божие, т. е. учение Христа, пророков, апостолов и отцов церкви, тот вошел в покой Христа, тот сам успокоился и других приводит к покою. А кто не принял слово Божия, у того всегда тоска и таковой часто покушается на самоубийство.

Поэтому далее апостол и говорит: «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный».

– Постараемся, дорогой Братец, потерпи на нас грешных, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Чтобы кто по тому же примеру, т. е. по примеру непокорных евреев, не впал в непокорность слову Божию».

– Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякаго меча обоюдоостра: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя».

Апостол Павел сравнивает слово Божие с мечем обоюдоострым потому, что как в древнее время евреи, не покорившиеся слову Божию, погибали от укуса змей и не вошли в покой – в землю обетованную, так и в настоящее время тех, которые не покоряются слову Христа, тех жалит смертельно зеленый змей пьянства и они погибают за неверие.

Так писал апостол Павел евреям.

– Нам, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великаго, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Апостол Павел научает нас твердо держаться исповедания нашего для нашего же блага: для того, чтобы из твердо исповедующих учение Христа устроилось твердое христианское государство. Он говорил твердо и растворял верою сердца слушающих и по вере устроил из них твердое государство.

Но почему ныне качаются не только наше, но и другия христианския государства? Почему везде идут споры, забастовки и у всех горе и стон? Да потому, что мы только назвались христианами, а не хотим страдать за свою веру, за свое исповедание, за слово Божие. А не хотим мы страдать потому, что в нас нет веры в учение Христа. Раз мы Христовы, то взыщим слово Христово, и у нас будет крепкая вера, крепкое семейство, крепкое хозяйство. И тогда чрез слово Христа, т. е. чрез Его учение, у нас на земле, в каждом доме, в каждом семействе и в государстве будет мир.

– Помолись! – восклицают слушатели и поют «Блажен муж».

После пения Братец говорит:

– Весть Господь путь праведных, а путь нечестивых гибнет. Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви одинаково говорили о погибели нечестивых и объявляли справедливым благоденствие. Также и мы если с верою пойдем за учением Христа, подобно прозревшему слепому, то и мы прозреем и будем благоденствовать и светлыми очами увидим, где нас обманывают и где дают нам благодать, и тогда мы не будем нуждаться, не будем болеть и избавимся от тяжелаго креста земных страданий.

Теперь крестопоклонная неделя, и я хочу напомнить про один дурной обычай, который в это время допускают у нас не которыя хозяйки. Оне пекут из теста кресты и запекают в  одни из них медныя монеты, а в другие – лук или перец. И вот, кому достанется монета, тот считается счастливым, а кому – лук или перец, тот считается несчастным. Над теми, кому достались кресты с луком или с перцем, смеются и дразнят их, и этим убивают в них все, и потому таковые часто покушаются на самоубийство, говоря: «эх, мне и в кресте-то лук достался!».

Мы назвались христианами – и вдруг допускаем такое кощунство и на испеченных крестах устраиваем колдовство. Если бы мы были христианами не по имени только, а на самом деле, то мы употребляли бы кресты не для колдовства, а для напоминания о крестных страданиях Иисуса Христа и о тех страданиях, которыя и нам суждено переносить для пользы нашей.

И если будет в тебе вера в слово Христа, то и во время страданий ты легко будешь их переносить и будешь ощущать в себе Царство Божие. Даже если бы тебя распинали на кресте, то и тогда ты скажешь: «благодарю Тебя, Господи, что я страдаю так, как страдал Христос».

Без слова Христа бедный мучается и богатый мучается, а со словом Божиим бедный радуется и богатый радуется.

– Спасибо, дорогой Братец, по твоим молитвам всегда радуемся!

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо.

– Евангелие о том, что книжники и фарисеи спорили со Христом и не получили обещаннаго, а калеки и слепые по вере шли ко Христу не для того, чтобы спорить, а для того, чтобы получить от Него исцеление, – и получили.

Все это записано для нашего назидания.

– Спасибо, дорогой Братец!

 

__________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу Моисея «Второзаконие».

Сказав это, Братец стал читать и объяснять 8-ю и 9-ю главы «Второзакония»:

«Все заповеди, которыя я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь Бог отцам вашим».

Моисей всегда говорил евреям более о земном царстве, нежели о небесном. Если бы в те времена говорить евреям о царстве небесном, то они не могли бы поверить, потому что они были народ, угнетенный тяжелой египетской работой, и безземельный. Поэтому Моисей и говорил им согласно ихней нужде: «старайтесь исполнить заповеди и у вас будет своя земля, и вы будете работать не на мудрецов фараоновых, а будете обрабатывать свою обетованную землю». Евреи поверили его словам и по вере получили.

Далее говорит Моисей: «И помни весь путь, которым вел тебя господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет».

– Буду, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Моисей мог бы повести евреев коротким, близки путем, но он повел их дальним путем и дальнею страною. Поэтому египетские мудрецы смотрели на них, как на глупеньких, думая, что они не знают дороги и заблудились в пустыне, но Моисей ввел этим египетских мудрецов в замешательство.

Точно также и на апостолов книжники и фарисеи смотрели, как на юродивых, но и они имели мудрость Божию, которая и помогала им во всех делах их.

Так и в настоящее время тех, которые идут за Христа, также называют глупыми, и думают что они заблудились, но таковые доказывают мудрость свою во Христе.

Далее читаем: «Господь смирял израильтян голодом в Египте и, когда они по выходе из Египта молились, Господь питал их манною, которой не знали отцы их, дабы этим доказать, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа».

А когда Израиль забыл слово Божие, тогда отнялась от него манна, и он впал в нужду.

Также и ныне впадают в нужду те, которые забывают слово Божие.

Далее говорит Моисей: «знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как отец учит сына своего ходить».

«Итак помни и храни заповеди Господа, Бога твоего, ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградныя лозы, смоковницы и гранатовыя деревья, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой есть камни и железо и из гор которой будешь выделывать медь».

За что Господь дал евреям такую землю? За то, что они обещались слушать и исполнять слово Божие.

Далее говорит Моисей: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе».

Также говорит Моисей: «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, но смотри, строго соблюдай заповеди Его и закон Его и постановления Его, которыя сегодня заповедую тебе».

Если будешь веровать в слова Моисея, пророков, Христа и апостолов и будешь стараться исполнять заповеди, то по вере и делам будешь достигать желаемаго и просимаго. Если же ты не веруешь в слова пророков, Христа и апостолов, то что ты можешь получить? Ничего.

– Прости, помолись, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупнаго и мелкаго скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы  не прилепилось сердце твое ко всему этому и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухия, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды, питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы смирить тебя  и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне сие богатство».

Если ты будешь соблюдать заповеди Бога и если в скорбях и несчастии будешь искать себе богатства и об успехе своем будешь просить Бога, то Он даст тебе просимое.

Я знаю таких, у которых и товару то всего на полтора рубля, а получают они пользы два рубля.

И когда ты будешь богатым, то и тогда поступай точно так же, как и тогда, когда был бедным, т. е. надейся на Бога, а не на себя и Его одного прославляй. А то у нас есть такие, которые в успехе своем прославляют себя, а не Бога, говоря: «вот каков я! у меня голова хорошо работает». Моисей же увещевал, чтобы мы не надеялись на себя, на свою голову, на свое богатство, а надеялись бы на Господа, ибо Он вывел нас из египетскаго пьянства, избавил нас от рабства и сделал нас хозяевами.

– Спасибо!

И если мы за всякое дело, которое успешно окончено, будем прославлять и благодарить Господа, то никогда не будем болеть, стонать и скрежетать зубами и не будем бедны, а будем верою сами двигаться и других будем двигать.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Далее говорит Моисей: «Но чтобы ты помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить завет Его».

Значит, Моисей заботился о том, чтобы израильтяне были богатыми. Это каждому понятно. Какой отец хочет увидеть пред собою сына бедным, нищим и больным? Также и Отец небесный не хочет видеть тебя бедным, нищим и больным.

Но в то же время Моисей говорит: «Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед иного бога, т. е. иного закона, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что вы погибнете». Покайся!

– Грешны!

Если бы и теперь не было погибели, не было, как говорят, эпидемий самоубийств, то я бы ничего не сказал. Но ныне совершается по написанному у Моисея.

А Моисей пишет так: «Как Господь Бог истреблял народы с лица земли, так погибнете и вы за то, что не послушались гласа Господа, Бога вашего». Покайся!

– Грешны!

– Затем Братец читает и объясняет 9-ую главу: «Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом великим, многочисленным и великорослым, о котором ты слышал и котораго страшился, зная, что никто не устоит против него. Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огонь поядающий: Он будет истреблять и низлагать пред тобою. И когда овладеешь землею, то не говори в сердце твоем, что за праведность твою дал тебе Господь эту добрую землю, ибо ты народ жестоковыйный. Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самаго того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самаго прихода вашего на место сие вы противились Господу».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И при горе Хориве вы раздражили Господа, и прогневался на вас господь, так, что хотел истребить вас, когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменныя, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали завета, на которых Он написал все слова, которыя изрек вам на горе из среды огня в день собрания. И пошел я с горы с крижалями завета и увидел, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца и плясали пред ним. И бросил я скрижали завета и разбил их. И вторично, повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел истребить вас».

– Прости! Помолись! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Когда Моисей ушел на высоту горы Хорива, то евреи сделали себе литый истукан в образе тельца и плясали пред ним на глазах священника Аарона, который смотрел на эту безумную пляску и ничего не мог сделать против нея.

Так и теперь на глазах священников по всем городам пляшут, и священники ничего не могут сделать против этого, как и Аарон, потому что Библия далеко отошла от народа, точно Моисей на высоту горы.

Но как тогда, около горы Хорива, безумная пляска прекратилась только после того, как Моисей сошел с горы к народу, так и теперь всякая пляска может прекратиться только тогда, когда придет к ним Библия.

Далее еще так говорит Моисей евреям: «Вы были непокорны Господу с того самаго дня, как я стал знать вас».

Так и я скажу: с того дня, как мы родились, мы были также непокорны словам Иисуса Христа и за непокорность так же страдали, как и евреи страдали.

Поэтому Моисей постничал за этот упрямый народ, 40 дней хлеба не ел и воды не пил и молился Господу, чтобы Он не погубил их.

Также и Христос страдал и молился на кресте, чтобы избавить нас от жестокаго еврейскаго ига.

Прежде евреи сами страдали от жестоких египтян, а когда они устроились самостоятельным государством и получили полную власть, тогда они превзошли египтян своею жестокостью в 70 раз и стали убивать пророков, а потом распяли и самого Христа и побили камнями Его апостолов.

Вот Христос и молился, чтобы нам избавиться от такого жестокаго еврейскаго ига. И молитва Его на кресте была услышана, и устроилось христианское государство.

Далее говорит Моисей: «И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, ибо Господь хотел погубить вас, и молился я Господу так: «Владыко Господи, Царь богов, не погубляй народа Твоего, который Ты избавил величием крепости Твоей, который вывел Ты из Египта сильною рукою Твоею. Господи!  вспомни рабов Твоих: Авраама, Исаака и Иакова, которым Ты клялся Сам Собою. Не смотри на ожесточение народа сего и на нечестие его и на грехи его, дабы живущие в той земле, откуда Ты вывел нас, не сказали: «Господь не мог ввести их в землю, которую обещал им и, ненавидя их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне». Господи! они Твой народ и Твой удел, который ты вывел из земли Египетской силою Твоею великою и мышцею Твоею высокою. Аминь».

Так молился Моисей о еврейском народе после того, как разбил скрижали завета, увидев его пляшущим пред литым тельцом. Если бы в настоящее время кто-нибудь разбил скрижали, то о нем сказали бы: «он сошел с ума». Но разсуждая здраво, надо сказать, что пляшущим не нужны были заповеди. Оне нужны кающимся. Но когда пляшущие покаятся, тогда они уверуют в молитву и примут заповеди, и тогда они напишут их на скрижалях своего сердца и вспомнят, за что попали в рабство в Египет: за то, что роптали на Бога. Тогда и тот, кто будет читать эти скрижали, подумает: как бы и меня господь не наказал за ропот на Бога? А когда он прочитает, что Господь истребив 24000 человек и за пляску, то он скажет себе: «как бы и меня не истребил Господь за такую же пляску?» и потому будет воздерживаться от нея.

Для того и написано все это, чтобы мы прочитали и увидели погибель пляшущих, пьяниц и развратников и спасение верующих, сердца которых растворены верою в слово Божие. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

 

________________

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– День 210го февраля, в который вспоминается обретение главы Иоанна Крестителя.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за февраль, на 425–426 страницах, следующее место, сокращая и исправляя его:

«Однажды двум инокам было сновидение. Проснувшись утром, они разсказали друг другу свой сон и пошли на то место, которое им было указано во сне, и начали копать землю и обрели главу Иоанна Крестителя. Положив ее в мешок, они пошли к себе обратно».

«В это время один бедный скудельник или горшечник, из Емесы, был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собою главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжа путь свой вместе с ними. Иноки, найдя попутчика себе, дали ему нести вретище (мешок) с главой Крестителя. А он не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: «оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках».

«Святой потому повелел сие, что видел леность и нерадение тех монахов, которые восхотели сами нести его главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному».

– Братцу дорогому, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «В то же время Иоанн Креститель хотел оказать благодеяние сему бедному человеку и направить его на путь доброй и благоугодной жизни. Сей человек, повинуясь святому, бежал от монахов и возвратился домой к своему семейству с головой Иоанна Крестителя, как с великой драгоценностью. И Господь, ради главы Иоанна Крестителя, обогатил дом его. Скудельник избавился от бедности и стал жить богато».

Иноки, которые по лености своей передали главу Иоанна Крестителя этому скудельнику, думали: «пусть себе несет, а мы отдохнем», и чрез это лишились ея и обнищали.

Далее читаем: «А скудельник разбогател и стал подавать милостыню нищим и убогим от своего богатства. Памятуя твердо, что он получил богатство чрез главу Иоанна Крестителя, он всегда почитал ее, как великую святыню и старался жить по заповедям Христовым. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя, положил святую главу в сосуд и передал ее своей сестре. При сем он подробно разсказал ей, как он ради сей честной главы избавился от крайней бедности и как он потом стал богатым человеком».

– Спасибо!

– Эти иноки по своей лености поступали с главою Иоанна Крестителя нерадиво. А их спутник, который с радостью принял эту главу, с благоговением поместил ее в своем доме, и он чудесно разбогател, потому что изделия рук его, – горшки, – во множестве стали продаваться, а раньше до этого никто их не покупал.

Для чего это написано? Для того, чтобы и мы так же нерадиво не поступали и не обеднели, как эти иноки.

А если бы этому горшечнику прежде всего дали золота и серебра, то он скоро бы прожил его и, задолжавшись, пожалуй, покусился бы на самоубийство, как это часто ныне и бывает. Каждый знает, что ни один человек не сделается хозяином, если он прежде не обогатится духовно. Поэтому Господь и не дает богатства тем, которые не ищут слова Божия, потому что они могут возгордиться без Бога.

Далее читаем: «Сей человек завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила сию святую главу в сосуде, и никогда не открывала его до тех пор, пока сам святый Иоанн неблаговолит на сие. Перед своею смертию она должна была передать этот сосуд также богобоязненному и трудолюбивому человеку».

Этим он предостерегал, чтобы глава Иоанна Крестителя опять не попала бы в руки ленивых и нерадивых иноков.

А то, когда ленивые и нерадивые иноки придут в крайнюю бедность, то другие, смотря на их скудную жизнь, могут похулить святыню Иоанна Крестителя.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– А когда мы чрез святыню будем исцеляться и получать богатство, тогда и язычники и неверующие, видя нас здоровыми и богатыми, легко могут верить в Бога и во все святое.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы Богородице».

После пения Братец говорит:

– В заключение напомню вам еще житие святого Порфирия, празднуемаго 26-го февраля.

Сказав это, Братец стал читать и объяснять из той же книги «Жития святых», на 473 стр., следующее:

«Однажды христиане, идя с честным крестом и с своими архиереями, приближались к идолу Венеры. Этому идолу жители города Газы (в Палестине), в особенности женщины, оказывали великую честь, ибо бес, живущий в том идоле, многих прельщал в сонных привидениях, склоняя дев и жен к всевозможным плотским грехам».

Когда язычники смотрели на этого идола, изображавшаго богиню Венеру в образе голой женщины, то они прельщались своими глазами, возбуждая в себе греховное чувство.

Но и в настоящее время многие православные подражают этим язычникам, изображая голых женщин и мужчин и прельщаясь похотливым их лицезрением.

Далее читаем: «Когда христиане приблизились к тому идолу, стоявшему на улице на возвышенном месте, то бес тотчас бежал, повергши идола на землю; а голый идол, пав на землю, сокрушился на многия части, ибо был мраморный, и убил двоих из неверных, которые, стоя там, смеялись, понося христианское богослужение. Увидев это чудо, многие из язычников уверовали во Христа и приняли святое крещение. И была великая радость среди верующих во Христа».

Для чего это написано? Для того, чтобы мы избегали смотреть на изображения голых мужчин и женщин. Спаситель говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, прелюбодействует с него в сердце своем» (Матф. 5, 28). Точно также прелюбодействуют и те, которые с вожделением смотрят на изображения голых женщин и мужчин. Покайся!

– Грешны!

– Если это непростительно язычникам, то не более непростительно нам, христианам, которых пророки, Христос, апостолы и отцы церкви научили воздерживаться от всякой похоти. Покайся!

– Грешны!

 

Трезвенник