БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 

11-го марта 1912 года

 

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

В воскресенье, 11 марта, Братец, взойдя на кафедру, стал читать и объяснять из евангелия Луки 7-ую главу, от 36 по 50 ст.:

– «Один из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи. Спаситель не отказался и, вошед в дом фарисея, возлег».

И до сего дня если мы просим Иисуса Христа с верою, чтобы Он пришел и вселился в нас, то Он также не отказывает и нам в нашей просьбе, не гнушается и вселяется в нас и очищает нас от всякой скверны и пьянства.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Все люди хотят быть хорошими, но не могут, плачут, и все-таки продолжают делать худое, потому что не просят Христа в молитвах, а если и просят, то не проникаются словом Его Евангелия.

Если же мы просим Его вселиться в нас и в то же время проникаемся Его словом, то Он очищает нас от всякой скверны и вселяется в нас посредством слова Евангелия.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Царю Небесный».

После пения Братец читает далее:

– «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возложит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и ставши позади у но Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

Если бы такая женщина пришла к нам и если бы мы знали ея порочную жизнь, то мы наверное, прогнали бы ее от себя, подобно книжникам и фарисеям, потому что нам стыдно беседовать с такой женщиной о Христе. Но Христос пришел не для того, чтобы гнать, а для того, чтобы пробуждать веру в грешниках и блудницах и тем избавлять их от пороков, потому что Он пришел не для праведных книжников и фарисеев, но для погибших грешников.

– Спасибо, дорогой Братец!

– «Поэтому Иисус, обратившись к фарисею, сказал ему: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он сказал: скажи, Учитель».

– Скажи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Иисус сказал Ему: правильно ты разсудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал; а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги, Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги».

Как будто Христос нуждался в том, чтобы женщина обливала Его ноги маслом и целовала бы их. Нет, Он в этом не нуждался, но этим она сделала Ему честь в укор книжникам и фарисеям, потому что они не оценили Его учения, которое приводит всех грешников и к покаянию. И когда Он увидел эту грешницу, плачущую о грехах своих, то возрадовался и, обратясь к Симону, сказал: «прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

Те, которые мало любят слово Божие, те много грешат и потому много наказываются за свои грехи, страдая от пьянства и от всех пороков, преступлений, болезней, нужды и несчастий.

А те, которые много любят слово Божие, те меньше грешат и потому благоденствуют.

Поэтому много прощается тому, кто много любит слово Христа.

Поэтому и этой женщине Христос сказал: «прощаются тебе грехи».

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Подождите, это не мое слово, а слово Христа, которое говорит чрез Евангелие тем, кто любит Его.

Далее читаем: «И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал тогда этой женщине и доныне Он нам говорит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Т. е. вера твоя в слово Евангелия спасла тебя от пьянства и порочной жизни. Иди с миром!

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Фарисеи и книжники сердились на Иисуса Христа за то, что Он прощал грехи людей. Они слышали, как Он сказал разслабленному: «прощаются тебе грехи» (Матф. 9, 5), а теперь вот и этой женщине также сказал: «прощаются тебе грехи» и обижались за это на Него. Но что сказать: «прощаются тебе грехи» или сказать: «встань и ходи» (Матф. 9, 5), «не греши больше» (Иоан. 5, 14), «иди и впредь не греши» (Иона. 8, 11), – это все равно, потому что кто силен исцелить, тот силен и просить.

Фарисеи и книжники обижались на Христа за то, что Он прощал грехи, потому что прощать грехи, по их убеждению, имели право только священники. Поэтому они и спрашивали: «кто это, что и грехи прощает?». Они думали, что так как Христос не священник, то Он и не имеет права прощать грехи, потому что в законе Моисея сказано, что прощать грехи людям могут только священники. Но они не понимали того, что раз Христос словом Своим целил людей от пороков и болезней, то этим самым Он и прощал их, потому что исцелить все равно, что простить. А кто не может целить, тот не может и простить, хотя бы он и говорил: «прощаются тебе грехи», как это и случилось с тогдашними еврейскими священниками, которые потеряли силу целить людей и совершали один только обряд прощения грехов.

Слово же Христово всегда целило и очищало от всякаго греха, и до сего дня оно целит и очищает нас от всякой скверны, почему Христос и говорит: «вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедывал вам» (Иоан. 15, 3).

И потому кто любит слово Христово, тот перестает грешить, потому что слово Христово, как меч обоюдоострый, доходит до разделения мозгов и судит его в его мыслях, почему Христос, и говорит: «слово, которое Я говорю, оно будет судить вас» (Иоан. 12, 48) за всякое преступление.

Поэтому и этой женщине Христос сказал: «вера твоя спасла тебя; иди с миром».

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

 

_______________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к Галатам.

– К нам.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять 1-ую главу послания к Галатам, от 14 до 24 ст.:

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я проповедывал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа».

Т. е. апостол Павел принял Евангелие не от человеческаго мира сего школы, но чрез откровение Иисуса Христа».

Т. е. апостол Павел принял Евангелие не от человеческаго мира сего школы, но чрез откровение Иисуса Христа.

– Чрез Братца, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– И мы не можем получить от человеческой науки ни исцеления от пьянства и других пороков, ни избавления от нужды и болезней, а мы можем избавиться от всего дурного только через мудрость Евангелия.

Далее апостол говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее»

Но вы-то никого не гнали.

– Гнали! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Апостол говорит, что он опустошал Церковь Божию, но в настоящее время еще более опустошают ее люди своим невоздержанием, пьянством и развратом. Покайся!

– Грешны!

– Далее апостол говорит: «И я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».

– Это я неумеренный ревнитель, – говорит кто-то, – а Братец поясняет:

– Да, и мы бываем неумеренными ревнителями отеческих преданий, когда исполняем дурныя желания, привычки и пороки наших отцов и дедов. Если отцы и деды наши устраивали по праздникам пирушки-гульбушки, то и мы также подражаем им. И в свое оправдание говорим: «у нас с давняго времени так заведено: как праздник, так и пирушка». И какая неумеренная ревность к отцовским преданиям! Опустошили Церковь Божию! Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я проповедывал Его язычникам, – я не стал тогда советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск».

Т. е. я, – говорит апостол, – проповедывал Христа не ближним, а язычникам, потому что ближние и так уже знали учение Христа.

Так и в настоящее время – что проповедывать тем, которые уверены о себе, что они – праведные, хорошие? А вот пьяницы и развратники, они-то ныне и есть дальние и язычники. Им-то и нужно проповедывать о Христе. И тогда они чрез слово Божие покаятся и исправятся. И этим ты приобретешь себе брата своего и, по слову Иисуса Христа, множество покроется тебе грехов.

– Спасибо!

– Далее говорит апостол: «А в том, что пишу вам, пред Богом не лгу. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали оне, что гнавший их некогда, ныне благовествует веру, которую прежде я истреблял, – и прославляли за меня Бога».

Апостол Павел разсказывает о том, как он прежде гнал христиан, смеялся над Христом, одобрял убиение Стефана камнями, а потому он поверил в учение Христа и стал проповедывать о Христе. И вот по одному слуху о таком его обращении ко Христу многие, не видя его, также обращались ко Христу и прославляли Бога.

Поэтому если и ты отрезвишься и сделаешься трезвым и честным работником, то по одному слуху об этом и другие также исцелятся от пьянства и будут честными и трудоспособными людьми и чрез тебя прославят Бога также, как и чрез апостола Павла, говоря: «будем и мы жить так, как вон тот трезвенник Григорий или Василий». Они еще и не видали этого Григория или Василия, а уже по одному слуху о его хорошей и честной жизни хотят и сами хорошо и честно жить. Как чрез худые примеры люди заражаются друг от друга злом, так и чрез хорошие примеры они могут избавиться от всякаго порока.

– Помолись!

– Когда ты был пьяницей и развратником, то ты опустошал Церковь Божию, соблазняя ея чад своим дурным примером. А когда ты стал вести трезвую и честную жизнь, то этим самым ты сделался благовестником трезвости и чрез это стало прославляться имя Божие.

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели и поют: «Честнейшую херувим» и «Величит душа моя Господа».

 

____________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу пророка Малахии.

Сказав это, Братец стал читать и объяснять 1-ую главу книги пророка Малахии:

«Пророческое слово Господа чрез Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: « в чем явил Ты любовь к ним? Не брат ли Исав Иакову? – говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исав возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни».

Из этого писания мы видим, что Господь возлюбил обиженнаго Иакова за кротость, а гордаго Исава возненавидел за дерзость.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Если Едом скажет мы разорены, но мы возстановим разрушенное, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу».

– Не допусти, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Не люди их будут гнать, а сам Господь пошлет на них бедствия за непослушание Его слову: у них во всем будет неудача.

Пророк Малахия, подобно Моисею, говорит также о проклятиях на одних и о благословениях на других.

Иаков, будучи преследуем своим братом Исавом, бежал обиженный с одним только посохом в руке в землю своего дяди Лавана, и Господь благословил его там. Поэтому, когда дядя его Лаван хотел обмануть его, отдав за него свою слеповатую дочь Лию вместо Рахили, то Господь устроил так, что Лаван принужден был за свой обман отдать за Иакова и свою вторую дочь – Рахиль. Мы знаем также, что когда Иаково пришел к Лавану, то у него никакого имущества не было, но потом Господь наградил его множеством скота, – и скот был пестрый.

– Как у Братца, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Для чего это написано? Для того, чтобы мы увидали милость Бога к обиженным, как Иаков, и прославили его.

Но Бог гневается на всех гордых, как на Исава, и наказывает их бедностью.

Поэтому Господь и говорит чрез пророка Малахию: «они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: возвеличился Господь над пределами –Израиля! Вы говорите: сын чтит отца и раб – господина своего. Если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, безславящие имя Мое. Вы говорите: в чем ты безславим имя Твое? Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: в чем мы безславим Тебя? – тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худое ли это?».

– Худое, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф».

И у нас также в привычку вошло давать нищему худое, слепое, тухлое. Что только собакам годится, то мы даем нищему, а дать нищему все равно, что Христу дать, ибо Он сказал: «что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25, 40).

А если давать нищему то же, что Христу, то зачем же давать ему худое, хромое, слепое, негодное?

– Прости!

– Далее пророк Малахия говорит: «Итак молитесь Богу, чтобы помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф».

Вы срамите Господа нечистою жертвою.

Далее говорит Бог чрез пророка Малахию: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нея – пища ничтожная. Притом говорите: вот сколько труда! и пренебрегаете его, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? – говорит Господь».

Так тогда говорили, так и теперь говорят: «трудно прокормиться святыней, сколько труда! а доход ничтожный, и приходится приносить в жертву Богу краденое, хромое, больное и нечистое».

Так тогда говорили и обманывали Бога, как человека. Так и теперь говорят и делают. Но нельзя обмануть Бога, как человека. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а Братец поясняет еще:

– Во дни Моисея народ еврейский также обманывал Бога, принося Ему в жертву нечистое, больное и краденое, как и при пророке Малахии; но тогда молился за этот народ Моисей, и Господь миловал Его. А когда Моисея не стало и грехов стало много, то для молитвы за этот народ пред Богом были поставлены особыя лица – священники, которые в то же время совершали обряды обрезания, бракосочетания и погребения. Но с течением времени священники также стали небрежно молиться и приносили в жертву Богу нечистое, больное и краденное и брали с народа тысячную плату. Тогда Господь воздвиг пророков, которые и стали грозно обличать как народ, так и священников, а за это священники стали убивать пророков, хотя пророки не отвергали священников и подчинялись им.

– И ты подчиняешься им, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Еврейские священники убивали пророков, а потом украшали их раки и ставили им дорогие памятники.

Затем, когда пришел Христос, то Он так же, как и пророки, никого не возбуждал против духовенства, а напротив, обращал сердца отцов к детям, а сердца детей к оцтам и умиротворял рабов с господами, пасомых с пастырями и исцеленных посылал к священникам принести жертву по обряду Моисееву, во свидетельство им, что они исцелились. И, не смотря на все это доброе, священники убили и Христа наравне с разбойниками.

Для чего это написано? Для того, чтобы и с нами не случилось что-нибудь подобное, чтобы и нас привести к вере и покаянию. А раз мы придем к вере и покаянию, то по вере мы будем горы переставлять, а не только что человечество от пьянства и разврата исцелять.

У Иакова был один только посох, а потом Господь послал ему большое богатство и пестрый скот, а гордый Исав стал вищенствовать. Когда потом Иаков послал часть своего пестраго скота Исаву, то Исав, увидев пастухов Иакова, спросил их: «это чей скот?» – «Иакова», – отвечают пастухи.

– Братца дорогого, – говорят слушатели.

– Куда гоните? – спрашивает Исав. – В подарок к Исаву, – говорят пастухи.

– В церковь, к священникам, – говорят слушатели.

– А Исав и говорит: «удивительно! Я иду войной на Иакова, а он посылает мне в подарок пестраго скота. И когда Иаков и Исав сошлись, то бросились в объятия друг к другу и от радости заплакали.

Для чего все это записано в святой Библии? Для того, чтобы мы подражали не гордому Исаву, а кроткому Иакову.

– Спасибо!

__________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Житие святого Софрония и святого Иоанна Милостиваго, празднуемых 11-го марта. Это были два друга.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, на 232–234 страницах, следующее:

«Святой Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, имел обычай по средам и пятницам сидеть при входе в церковь и принимать к себе людей, приходивших к нему, выслушивал всякия нужды, улаживал семейные раздоры и прекращал споры. Так он творил мир среди людей. Если же случалось, что никто не приходил к нему, когда он так сидел, и ничего не просил никто у него, то он вставал печальный и со слезами уходил в свой дом, говоря: «нынче ничего я не нашел, ничего не принес Богу за свои грехи». Блаженный же Софроний, друг его, утешая его, говорил ему: «право, отче, тебе ныне надо веселиться, потому что твои овцы живут мирно без раздоров и ссор, как ангелы Божии».

Слово Божие, слово Христово их умиротворяло. Каждому хочется быть счастливым, но не каждый может найти счастье. А оно только во Христе.

Еще приведу такой пример…

– Какой? – спрашивают слушатели, – Братец читает далее:

– «Однажды друг Софрония, Иоанн Мосх, сказал Софронию: «пойдем к городу Тетрафилу и побудем там. Говорят, что царь Александр Македонский принес из Египта мощи святаго пророка Иеремии и положил в этом городе».

«Придя туда, Иоанн и Софроний никого не нашли там, кроме трех слепых, и молча сели подле них со своими книгами. В разговоре друг с другом один слепой сказал другому: «друг, как ты ослеп?». А тот отвечал: «я в молодости был корабельщиком: когда мы плыли из Африки, мне очень много пришлось смотреть на море; на глазах у меня сделались бельма, и я ослеп».

Он не признал себя виновным и обвинил море.

«Потом другой на вопрос, как он ослеп, отвечал: «я работал на стеклянном заводе и однажды, неосторожно делая стекло, обжегся; так от огня я потерял зрение».

И этот не признал себя виновным и обвинил стеклянный завод.

«Объяснив так причину своей слепоты, два слепых спросили третьяго: «как ты ослеп?». Тот отвечал им: «когда я был молод, я не любил трудиться и работать, а нравилось мне лениться; будучи же сластолюбив и не имея чем питаться, я начал воровать и делать много зла».

– Прости! – говорят слушатели, а Братец поясняет:

– Те сами себя оправдывали, а этот обвиняет самого себя и говорит далее:

«Однажды я увидал, несут хоронить мертвеца, одетаго в дорогия одежды, я пошел вслед за покойником, чтобы посмотреть, где его положат; мертвеца похоронила у церкви святого Иоанна; когда настала ночь, я открыл склеп, вошел туда и снял с мертваго все, оставив на нем только рубашку. Выхожу я из склепа, а лукавый говорит мне в моих мыслях: вернись, возьми и рубаку, ведь она очень хорошая. И вернулся я, окаянный, чтобы снять рубашку и оставить мертвеца нагим. И вот встал мертвец, сел передо мною, поднял руки и пальцами своими ободрал мне лицо и выцарапал мне оба глаза. Вот как я ослеп!».

– Прости!

– Те два слепых признали себя невиновными, а этот сказал, что ослеп за воровство. А вы не за это несли наказание.

– За это, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Тогда Софроний поманил своего друга Иоанна, и они ушли от слепых. И сказал Софроний Иоанну: «правда, отец Иоанн, сегодня нечему больше учиться, достаточно полезнаго узнали, что никто, делая зло, не может остаться без наказания Божьяго».

Но мы хотим все книги перечитать, а в жизнь не хотим вникать, и потому не приходим к покаянию и идем в гроб непрощенными и непримиренными. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

 

_________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни!

– Проповедь святого Пиония, из которой вы увидите, какия он делал сравнения и как он влиял на народ.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из той же книги «Жития святых», на 246–248 страницах, следующую проповедь святого Пиония к тем, которые, боясь гонений за исповедание веры во Христа, отреклись от Него:

«Новым мучением мучусь я в своем сердце, душа моя разрывается на части, когда вижу, как свиньи топчут бисер церковный, т. е. учение Христово, как небесныя звезды отрываются змеиным хвостом на землю (Откров. Иоанна 12, 4), и как виноград, насажденный десницею Божией, пожирается дикими свиньями и расхищается прохожими».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Из этого мы видим, что когда святой Пионий говорил проповедь, то он подкреплял ее словами и образами из Библии и Евангелия и примерами из жизни, и потому его проповедь прилипала к сердцам слушателей.

Далее так говорит Пионий: «Дети мои, сожалею о вас, пока опять не вселится в вас Христос. Питомцы мои любезные, вскормленные небесным хлебом, зачем вы совратились за развратный путь? Ныне беззаконные старцы оклеветали целомудренную Сусанну, т. е. Церковь Христову. Теперь Аман торжествует, надеясь, что Мардохея вот скоро-скоро повесят. Эсфирь же со всем своим племенем постится и молится о защите Мардохея. А что же вышло? Аман приготовил виселицу Мардохею и сам был на ней же повешен, а Мардохей сделался царедворцем и стал служить царю на пользу отечеству. Смотрите, чада мои, теперь настал голод, не недостаток хлеба или воды, а слова Божия. Теперь задремали все девы евангельския и спят. Пробудитесь! Покайтесь!»

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

«Исполнилось слово Господне: если Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле?» (Лук. 18, 8) и другое Его слово: «предает брат брата на смерть» (Лук. 21, 16). Слышу, как теперь каждый предаст своего ближняго. Поистине ныне пришло время, и сатана просил сеять вас как пшеницу, но огненная лопата в руках Слова Божия пусть провеет гумно свое. Ныне пришло время и потеряла свою силу соль, т. е. Слово Божие, и выметана вон, и топчут ее люди. Но пусть никто не думает, дети, что Господь изнемог: не Господь, а мы изнемогли, потому что, говорит Он, разве изнемогла рука Моя, чтобы избавить вас? Или разве отяжелел слух Мой, чтоб слышать вас? Но грехи ваши удалили вас от Бога вашего. Мы согрешили, братья, преступили заповеди Господа и сотворили беззаконие, прогневали Бога и опечалили ближняго. Мы укоряли друг друга, лгали и клеветали друг на друга, и пожирали сами себя, а нужно было, чтобы правда наша была выше правды фарисеев и книжников. Еще слышу я, что иудеи, книжники и фарисеи приглашают некоторых из вас на свои собрания. Берегитесь, как бы не попасть еще в худшия сети и не впасть в непростительный грех, т. е. в хулу на Духа Святаго, потому что они не верят в чудеса Христовы и в вас веру убивают.

«Да что говорить много! Вспомните, что прежде много раз вы слышали от меня. Вы хорошо знаете, что иудеи говорят, будто Христос был простым человеком и, как смертный, был убит на смерть. Но пусть они скажут нам; если Он был простым смертным человеком, то каким образом весь мир наполнился множеством Его учеников? И как многие жестоко страдают за имя Его? Каким образом именем простаго и смертнаго человека через столько лет после Него изгонялись бесы и теперь именем Его изгоняются и будут изгоняться и больные исцелялись, теперь исцеляются и будут исцеляться до скончания века? И много других чудес в церкви верующих делаются Его всесильным именем».

«Но говорят беззаконные, будто бы Христос был чародей и силой волшебства воскрес из мертвых. Так пусть они покажут нам, какое писание их или наше говорит это о Христе, или какой праведный человек сказал это когда-либо? Разве не известно, что это ложь, и говорящие такую ложь самые скверные беззаконники? И почему таким людям больше верят, чем праведным? Я еще в детстве слышал эти ложныя слова».

Прочитав это, Братец, обращаясь к слушателям, говорит:

– Вы, может быть, не слышали этого.

– Слышали, – говорят слушатели, – и затем Братец читает далее:

– «Написано в писании, как Саул пришел к волшебнице и просил вызвать из мертвых пророка Самуила. Женщина сделал чары, и увидел Саул старца, выходящаго из земли, одетаго в длинную одежду, и понял он, что это Самуил, и спрашивал его, о чем хотел. Что же, могла ли эта волшебница на самом деле воскресить Самуила или нет? Как мог диавол, живущий в волшебнице, вызвать на этот свет душу святого пророка Самуила, почивающаго на лоне Авраамовом? Ведь меньшее не имеет власти над большим, и диавол не может повелевать святым.

Диавол может только повелевать грешникам и побуждать их на всякое зло: пьянство, разврат, воровство и убийство.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

«Но отпавшие от Бога ангелы слушаются тех, которые оставили Бога, служат им и вызываются их волшебством; и чего просят у них волшебники, то исполняют диаволы: попросила волшебница повиновавшагося ей диавола, он и принял на себя вид пророка Самуила. И это не удивительно, если сам сатана, по слову апостола (2 Кор. 2, 12), преображается в светлаго ангела; поэтому и слуги его могут принимать на себя вид слуг Божиих, так и антихрист может одеть одежду Христову, но не может делать дел Христовых».

Диаволу нужно было одеться в Самуилову одежду и говорить ложь, а то ему без Самуиловой одежды не поверил бы Саул.

Так и в настоящее время какая-нибудь кухарка нарядится в одежду барыни и выдает себя за барыню. Но как только она заговорит, так сейчас всякий и увидит, что это не барыня, а обыкновенная кухарка или какая-нибудь сторожихина дочка.

Но пророкам, Христу, апостолам и отцам церкви никогда не нужно было наряжаться. Они не одевали чужой одежды и приходили в мир в своем образе. И все верили их словам и делам потому что они были в Боге содеяны.

Далее говорит святой Пионий: «Стало быть, волшебница не воскресила Самуила, но показала отпавшему от Бога Саулу диавола в образе Самуила. Об этом свидетельствует само Писание; так, явившийся в образе, Самуиловом говорит Саулу: «и ты завтра будешь со мною». Как же может Саул, враг Божий, быть вместе со святым пророком Самуилом? Он может быть только с диаволом, которому он покорился, отпав от Бога, и находиться с ним не в Царстве Божием, а в аду и мучиться там. Пусть знают все лживые иудеи, книжники и фарисеи, что нельзя никаким волшебством на самом деле воскресить мертваго. И как волхвованием волшебница не воскресила Самуила, так и Христос не от волхвования воскрес, а Божественной Своей силой разрушил силу смерти, и как по Своей воле Он пострадал и умер, так по Своей воле воскрес самовластно, как Бог».

Так увещевал святый Пионий своих слушателей. Потом он сказал им еще следующее: «Не отчаивайтесь, братья, хотя вы и сделали тяжкий грех – принесли жертву идолам, т. е. поклонились разврату и пьянству. Покайтесь!».

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее слова Пиония:

– «И обратитесь  опять всем сердцем ко Христу, Богу своему: Он милостив и готов принять всех, приходящих к Нему с покаянием, и вас примет с радостью, как детей Своих». Покайся!

– Грешны!

– Как видите, проповедь святого Пиония была не шаблонная и необрядная и потому она так сильно действовала на слушателей, что они не принужденно, но охотно каялись.

– Грешны!

 

Трезвенник.

 

 

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Мы в контакте